ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЙ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ТОКСИЧЕСКИХ ВЕ I ЦЕСТВ



Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются офицеры и сержанты в воспитании подчиненных, является употребление спиртных напитков, наркотиков и токсических веществ. Опасность наркотического, алкогольного опьянения в армии вызвана присутствием в воинских коллективах боевой техники и вооружения. Даже в маленьких дозах опьянение может привести к совершению военнослужащим преступления, гибели и увечью людей. Более половины всех преступлений и происшествий в войcкax совершается в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Пьянство легче предотвратить, чем после совершения правонарушения разбираться с виновными лицами.

Хорошая организация повседневной деятельности, интенсивная боевая подготовка, соблюдение режима несения службы и отдыха, насыщенная общественная жизнь, развитая сеть кружковой работы по интересам и активное вовлечение военнослужащих в занятие художественным творчеством, спортом, рационализаторскую и изобретательскую деятельность в сочетании с медико-просветительской и профилактической работой во многом снижают тягу к наркотикам и алкоголю.

Ислам среди других религий отличается социальной направленностью, пристальным вниманием к проблемам земной, повседневной жизни человека. И если военнослужащие-мусульмане будут не только читать Коран и Сунну (изречения и деяния) Пророка Мухаммада, но и неукоснительно следовать их установлениям, то многие социальные проблемы могут быть успешно решены.

В Священном Коране (5:90) сказано: "О те, которые уверовали! - дурманящие зелья и азартные игры ... — не более, чем нечистота, дьявольские козни, так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть".

Этот стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что, когда было ниспослано это знамение, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены, и вино текло по улицам рекой. Никогда в истории человечества столь глубоко укоренившийся порок, как пьянство, не был искоренен так быстро и окончательно. Важно учитывать, что награда или наказание ожидает человека не только за добрые или дурные дела, но и за то, каким было намерение человека, совершившего и не совершившего тот или иной поступок. Сахих аль-Бухари свидетельствует: "Я слышал, как посланник Аллаха, говорил: "Поистине, дела связаны с намерениями, и поистине, каждому достается то, что он внутренне намеревался обрести. Устремившийся к этому обретет его".

Обращаем внимание офицерского состава и сержантов на то, что очень большое значение имеет внутренняя готовность человека преодолеть жизненные трудности, изменить свое положение. В Коране сказано: "Воистину, Аллах не изменяет положение людей, пока они не изменятся внутри себя" (Коран 13:11).

Важно напоминать военнослужащим, что по исламу человек ответствен перед Творцом за свою земную жизнь.

Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он не имеет права не трудиться, зависеть материально от других и употреблять спиртные напитки.

Ниспосланные положения Пророка по этому вопросу делятся на четыре этапа:

1. Сначала Всевышний сказал: "Берите из плодов винограда и фиников хорошее и доброе".

2. Затем было речение Всевышнего о том, что грех от употребления спиртного больше, чем польза, поэтому нужно искать другие источники пропитания. "Они спрашивают тебя об опьяняющем и об азартных играх. Скажи: "В них обоих — великий грех и (некая) польза для людей, но грех этот больше, чем эта польза"... Так поясняет Аллах вам послание, дабы могли вы поразмыслить" (Коран 2:219).

3. Далее Аллах предписал: "О, вы, которые уверовали, не приближайтесь к молитве, если вы пьяны, до тех пор, пока не станете понимать, что вы говорите…" (Коран 4:43).

Так как молиться надо 5 раз в день, то опьянение никак не успеет пройти. Поэтому перед мусульманами встал выбор: либо потерять молитву, либо отказаться от вина.

4. И, наконец, этот порок был полностью запрещен "Дьявол желает лишь посеять вражду и ненависть меж вами при помощи дурманящих зелий и азартных игр, дабы отвратить вас от поминания Аллаха и от молитвы. Так отвратитесь ли вы?" (Коран 5:91).

Сахих аль-Бухари свидетельствует: "Когда были ниспосланы аяты о ростовщичестве из суры "Корова", Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел из дома и прочел их людям, а затем запретил торговать вином" (хадис аль-Бухари).

Таким образом, нельзя торговать вином, хранить его, разносить и наливать его людям. Многие спрашивают, можно ли употреблять слабые алкогольные напитки, например пиво. Нет, это тоже запрещено, и в больших, и в малых дозах. Ведь употребление алкоголя в любых дозах ведет к потере инициативы, сокращению сроков жизни и работоспособности. Сначала в мусульманских странах наказание за употребление алкоголя было 40 плетей, потом 80 плетей. Ведь тот, кто теряет свой разум, тот портит и моральное состояние общества. Но наказывать человека нужно тогда, когда он протрезвеет, чтобы он понял, за что его наказывают.

Можно ли употреблять алкоголь в лечебных целях?

Известно, что Всевышний это запрещает. Пророк не одобрял использования алкоголя в лечебных целях, как бы ни был он целебен и необходим: "Алкоголь не лекарство, а болезнь. Аллах ниспослал болезнь и исцеление, каждой болезни есть исцеление. А посему - принимайте лекарство, но воздержитесь от использования в качестве снадобья того, что является запретным (харам)".

