Общепятидесятнические практики



Поскольку «ДВ», за исключением его «предтечи» Э. У. Кеньона, всецело входит в современное харизматическое движение, то и его религиозные практики, отчасти, но не всецело, определяются этой принадлежностью. 

Все культовые практики можно условно распределить в рамках устоявшейся периодизации по «трём волнам» харизматического движения, которую принимают сами участники движения. Эта классификация довольно условна, поскольку все известные харизматические феномены имели место уже на ранних стадиях пятидесятничества, и даже уходят корнями в предшествующий хронологический период, в движение святости и ривайвелизм XVIII в. Речь скорее идёт о приоритетных практиках, которые в определённый период получали наибольшее распространение. Эти приоритеты могут быть выстроены примерно следующим образом:

Первая волна (пятидесятничество): глоссолалия, исцеление, строгие формы служения[489].

Вторяая волна: глоссолалия, пение на языках, исцеление, «покой в Духе», музыкальное служение (поп- музыка), элементы театрализации.

Третья волна: глоссолалия, «служение исцеления»[490], разные виды экзорцизма, такие как «освобождающее служение» (изгнание бесов на собрании), «ведение духовной брани» (Иисус-марши с 90-х); «слово знания» (ясновидение), пророчество (с 80-х гг.), «святой смех», «покой в Духе», «опьянение в духе» (с 1994, «торонтское благословение»), «внутреннее исцеление», рок- музыка, театрализация.

По мнению самих участников «третьей волны» (Дж. Уимбер, Р. Пинке), её отличие связано с более широкой доступностью харизматических даров. Если раньше «благословение» или «помазание» передавалось через руководителей движения, то теперь дары возникают спонтанно и непосредственно среди участников харизматических собраний[491]. Такие термины, как особые «знамения» и «чудеса», которыми лидеры пауэр-евангелизма пытаются выделить особенности «третьей волны», могут быть приписаны всему пятидесятническо-харизматическому движению. 

Приверженность лидеров «ДВ» отдельным видам общепятидесятнических практик не зависит от специфики «ДВ», а скорее определяется временем расцвета их деятельности, т. е. принадлежностью преимущественно ко второй или третьей волне харизматического движения. Если учесть, что активное влияние «ДВ» на харизматическую среду началось в 80-е гг. XX в., т.е. одновременно с появлением «третьей волны» (пауэр-евангелизма), то отличия практик весьма незначительны. В. Бюне, а также отечественное сектоведческое направление рассматривают специфические практики «ДВ» в качестве одной из отличительных черт «третьей волны» харизматического движения, что представляется не совсем корректным, поскольку множество представителей пауэр-евангелизма, особенно в России, не разделяют идей «ДВ»[492].

Среди ключевых фигур «третьей волны» к «ДВ» примыкали Р. Боннке и Р. Ховард-Браун. Б. Хинн, наиболее яркий представитель «ДВ» 90-х гг. XX в., одновременно крупнейший лидер пауэр-евангелизма. Он имеет непосредственное отношение к «торонтскому благословению». П. Вагнер поддерживал дружеские отношения с лидерами «ДВ» (Йонгги Чо), но не был пропагандистом его учения. Дж. Уимбер не может быть однозначно причислен к «ДВ». Он признаёт наличие у себя самого некоторых болезней и скептически относится к методам сбора денежных пожертвований лидерами «ДВ»[493].

Существуют различные варианты типологизации «даров духа», библейскую основу которых участники харизматического движения обнаруживают в 1Кор.12:8-10. Кроме того, пятидесятники выделяют пять «даров служения» из Еф. 4:11. В исторической ретроспективе и применительно к целям данного исследования, харизматические феномены могут быть представлены следующим образом:

Глоссолалия. Считается критерием «крещения Святым Духом», пропагандируется всем лидерами «ДВ».

«Служение исцеления». Телесное исцеление участников харизматических собраний. Пропагандировалось уже ранне-пятидесятническими представителями движения. Получило развитие в церквях «Полного Евангелия». Напрямую связано с вероучением «ДВ» и практикуется всеми его участниками. Приняло массовый размах в связи с деятельностью телеевангелистов-целителей. Масштабные формы, включая исцеления на стадионах, особенно распространены в «третьей волне»: М. Серулло, Б.Дж. Доггерти, Б. Хинн и др.

«Внутреннее исцеление». Термин появился в харизматических кругах, близких к психоанализу К. Юнга (А. Сенфорд). Означает психологическую сторону исцеления и косвенно отражает социальные различия участников движения. Средние классы общества, из которых большей частью сформировано харизматической движение, более чувствительны к психологическим терминам, в то время как у классических пятидесятников психология вызывает недоверие. Не имеет широкого употребления среди деятелей «ДВ»[494].

Видения, сны как знамения. Понятие «видения» рассматривается в данной работе отдельно.

Возложение рук. Используется для принятия духовных даров. Распространённая, но не обязательная практика. Встречается с момента зарождения пятидесятничества, когда Ч. Пархем 31 декабря 1900 г. возложил руки на А. Озман, и она обрела дар глоссолалии.

«Сообщение даров» может сопровождаться протягиванием рук (пальцев, ладоней) в сторону исцеляемых, дутьём в микрофон, или даже ударами пиджака (Б. Хинн) и проч.

