НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ САМОУБИЙСТВ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-МУСУЛЬМАН



Одним из трудоемких направлений воспитательной работы с военнослужащими является профилактика суицидальных происшествий. Мы не будем приводить общих форм и методов ведения работы по предотвращению самоубийств со всеми категориями военнослужащих. Военнослужащие должны знать об отношении Ислама к самоубийству. Это знание, на наш взгляд, может помочь офицерскому составу и сержантам проводить работу по профилактике случаев суицида.

В беседах с военнослужащими надо обратить внимание на то, что исламская религия учит каждого мусульманина быть довольным решением и предопределением Аллаха. Мусульманин никогда не должен забывать хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха сказал: "Удивительно положение мусульманина! Поистине, всё в его положении является благом для него, ибо, если происходит с ним нечто радостное, он благодарит Аллаха и это становится благом для него, если же постигает его какое-нибудь горе, он проявляет терпение, и это тоже оборачивается для него благом".

 В беседе нужно подчеркнуть, что удовлетворенность мусульманина выражена в его глубокой убежденности в том, что вера в предопределение Аллаха является одним из столпов веры в целом, и каждый мусульманин должен верить в то, что все происходящее с ним в этой жизни не могло обойти его стороной, ибо это предопределено, и никто не в силах отразить это.

В работе с военнослужащими-мусульманами надо учитывать, что исламская религия учит верить: удовлетворенность решением и предопределением Аллаха послужит причиной того, что Аллах щедро наградит и запишет у Себя как покорных тех верующих, которые преуспеют. В положении таких мусульман все является благом, ведь если с ними случается что-нибудь радостное, язык таких верующих неустанно благодарит своего Щедрого Господа, являющегося Подателем благ и оказывающим милости. Однако если же постигает какое-нибудь горе, то мусульмане должны проявлять терпение, повинуясь велению Аллаха, и оставаться довольными Его решением и предопределением, в результате чего и то, и другое оборачивается для них благом.

Каждый военнослужащий из числа мусульман должен твердо знать то, что жизнь, по Священному Корану, дана человеку Аллахом, и он может быть лишен ее только по Его воле. Всевышний Аллах сказал: "...не впадайте в крайность, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности". Передают со слов Джундаба: "Один человек, у которого была опухоль, лишил себя жизни, и тогда Аллах Всемогущий и Великий сказал: "Раб мой опередил Меня, и поэтому Я сделал рай запретным для него".

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк Мухаммад сказал: "Тот, кто задушил себя самого, будет душить себя и в пламени ада, а тот, кто заколет себя, будет продолжать это и в огне. Кто бросится со скалы и тем лишит себя жизни, будет в огне адском до скончания вечности; и кто сам себя отравит ядом, навеки будет жить в адском пламени; также и тот, кто убьет себя железом (застрелит), да пребудет вечно в огне адовом".

Таким образом, в Исламе самоубийство рассматривается как самый тяжкий грех. В Священном Коране сказано: "Кто приобретает грех, тот приобретает его против самого себя".

В исламе, так же как и в христианстве, запрещено хоронить тела самоубийц в соответствии с религиозными обрядами. Передают со слов Джабира ибн Самура: "…пророку Мухаммаду сказали, что некий человек убил себя сам. И ответил на это посланник Аллаха, что он не совершит над ним погребальной молитвы".

Приводя военнослужащим-мусульманам все вышеназванные примеры, надо объяснить им, что терпеливое перенесение любых испытаний, согласно исламскому вероучению это и есть проявление мужества и отваги, которое несет надежду на награду Господа. Всемогущий и Великий Аллах говорит: "Сын Адама, если станешь ты терпеть и надеяться на награду Аллаха при первом потрясении, не удовлетворюсь Я никакой иной наградой для тебя, кроме рая".

Таким образом, знание основных положений исламского учения, его отношение к самоубийству поможет командирам всех степеней и офицерам-воспитателям в работе по профилактике суицидальных происшествий среди военнослужащих.

 

СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ И ФИРМАН[1] МУХАММЕДА

Война в Чечне, террористические акты, совершенные в российских городах приверженцами ваххабизма, осложнили ситуацию в отношениях между православными и мусульманами во многих регионах нашей страны. Пользуясь этим, противники единой, неделимой и сильной России не оставляют попыток разжигания новых очагов напряженности. Как известно, на протяжении всей истории нашего государства, между христианами и мусульманами никогда не было конфликтов. И во всей истории отношений между этими религиями есть прецеденты позитивного решения межрелигиозных проблем.