Перед принятием любого лекарства мусульманам следует посоветоваться с фармацевтом, и, если в состав кого-либо снадобья входит алкоголь, требовать другое, равное по воздействию безалкогольное снадобье, если таковое, конечно же, имеется, если же замены не существует, то допускается использование лекарства, содержащего алкоголь, ибо в определенных тяжелых случаях то, что прежде было запрещенным, может стать разрешенным. Таким образом, всякое одурманивающее средство называется по-арабски "харам" и полностью запрещено мусульманам. Мусульмане не могут войти в состояние ритуальной чистоты, находясь под воздействием наркотика или алкоголя, а также пребывая в полубесчувственном состоянии и рассеянии ума.

"Всякое одурманивающее вещество, подобно вину, запретно" (хадис аль-Бухари). Известный мусульманский богослов шейх ибн Таймийя писал: "Грешные люди курят гашиш, ибо он, подобно вину, приводит их в состояние безудержного веселья и доставляет им наслаждение. Однако вслед за этим они впадают в тупость и оцепенение. Действие гашиша пагубно отражается на здоровье и нравственности, возбуждает похоть и ведет в дальнейшем к постыдному разврату".

Таким образом, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации о полном запрете употребления спиртных напитков, наркотических токсических веществ полностью совпадают с требованиями исламского вероучения. Следуя им, российские военнослужащие демонстрируют достоинство своей личности и гражданскую зрелость.

 

КАКИЕ МЕРЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНИМАТЬ ПРИ ОТКАЗЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО-МУСУЛЬМАНИНА УЧАСТВОВАТЬ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТАХ

Некоторые военнослужащие-мусульмане, ссылаясь на отдельные положения исламского вероучения, стараются уклониться от исполнения обязанностей военной службы как мытье полов, уборка казарменных помещений, закрепленной за подразделением территории воинской части, несение наряда по столовой, мытье посуды и т.п. С этой проблемой сталкивался каждый офицер, прапорщик и сержант. В ряде случаев отказ военнослужащих-мусульман от выполнения хозяйственной работы расценивается как неповиновение и создает предпосылки применения к ним физического насилия, превышения должностных полномочий их командирами и начальниками. Важность решения проблемы вытекает из специфики воинских коллективов, где большинство составляют военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, где нет уборщиц и уставами предписано самим военнослужащим наводить порядок, убирать за собой.

Офицерам и сержантам важно обратить внимание военнослужащих-мусульман на то, что ислам был создан как религия чистоты. Пророк говорил: "Чистота-условие принятия веры!"Также на это указывают слова Всевышнего: "Поистине, Аллах желает избавить вас от скверны и очистить вас полностью". (33:33). Мусульманин, которого ислам хочет видеть образцом для людей, постоянно следит за своей чистотой. В одном из аятов сказано: "Очищай свою одежду!" (74:4) Он действует в соответствии с наставлениями Пророка, который побуждал людей совершать полное омовение, умащать себя благовониями, особенно по пятницам. Так, например, пророк сказал:"Обязанность каждого верующего совершать полное омовение хотя бы один раз в неделю".

"Совершайте в пятницу полное омовение, умащайтесь благовониями"(Аль-Бухари).

И он так активно побуждал людей к поддержанию чистоты тела с помощью купания, что некоторые имамы стали утверждать, что полное омовение для пятничной молитвы является обязательным.

 Абу Хурайра передал, что Пророк сказал: "Поистине, в День воскресения члены моей общины будут отличатся белыми звездами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах из-за того, что места эти будут сиять благодаря омовению. Пусть же те из вас, кто сможет сделать это, увеличат свои звезды!" (хадис Аль-Бухари).

В другом хадисе Пророк обращаясь к сподвижникам говорил: "Вы являетесь руководителями для своих братьев, а поэтому содержите своё средство передвижение в лучшем виде и следите за своим внешним видом, будучи примером для всех людей! Поистине, Всевышний не любит мерзость и нечисть".

Также ученые, наставляя, говорили: "Оставь свое место таким, каким хотел бы ты его видеть!"

Эти предписания указывают нам на то, что соблюдение чистоты является необходимым критерием для принятия веры и свидетельствует о её наличии. Чистота также должна быть неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, так как является залогом нашего здоровья.

Но внешняя чистота подразумевает и чистоту поступков и помыслов, нравственную чистоту и заботу о своем здоровье.

Ведь мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы сохранять здоровье и крепость тела, и поэтому придерживается умеренности в еде и питье. Он не набрасывается на еду с жадностью, а берет столько, чтобы этого оказалось достаточно для поддержания здоровья, сил и активности, руководствуясь словами Всевышнего "Вкушайте из Его плодов, когда они созревают и отдавайте должное в день уборки, но не расточительствуйте, ведь Он не любит расточительных"(Коран 6:141).

