ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ-МУСУЛЬМАНАМИ



Содержание

 

 

Наименование раздела Страницы
Введение 2-3
1. Обращение участников Всероссийского семинара религиозных мусульманских деятелей к военнослужащим-мусульманам 3-5
2. Общие рекомендации по организации воспитательной работы с военнослужащими-мусульманами 5-15
3. Профилактика употреблений спиртных напитков, наркотических и токсических веществ среди военнослужащих 15-19
4. Какие меры необходимо предпринимать при отказе военнослужащего-мусульманина участвовать в хозяйственных работах 19-21
5. Воспитание у военнослужащих-мусульман дисциплинированности, исполнительности и уважения к командирам и начальникам 21-23
6. Профилактика самоубийств среди военнослужащих-мусульман 23-25
7. Синайский монастырь и уникальная охранная грамота, написанная основателем ислама пророком Мухаммедом. 26-30
8. Мусульманские праздники 30-33
9. Выдержки из законодательных актов 34-41
10. Значение наиболее часто приводимых слов, выражений в исламе. 42-48
Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения 49

 

 

Введение

Методическое пособие предназначено для оказания помощи командирам частей и подразделений в организации работы с военнослужащими, призванными в Вооруженные Силы из регионов (районов) компактного проживания мусульман, выросшими в этнической среде, воспитанными на традициях ислама и считающими ценности ислама основой своего мировоззрения и поведения.                                                                                                                                                                     

Исламская религия функционирует в общественной жизни России более 500 лет. В России исторически исповедуют ислам представители 38 национальностей и народностей. Крупнейшими мусульманскими этносами Российской Федерации являются: татары - свыше 5 млн. (около 4% численности населения РФ, второе место после русских); башкиры - свыше 1 млн.; чеченцы - около 1 млн.; аварцы - свыше 0,5 млн.; кабардинцы - свыше 360 тыс.; даргинцы – около 300 тыс.; лезгины - свыше 200 тыс.; ингуши - свыше 170 тыс.; карачаевцы - около 140 тыс.; лакцы - около 100 тыс.; балкарцы около 80 тыс. человек. Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн. казахов, а также десятки тысяч узбеков, киргизов и таджиков. В некоторых регионах Северного Кавказа проживает до 95% населения, исповедующего ислам. Значительная часть призывной молодежи до службы в армии в той или иной степени сталкивалась с идеями радикального исламизма (ваххабизма) и их носителями.

Ислам всегда воспитывал в мужчине дух борца, воина, рассматривал защиту Отечества, интересы государства, заботу о его безопасности как одну из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, как дело благородное и достойное настоящего мужчины.

При неумелой организации повседневной деятельности, процесса воспитания и обучения проблемы взаимоотношений в воинском коллективе могут выйти из-под контроля командира и оказать существенное влияние на морально-психологическое состояние военнослужащих, уровень боеспособности, состояние правопорядка и воинской дисциплины в части (подразделении). Кроме того, у многих командиров, офицеров штабов и служб существует множество заблуждений и предрассудков относительно традиционного ислама, чему, к сожалению, в немалой мере способствовали в последние десятилетия средства массовой информации. Военнослужащие же, видя некомпетентность командного состава, всячески поддерживают сложившееся мнение о реакционности, воинственности и нетерпимости ислама к другим религиям.  

Методическое пособие ставит своей целью оказать командирам частей и подразделений, имеющим в своем составе военнослужащих-мусульман, помощь в организации повседневной деятельности, сплочении воинских коллективов; профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, создании благоприятного морально-психологического климата.

Опираясь на религиозные убеждения военнослужащих-мусульман, каждый командир может использовать позитивный потенциал исламской религии для улучшения морально-психологического климата в подчиненной части (подразделении), сплочения воинских коллективов в интересах эффективного выполнения стоящих задач.

 

ОБРАЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВСЕРОССИЙСКОГО
СЕМИНАРА РЕЛИГИОЗНЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ-МУСУЛЬМАНАМ

"Уважаемые товарищи солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры!