В этом разделе мы хотим, чтобы те, кто будет использовать в своей работе данное методическое пособие, знали сами, и объясняли подчиненным, что так называемый "джихад" – священная война мусульман с "неверными" не имеет того значения, которое этому понятию придают современные толкователи ислама. Примером тому, фактом миролюбивости и изначально нормального отношения ислама к другим религиям, может служить приведенный ниже, малоизвестный исторический факт.

Библейский Восток является религиозным центром мира. Протянувшись от Иерусалима и Вифлеема на севере до Синая на Юге, он на протяжении многих лет привлекает к себе паломников со всего мира. Гора Синай находится на юге Синайского полуострова, который сегодня входит в состав Египта. И в древние времена и сейчас на Синай стремятся попасть люди, жаждущие прикоснуться к святыням библейских мест, где были явлены великие чудеса и совершили подвиги величайшие божьи угодники, столпы и светильники православной веры.

40 лет прожил на Синае святой пророк Моисей. Именно здесь в пламени Неопалимой Купины явился ему Бог. Здесь же получил Моисей скрижали Ветхого Завета – заповеди Божьи. Здесь пребывали другие пророки и праведники. Издревле здесь существуют и монашеские общины.

Первая церковь возле Неопалимой Купины была возведена в 330 году по повелению святой равноапостольной царицы Елены. Почти через 200 лет, в 521 году, по приказу императора Юстиниана здесь был построен стоящий доныне храм в честь Преображения Господня, а вокруг построек предыдущих времен возведены монастырские стены.

Библиотека Синайского монастыря является одним из крупнейших в мире хранилищем древних рукописей.

В 641 году Синай был захвачен арабами-мусульманами, но не пострадал, так как имел особую охранную грамоту. Поразительно, но даже под властью мусульман, Синай продолжал оставаться центром средневекового восточного монашества.

В изданной в 2002 году в Санкт-Петербурге книге И.И.Соколова "Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204 г.г.). Опыт церковно-исторического исследования" пишется, что "…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман, который был дан Магометом Синайскому монастырю и подлинник которого, как уверяют, сохранился в сокровищнице султана в Константинополе,…составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан".

Перевод этого уникального исторического документа, лично составленного и написанного самим основателем мусульманской веры, приводится в книге А.Уманца "Поездка на Синай", изданной в Санкт-Петербурге в 1850 году.

"…Фирман о неприкосновенности монастыря и свободе отправления в нем богослужения был дан самим Мухаммедом. Когда он одержал первую замечательную победу … у Бедра (1 марта 622 года) и через нее сделался страшным во всей Аравии, то Синайский монастырь послал к нему свою депутацию с поздравлениями и подарками. Депутация была принята весьма ласково и обратно в монастырь привезла с собой самый благосклонный фирман. Архиепископ Констандиус в книге своей "Египтиада" говорит, что "Мухаммед, будучи довольным приемом, сделанным ему в Синае, в начале его проповедания, и заметив, что правила Синаитов заключались в тихой и благочестивой жизни, в знак благодарности дал своим наследникам письменное завещание, которым подтвердил прежние привилегии, Юстинианом данные, и добавил к ним еще и свои". Фирман был написан на коже газели куфическими буквами, а вместо подписи была приложена на нем, в буквальном смысле, десница Мухаммеда".

"…Все мусульмане признали данные монастырю преимущества, как неприкосновенную святыню; а Султан Селим I, когда по завоеванию Египта в 1517 году синаиты представили ему завещание Мухаммеда и просили его защиты, отозвался, что нашел неоцененный клад и, что не столько радуется покорению Египта, сколько приобретению такой драгоценности. Подлинник фирмана он потребовал к себе и с того времени этот документ хранится в султанской сокровищнице Стамбула, ключ от которой находится у самого султана, и куда вход для христиан до сих пор невозможен. Вместо подлинника он выдал в монастырь перевод с этого фирмана на турецкий язык, для ближайшего уразумения его турецкими правителями Египта. К переводу было сделано вступление и заключение в самых изысканных выражениях в восточном вкусе".