Мусульманин руководствуется также тем, что говорил об умеренности в еде и питье благородный Посланник "Человек никогда не наполнял сосуда худшего, чем его собственное чрево, но если уж ему приходится делать это, пусть треть будет для еды, треть — для питья, и треть — для дыхания". (Ахмад и Тирмизи).

Сообщается, что Омар сказал: "Остерегайтесь переполнять желудок едой и питьем, ибо это вредит телу, приводит к болезням и отбивает желание молиться. Следует быть умеренными в еде и питье, ибо это больше подходит для тела и дальше от излишества. Главным для верующего является не количество еды, а польза, заложенная в ней по милости Аллаха, поэтому ему может хватить и немногого. Нужно быть довольным тем, что наделяет Всевышний и воздавать хвалу за дарованные блага!"

Определенные ограничения в свободном времени, режиме дня, питании не являются непреодолимыми для военнослужащих-мусульман, честно выполняющих свой долг по защите Родины. С учетом однополых воинских коллективов и того уважения, которое каждый мусульманин должен оказывать своим соседям и товарищам, военнослужащие обязаны трудиться наравне со всеми, в соответствии с задачами, решаемых подразделением, совершенно независимо от национальной или религиозной принадлежности. Ведь военнослужащие-мусульмане являются гражданами своей страны — Российской Федерации.

 

ВОСПИТАНИЕ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-МУСУЛЬМАН ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТИ И УВАЖЕНИЯ К КОМАНДИРАМ И  НАЧАЛЬНИКАМ

Одним из главных критериев воинской дисциплины для военнослужащего является точное, добросовестное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей.

Ислам учит: настоящего мусульманина украшает верность своим обязательствам. Привычка выполнять обещание - важнейший фактор, способствующий преуспеванию человека в обществе в большей мере, чем любые его черты, и свидетельствующий о прогрессе человека, высоте его положения и уровне его общественного сознания.

Верность своим обязательствам есть не что иное, как одно из основных нравственных исламских качеств, обладание которым свидетельствует об истинности веры мусульманина, о том, что он исповедует ислам должным образом, лучше, чем все остальное. Всевышний сказал: "О те, которые уверовали, соблюдайте договоры", "Будьте верны обещанию, ибо за обещанное спросится".

В беседах с военнослужащими-мусульманами при формировании у них таких качеств, как честность и правдивость, необходимо опираться на слова Аллаха: "О те, кто уверовал, почему вы говорите то, чего не делаете? Великую ненависть вызывает у Аллаха то, что говорите вы, чего не делаете". Посланник Аллаха пророк Мухаммад также говорил: "Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чем-либо, то лжет, если даёт обещание, то нарушает его, а если ему доверяют что-нибудь, он поступает вероломно, даже если при этом он соблюдает посты, молится и утверждает, что является мусульманином".

Командиры в повседневной деятельности уделяют внимание формированию у подчиненных исполнительности, терпения, умения подавлять агрессивность.

Благочестивый мусульманин постоянно приучает себя к кротости и подавлению гнева, поступая так во исполнение слов Аллаха: "… и те, которые сдерживают гнев и прощают людям. Аллах любит совершающих благие деяния".

Пророк Мухаммад сказал: "Не тот силен, кто может многих победить, силен лишь тот, кто сдерживает себя, когда им овладевает гнев".

Ислам обязывает каждого мусульманина быть в мире и согласии с окружающими его людьми, говорить им добрые слова, ибо сказано в Коране: "Сотрудничайте в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и вражде. Сотрудничайте! Доброе слово — оно как дерево корень его тверд, а ветви в небесах. Оно приносит плоды в каждый миг с соизволения Господа".

В Исламе уважение к старшим, обладающим теми или иными достоинствами, рассматривается как одна из важнейших нравственных норм, соблюдение которых дает человеку право называться членом исламского общества.

Несоблюдение этой нормы лишает его не только права, но и чести, принадлежности к исламской общине. Об этом свидетельствуют слова благородного посланника: "Не относится к моей общине тот, кто не уважает старших среди нас, не жалеет младших и не отдает должное тем, кто обладает знанием".

Ислам учит тому, что проявление уважения к старшим в обществе и опека тех, кто младше их, является показателем уровня прогресса этого общества, свидетельством усвоения основ нравственности, признаком их воспитанности и великодушия. Этим объясняется, что, закладывание основы исламского общества, укрепляя его устои, посланник Аллаха всегда стремился прививать душам мусульман это качеств. Одним из свидетельств этого может служить пример, когда в его присутствии первым начал говорить Абду-Рахман бин Сахль, являвшийся самым младшим из членов делегации, прибывшей к нему. Он сказал ему: "Старшему, старшему!", после чего Абду-Рахман умолк, а тот, кто был старше его, начал говорить.

Направляя военнослужащего-мусульманина по пути самовоспитания, требуя от него изменить свое поведение или отношение к делу, можно воспользоваться словами из Священного Корана: "Аллах не изменит положение людей, пока они сами не изменят себя".

Таким образом, исламское вероучение, так же как и Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, призывает своих единоверцев добросовестно выполнять свои обязанности и свои обещания, призывает командиров и начальников проявлять уважение к ним.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!