Обращаемся к вам от имени Духовного управления мусульман Совета муфтиев России. Наша страна всегда была многонациональной. Но никогда многонациональность не была причиной раздоров между людьми. Наоборот, в трудные для страны периоды все россияне вставали на защиту своей Родины. Так было в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Исповедание разных религий (ислам, православие, иудаизм, буддизм) никогда не мешало народам нашей страны жить между собой в мире и согласии, в одном армейском строю защищать свою Родину от захватчиков и поработителей.

Сегодня на армию россияне смотрят с надеждой, справедливо полагая, что человек в погонах, как и прежде, является оплотом государства. Российские воины в своем большинстве являются примером добросовестного служения Отечеству, выполнения своего воинского долга. По нашему глубокому убеждению, это в полной мере относится и к военнослужащим-мусульманам, поскольку слово "мусульманин" всегда означало активного человека, гражданина-патриота.

С Сухопутными войсками мусульманских лидеров связывают многолетние дружеские отношения и сотрудничество, которое предполагает:

содействие возрождению государственно- патриотической идеи как основополагающей нравственной ценности военнослужащих и духовной основы воспитательной работы;- укрепление морально-психологического состояния личного состава Сухопутных войск;- возрождение традиций верного служения Отечеству, упрочение духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;

совершенствование воспитательной работы с военнослужащими и членами их семей;

содействие созданию и совершенствованию системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки;- расширение возможностей для реализации прав верующих военнослужащих, содействие процессу гуманизации внутриармейских отношений.

Нас интересует, как служат воины-мусульмане, каков их духовный мир. Каждый мусульманин в душе стремится к тому, чтобы стать примерным воином. Это значит, что благоразумный мусульманин, помнящий об установлениях своей религии, лучше всех обходится со своими соседями, проявляет к ним наибольшую доброту и оказывает им наибольшую поддержку. Мы говорим о военнослужащих как о соседях и товарищах потому, что солдаты и сержанты в течение службы вместе находятся в казармах, спят и едят, выполняют служебные и учебные задачи, отдыхают.

Воинский коллектив – это большая семья, в которой каждый военнослужащий несет военную службу (особый вид государственной службы), выполняет свой священный долг по защите Родины.

Любовь к Родине, согласно исламскому вероучению, является частью веры.

Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. Но внешняя чистота подразумевает не только чистоту одежды, опрятный вид, но также чистоту поступков и помыслов, нравственную чистоту и заботу о своем здоровье.

 Мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы сохранять здоровье и крепость тела, и поэтому придерживается умеренности в еде и питье. Он не набрасывается на еду с жадностью, а берет столько, чтобы этого оказалось достаточно для поддержания здоровья, сил и активности, руководствуясь словами Аллаха Всевышнего: "Ешьте и пейте, но не растовщительствуйте (не впадайте в крайность), ибо поистине, Аллах не любит расточительных"(Коран 7:31).

Благоразумный мусульманин никогда не станет употреблять спиртные напитки и наркотики, ибо сказано в Священном Коране: "О те, кто уверовал! Поистине, вино, дурманящее зелье, азартные игры, идолы и гадание по стрелам есть не что иное, как скверна, дела шайтана. Сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть" (5:90).

Знайте, что мы в своих молитвах постоянно просим Всевышнего Аллаха, чтобы он дал вам силу духа и мудрость, чтобы у вас было крепкое здоровье, чтобы вашей службой были довольны командиры и ваши родители. Выражаем твердую уверенность в том, что каждый мусульманин будет и далее являть собой образец примерного воина, которым мы, старшие ваши товарищи и духовные наставники, будем гордиться.

С добрыми молитвами Представители духовного управления мусульман России.

16 сентября 2004 года".

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ-МУСУЛЬМАНАМИ

В работе с военнослужащими-мусульманами есть свои особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, необходимо, чтобы военнослужащий, для которого русский язык не является родным, как можно быстрее начал понимать и усваивать смысловую нагрузку специфических военных терминов и выражений. Преодоление языкового барьера, быстрое овладение русским языком - государственным языком Российской Федерации - необходимы для глубокого понимания требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, успешной адаптации к условиям и особенностям армейской службы. Поэтому при распределении военнослужащих-мусульман по подразделениям нужно соблюдать принцип равномерности, то есть пропорционально комплектовать отделение, взвод, роту (батарею), батальон (дивизион) представителями всех национальностей и регионов.