Далее в своей книге, АУманец наряду с кратким пересказом содержания фирмана, приводит также и подробный перевод текста фирмана с турецкого и арабского языков.

"Сделав обращение к своим последователям о строгом выполнении даваемого завета и подтверждая, что нарушающий его есть "преступник, посмеивающийся над религией, и достоин проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный", Мухаммед обозначает в этом фирмане, едва ли не в самом первом, от себя выпущенном, даруемые им права и преимущества: а) всем вообще христианам и б) в особенности лицам духовным – епископам, священникам и монахам.

Христианам он вообще представляет следующие права личности и собственности:

1) на свободное отправление и сохранение своей религии;

2) на сохранение и новую постройку церквей, молелен и мест поклонения (здесь разумеются монастыри); сверх того, он обязывает мусульман оказывать им в этом всяческое пособие;

3) Мухаммед до того простирает дух веротерпимости, что запрещает последователям своим входить с христианами в споры о превосходстве религии, а если христианину случится быть между мусульманами, то приказывает дозволять ему молиться по своей вере; и "кто поступит против того, тот есть бунтовщик против Аллаха и Его пророка";

4) на правосудие и защиту;

5) на освобождение от обязанности ходить на войну;

6) на освобождение от всяких повинностей;

7) на владение поземельной собственностью;

8) христиане могут вести торговлю. За сии права собственности положено взносить весьма умеренную плату.

Лицам духовного звания даны сим фирманом сверх того следующие важные преимущества:

1) каждому из них, где б он не поселился, обещана непременная защита от врагов и отвращение от всякой обиды;

2) гражданские власти не должны вмешиваться в дела христианского духовенства и "да не сменится епископ или священник от своих мест и да не изженется монах из своего монастыря";

3) "да не разрушится ни единая из церквей или часовен их и да не употребится ничего из принадлежащего церквам их на постройку мечетей или домов мусульманских[2]";

4) духовные освобождались отнюдь не принуждая их ни к какому платежу, а если бы наступила дороговизна и неурожай, то повелевалось самим мусульманам давать им пособие хлебом.

Фирман написан в собственной мечети пророка (в Мекке) и поручителями в верном его исполнении были вернейшие друзья и последователи Мухаммеда, числом 22 человека".

Замечательный по своей веротерпимости, Фирман Мухаммеда является и поныне важнейшим религиозным и историко-политическим документом для всего христианского и мусульманского мира.

И до нашего времени, многие мусульмане с великим почтением относятся к православным святыням, испрашивая у них помощь, поддержку, исцеление, ведь священная книгу мусульман Коран признает Божественное происхождение Исы (Иисуса) сына Марьям (Марии). Фирман Мухаммеда чтится мусульманами, как великая святыня.

Православные же могут относиться к нему, как к документу, воздающему знаки великого уважения и почтения к православной вере и Церкви и открывающему тем самым, прямой и самый верный путь к межнациональному миру и согласию в нашей стране.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

В дни религиозных праздников[3] командиру подразделения, части желательно поздравить военнослужащих-мусульман в присутствии всего воинского коллектива, подчеркнуть роль конкретных военнослужащих в укреплении боеспособности и слаженности подразделения, части; найти возможность снизить им нагрузку в ходе несения воинской службы; предоставить время для посещения религиозных культовых сооружений, совершения молитв; использовать воспитательную работу и занятия по общественно-государственной подготовке для ознакомления личного состава подразделения с традициями и обычаями военнослужащих-мусульман, представителей разных народностей и национальностей. Хороший результат дает привлечение самих военнослужащих-мусульман для ознакомления других с особенностями того или иного религиозного праздника. Они могут рассказать, как отмечали его в семейном кругу, вспомнить, чем в праздники угощали их бабушки и дедушки, чем потчевали гостей. При этом нельзя допускать насмешек над тем, что дорого и значимо для мусульман.

В небольших по численности частях в дни религиозных праздников можно приготовить обед из блюд на основе рецептов национальной, религиозной и обрядовой кулинарии.

 

Мусульманский Новый год (1-е число месяца мухаррам). Отмечается в связи с переселением пророка Мухаммада из Мекки в Медину (622 год от Рождества Христова), и от этого момента считается первый год Хиджры (мусульманское летоисчисление).

 

День рождения пророка Мухаммада (12-го числа месяца раббиль-авваль 570 года от Рождества Христова). Посланник Аллаха - последний пророк истинной веры - родился в Мекке. Рождение его сопровождалось многими знамениями. Прорицатели объявили о появлении посланника Аллаха. Отец пророка Абдулла происходил из древнего арабского рода Хашим племени Курайшитов. Издавна представители этого рода были хранителями ключей от храма Каабы. Отец Мухаммада умер еще до его рождения. А мать - Амина умерла, когда мальчику было шесть лет. Сироту приютил дед будущего пророка Абдуль Мутталиб. Затем его взял под своё попечительство дядя Абу-Талиб. В 25 лет он женился на женщине по имени Хадижа.

Впоследствии примерно к сорока годам Мухаммад все острее ощущал на себе воздействие высшей силы, чувствовал свое высокое предназначение на земле, избранность для наставления человечества на путь единобожия и истины. Общение Мухаммада с божественными силами особенно усиливалось тогда, когда он находился в пещере - Хира, близ Мекки. Именно здесь он нашел уединение и предался размышлениям и молитвам. Вдруг однажды в этой пещере он ясно увидел ангела – Джабрииля (Гавриила), передавшего ему волю Аллаха, - нести людям истинно-божественное слово. Мухаммад был настолько потрясен случившимся, что впал в подавленное состояние, из которого вышел только после второго общения с ангелом. Идеи истинной веры не сразу были восприняты соплеменниками. С 610 по 620 год новой эры Мухаммад вынужден был вести вооруженную борьбу с различными племенами Аравии, отстаивая свои земли и кровные дома, так как в своё время был изгнан из Мекки за призыв к Исламу. К 630 году Мекка была освобождена. В 632 году Пророк ушел из земной жизни и после него во главе мусульманской уммы встал Абу-Бакр - первый праведный халиф.

Аль-миърадж - Вознесение (27-го числа месяца Раджаб). Чудесное путешествие пророка Мухаммада к небесному престолу Аллаха.

Рамадан - девятый месяц мусульманского календаря. В этот месяц пророк Мухаммад был осенен первым откровением Аллаха. Рамадан - месяц поста. В течение него в дневное время запрещается пить, есть, курить, вступать в интимные отношения, предаваться бурным развлечениям и веселью. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению Священного Корана, благочестивым делам, размышлениям о вопросах веры, поминание Всевышнего и т.п. благо-угодным делам.

От соблюдения поста освобождаются больные, дети, путники, воины во время боевых действий, беременные женщины.

Лейлятуль-Кадр - ночь предопределения (27-го числа месяца Рамадан). Этой ночью было начато ниспослание Корана пророку Мухаммаду. Ежегодно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его пожелания, высказанные в молитве. Эту ночь принято проводить в мечети, читая Священный Коран и вознося Аллаху свои мольбы и просьбы.

 

Ид аль-Фитр - праздник разговения (в нашей стране этот праздник именуется - Ураза-Байрам). Значимый праздник мусульман отмечается первые три дня месяца Шаввель в честь завершения поста месяца Рамадан.

 

Ид аль-Адха - праздник жертвоприношения (в нашей стране этот праздник называется Курбан-Байрам). Главный мусульманский праздник начинается 10-го числа месяца Зуль-Хиджа. Праздник длится три дня. Совпадает с завершением ежегодного паломничества в Мекку.

 

 

Даты мусульманских праздников в России
в период 2011-2012 годов

 

Название праздника 20 11 г. 2012 г.
День рождения Пророка Мухаммада 15-16 февраля 3 февраля
Ночь Рагаиб – Торжественная ночь 9-10 июня 24-25 мая
Ночь Мирадж – вознесение Пророка Мухаммада к пристолу Всевышнего 28-29 июня 16-17 июня
Лейлят аль-Бараат-Ночь очищения от грехов 15-16 июля 4-5 июля
Начало мусульманского поста 1 августа 20 июля
Ночь  предопределения 25-26 августа 14-15 августа
Праздник разговения 30 августа 19 августа
День стояния на горе Арафат 5 ноября 24 октября
Праздник жертвоприношения Курбан-Байрам 6-8 ноября 245-26 октября
Начало нового 1433 года по Хиджри 26 ноября 15 ноября
День Ашура - день поминовения пророков и посланников Аллаха 5 декабря 24 ноября

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!