При штатно-должностной расстановке военнослужащих в подразделении целесообразно учитывать стремление военнослужащих-мусульман осваивать ту или иную воинскую специальность. Но при этом нежелательно назначать их на должности, связанные с исполнением обязанностей в отрыве от подразделения; недопустимо совмещение штатных обязанностей с хозяйственными, к чему большинство из них тяготеет (каптерщика, хлебореза, кладовщика, внештатного помощника начальника склада, бани и т.п.).

После распределения военнослужащих по конкретным подразделениям наступает этап углубленного изучения вновь прибывшего пополнения всеми категориями командиров, офицерами штабов и подразделений, в том числе организаторами воспитания. На этом этапе наряду с общими сведениями целесообразно установить, какова степень религиозности каждого военнослужащего и какому религиозному направлению он отдает предпочтение. Необходимо обратить внимание на глубину его религиозных познаний, место их получения (в какой религиозной школе, медресе учился), степень знакомства с литературой, в том числе с исламским фундаментализмом. Важно уточнить, как призывник до службы в армии следовал религиозным канонам (посещал мечеть, соблюдал пост, побывал в хадже и т.д.).

Уже в первых беседах офицер должен формировать у военнослужащих-мусульман понимание, что прохождение службы в армии — это особый вид государственной службы, важнейшая и почетная обязанность каждого гражданина Российской Федерации, независимо от его веры и национальности. Эта обязанность рассматривается исламом как богоугодное дело и сопряжена с определёнными ограничениями и лишениями, которые верующий вынужден временно терпеть (на период военной службы).

Главное, чтобы солдат понял, что основу повседневной деятельности подразделения составляет боевая подготовка. Его задача за время службы – активно овладевать воинской специальностью и в дальнейшем совершенствовать свое профессиональное мастерство. В одном из своих изречений Пророк сказал: "Сильный верующий лучше слабого!"

В ходе занятий по боевой подготовке и в процессе несения службы целесообразно отмечать лучших военнослужащих, расчеты и экипажи, достигшие высоких результатов, развивать здоровое соперничество и состязательность. К этому также призывает Коран, в котором говорится: "Состязайтесь в благом!" При этом не надо акцентировать внимание на национальной и религиозной принадлежности. 

В организации повседневной деятельности подразделения (части) нельзя обойти проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие.

Снять проблемные вопросы поможет совместное разрешение ситуативных задач: командир аккуратно и ненавязчиво должен подвести военнослужащих к выводу, что убирать за собой необходимо. Придется каждому мыть пол в казарме, убирать туалетные комнаты и многое другое независимо от национальности и веры.

Во всех форма воинского воспитания необходимо использовать доходчивый, простой и понятный язык. Для завоевания авторитета нельзя скатываться до заигрывания с военнослужащими. Также неуместно использование кличек и прозвищ. Стройте ровные, одинаково требовательные ко всем военнослужащим отношения. Нужно быть справедливым во всех перипетиях и жизненных ситуациях.

Важно везде и всюду проводить главную мысль: сила любого воинского коллектива — в его сплоченности. В этом нам поможет обращение к ратной истории Российского государства, к истории Вооруженных Сил. Достаточно примеров и в современной армии.

Каждый, даже мелкий, конфликт между военнослужащими разных национальностей и разного вероисповедания должен быть предметом глубокого и всестороннего разбирательства. Необходимо выяснить предпосылки и причины происшедшего, принять решение по снятию напряженности в морально-психологическом состоянии военнослужащих и воинских коллективов.

При совершении военнослужащими-мусульманами правонарушений и проступков, получивших негативный резонанс в воинских коллективах, можно использовать прямое обращение к воинам той или иной национальности, исповедующей ислам. В этом случае военнослужащих-мусульман целесообразно собирать отдельно, нежелательно делать разговор достоянием всей части. Иногда, как показывает опыт, взыскание, объявленное военнослужащему-мусульманину лично (на первом этапе его службы) или в присутствии единоверцев, более действенно, чем публичное наказание.

Есть примеры, когда отдельные командиры используют в своей работе авторитет и общественное влияние национальных диаспор, расположенных в районе дислокации части.

Положительно зарекомендовала себя переписка с военными комиссариатами, призвавшими военнослужащих-мусульман на воинскую службу, а также с духовными управлениями мусульман, имамами местных мечетей, родителями военнослужащих. Надо помнить, что важнейший принцип педагогики – опора на положительное.

Поэтому в письмах нужно сообщать хорошее. Добрые слова окрыляют человека, даже если он не в полной мере им соответствует.

С неформальными лидерами, склонными к нарушению уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, воспитательную работу необходимо организовывать и проводить систематически, а не от случая к случаю. Ежедневное влияние на них и оперативное реагирование на каждое, даже самое мизерное, нарушение с их стороны приносят большие результаты. Дело не в строгости наказания, а в его неотвратимости. Взысканию за нарушение должно предшествовать тщательное разбирательство без унижения личного достоинства провинившегося, с напоминанием военнослужащему об образцовом выполнении воинского долга. Командиры всех категорий вырабатывают комплекс мер ежедневного воспитательного воздействия на нарушителя дисциплины.

Военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, нужно ежедневно контролировать и отмечать наметившиеся положительные сдвиги в его поведении.

В процессе организации повседневной деятельности, воспитания и обучения недопустимо:

1. Использовать нецензурную брань как средство общения и управления. Командир, использующий в своей речи нецензурную брань, изначально лишает себя возможности завоевать авторитет среди этой категории военнослужащих.

2. Допускать оскорбительные выпады в адрес национальностей – носителей мусульманской религии, ее атрибутики (совершение намаза, особенности питания). Плохих или хороших народов и религий нет. Есть взаимопонимание и уважение личности.

3. Принимать "подарки" и "услуги" от военнослужащих-мусульман или их родственников. Принявший "подарок" или "помощь" ("услугу") рассматривается военнослужащими-мусульманами, родственниками, членами диаспоры как "обязанный". Действия такого командира при предъявлении требований добросовестного выполнения служебных обязанностей в отношении данной категории солдат впоследствии воспринимаются ими как "незаконные".

4. Надеяться на воздействие Корана и другой религиозной литературы. Как показывает практика, некоторые офицеры и сержанты для коррекции поведения военнослужащих-мусульман цитируют отдельные положения Корана. При этом они не понимают смысла используемых священных текстов, не знают, в каких слу­чаях и по какому поводу их лучше применять. Такие действия сами по себе, без связи со священнослужителями, олицетворяющими исламскую традицию, не будут легитимными для мусульман; они их не признают убедительными, особенно те, кто придерживается фундаменталистских взглядов.

Главная причина заключается в том, что слова и действия офицера или сержанта (за редким исключением) не рассматриваются верующими-мусульманами в связи с исламским вероучением. Поэтому изучение основ исламского вероучения целесообразно сочетать со встречами с исламским духовенством, которое может помочь корректировать поведение военнослужащих-мусульман.

Необходимо приглашать священнослужителей разных официальных религиозных объединений, действующих на территории Российской Федерации, для ознакомления офицерского состава с основами религиозного мировоззрения, участия в принятии присяги военнослужащими, праздновании дней воинской славы России, Дня образования воинской части, проведении дней открытых дверей и в других случаях.

Последствия групповых драк, самовольного оставления частей и неповиновения с участием военнослужащих-мусульман имамы и муфтии нейтрализуют достаточно быстро, поскольку к ним относятся с уважением и прислушиваются к их словам.

В своей повседневной деятельности командиры, офицеры-воспитатели сталкиваются с нарушениями уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, грубостью, сквернословием, физическими унижениями и моральными оскорблениями, казарменным рэкетом и пр.

Особенно опасными становятся неуставные проявления, когда лидеры отрицательной направленности сколачивают группы по национальному и религиозному признаку, используют их в установлении казарменного беспредела.

Мы предлагаем рекомендации, которые, на наш взгляд могут помочь в организации воспитания у военнослужащих-мусульман терпимого отношения друг к другу, к военнослужащим, представителям других национальностей и религиозных объединений. К этому призывает исламское вероучение. Мы ставим перед собой просветительскую цель – помочь командирам ознакомиться с основами исламского вероучения, лучше понимать мотивы поведения, уметь вырабатывать методы управления военнослужащими-мусульманами в условиях военной службы.

Военнослужащие-мусульмане должны усвоить, что все с кем они проходят службу - их "соседи", отношениям с которыми ислам придает особое значение. Например, в Коране говорится, что Аллах велит оказывать благодеяния соседу: "И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете" (Коран 4:36).

Во многих хадисах говорится, что Пророк повелевал людям хорошо относиться к своим соседям, независимо от того, являются ли они родственниками и единоверцами, тем самым, подчеркивая важность, придаваемую в Исламе отношениям между соседями.

Посланник Аллаха постоянно побуждал людей оказывать соседям уважение и делать им добро. Даже произнося свою историческую проповедь во время прощального паломничества, он вновь напомнил мусульманам о наиболее важных вещах, в том числе о хорошем отношении к соседям. Это привлекло внимание одного из видных сподвижников Абу Умамы, который, обращаясь к единоверцам, сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха, сидевший на своей верблюдице, говорил во время прощального паломничества: "Я наказываю вам хорошо относиться к соседу!" (хадисы Ат-Табарани).

Благородный посланник придавал этим велениям настолько большое значение, что оказание ему благодеяний и отказ от нанесения ему каких бы то ни было обид, объявлялись признаками веры в Аллаха и в последний День и наилучшим доказательством воздействия этой веры на человека. Так, посланник Аллаха сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, говорит нечто благое или хранит молчание!" (хадисы Аль-Бухари и Муслима). В другой версии этого хадиса, которую приводит Аль-Бухари, сообщается, что Пророк сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний День, не обижает своего соседа..."

Неудивительно, что истинный мусульманин, сердце и разум которого принадлежит исламской религии, проявляет великодушие по отношению к своему соседу, заботится о нем и всегда поддерживает с ним хорошие отношения.

Мусульманин всегда сопереживает своему соседу. Его радует то же, что радует его соседа, и огорчает то же, что огорчает его, и он желает ему того же, чего желает самому себе, памятуя о словах посланника, который сказал: "Не уверует никто из вас (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать брату того же, чего желает самому себе" (хадисы Аль-Бухари и Муслима).

Мусульманин никогда не упускает возможности проявлять заботу о своих соседях, оказавшихся в трудном положении, угощает их всякий раз, когда у него самого что-нибудь готовят дома, поскольку истинный мусульманин всегда помнит о духе социальной солидарности, который воспитал в душах мусульман посланник Аллаха. Так, например, сообщается, что однажды он сказал Абу Зарру: "О Абу-Зарр, если будешь варить бульон, то добавь побольше воды и позаботься о своих соседях" (хадис Муслима).

Натура настоящего мусульманина не позволяет ему спокойно взирать на затруднения и нужду своего соседа в том случае, если он сам наслаждается всеми благами жизни, да и как может переносить это человек, чувства которого обостряются под воздействием ислама, если он слышит слова Посланника: "Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед" (хадисы Ат-Табарани), а также другие его слова: "Не является верующим тот, кто насыщается в то время, когда его сосед остается голодным" (хадисы Ат-Табарани).

Под воздействием наставлений своей религии сознательный мусульманин всегда стремится делать добро соседям в меру своих возможностей. При этом он не пренебрегает даже малыми благодеяниями, которые может оказать своему соседу, в отличие от некоторых невежественных людей, считающих такие вещи незначительными и отказывающихся от них, вследствие чего они лишают блага и самих себя, и своих соседей. Аллах Всевышний говорит: "И совершивший добро весом с пылинку увидит его" (Коран 99:8). Благодарность за добро также является одним из нравственных неотъемлемых исламских качеств, на что указывают и слова посланника Аллаха, побуждавшего людей к проявлению благодарности: "Не воздаст благодарности Аллаху тот, кто не благодарит людей" (хадис Аль-Бухари).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1028; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!