«Покой в Духе», «Поверженность в Духе», «Отдых в Духе». Падение навзничь и пребывание в таком положении до нескольких часов (в некоторых случаях - дней). Встречается уже на заре пятидесятничества, на ул. Азуза в Лос-Анджелесе, где «постоянно кто-то лежал, поверженный в духе». Часто это состояние сопровождается глоссолалией. «Пастор приглашает желающих подняться на сцену. Обычно выходит толпа до пятидесяти человек. Играет музыка, поются религиозные гимны, то и дело слышатся крики и восклицания. Пастор накладывает руки на головы вышедших людей. Те падают назад, а помощники подхватывают их и укладывают где-нибудь поблизости»[495]. Падение навзничь не обязательно сопровождается возложением рук. Например, К. Хейгин вспоминал, как после его взмаха рукой люди падали как домино «под властью Духа»[496].

Во «второй волне» харизматического движения «поверженность в Духе» встречалась на собраниях отдельных целителей, особенно К. Кульман[497]. Эта практика получила особо широкое распространение в «третьей волне» с 80-х гг. Среди лидеров «ДВ» можно наблюдать у К. Хейгина, К. Коупленда, особенно Б. Хинна и других.

«Слово знания». Ясновидение, сверхъестественное знание о прегрешениях или дарованиях участников собрания, их медицинских диагнозах, скрытых заболеваниях и прочей личной информации. Встречается у большинства целителей-проповедников «ДВ»: К. Хейгин, Р. Бонке, Р. Ховард-Браун, Б. Хинн и др.

«Освобождающее служение». Харизматический экзорцизм. Изгнание нечистых духов из отдельных участников или всего собрания: духов алчности, бедности, лжи, прелюбодеяния, болезни и проч. Начинается с выяснения имён нечистых духов и их последующего изгнания. Проповедники уверены, что наделены властью и силой для экзорцизма. Практика получила широкое распространение особенно в «третьей волне». Среди лидеров «ДВ» её используют Б. Хинн, шведское «Слово жизни» У. Экмана[498], на постсоветском пространстве А. Ледяев и С. Аделаджа. Неоднозначно воспринимается в харизматическом движении. Вместе с тем экзорцизм имеет аналогии в католичестве и православии.

Духовная брань, Иисус-марши. Разновидность экзорцизма. Практика освобождения от духов зла отдельных территорий и географических областей. Может иметь форму коллективной молитвы на собраниях или во время организованных шествий – Иисус-маршей. Практика Иисус-маршей появилась в 1980 г. в Англии[499]. Имеет прямые аналогии в традиционном христианстве – крестные ходы.

В разной мере (за исключением маршей), используется многими участниками «ДВ», например Х. Хенкелем, В. Маргисом в Германии. В частности, «Ведение духовной брани» Йонги Чо отличается от практики других «воинов молитвы» тем, что Чо предоставляет «связывать» бесов Ангелам Божьим»[500].

Пророчество. Предсказания или извещение о Божьих планах. Получило широкое распространение в «третьей волне». Этот дар был возвещён харизматическим лидером Р. Джоунером и получил распространение во многом благодаря «пророкам» церкви в Канзас-Сити М. Биклу, Б. Джонсу в 80-е гг. XX в.

Среди «отцов» и участников «ДВ» конкретные пророчества давали О. Робертс (предсказание собственной смерти в случае недостаточных сборов для уплаты по долгам «Города Веры»), К. Хейгин. М. Серулло. М. Серулло утверждает, что пророчески предсказывал с 1970 г. падение «железного занавеса», крушение берлинской стены и демократическую открытость России[501]. По словам М. Серулло, Бог часто посылал его в те страны, где вскоре должны были произойти природные или политические катаклизмы, как например, в Индонезии в 1998 г[502]. В духе пророчества написана книга А. Ледяева «Новый мировой порядок».

«Святой смех». Неконтролируемый смех или продолжительный (до нескольких часов) истерический хохот. Смех в разных масштабах сопровождает пятидесятничество всю его историю среди прочих экстатических феноменов[503]. Всплеск в 80-е гг. связан со служением Р. Ховарда-Брауна и Б. Хинна (оба участники «ДВ»). Новая вспышка «помазания» произошла в церкви «Виноградник» при аэропорте г. Торонто 20 января 1994 г. Пастор этой церкви Дж. Арнот получил перед этим благословение Б. Хинна. В этот же день в торонтскую церковь прибыл другой пастор Р. Кларк, получивший благословение Р. Ховарда-Брауна[504]. В этот день во время служения особым образом проявились такие феномены, как: падение, смех, плач, дрожание, вздрагивание, крик, рычание, лишение дара речи, заикание или говорение на других языках, опьянение, пророческая речь[505]. Эти феномены получили называние «торонтское благословение».

Р. Ховард-Браун учил новому помазанию в школе К. Хейгина «Рема» и Университете Орала Робертса в г. Талсе. Здесь с ним познакомились участники «ДВ» супруги Хантеры и привезли новое помазание в Англию весной 1994 г. Отсюда оно распространилось в Голландию и остальную часть Европы[506]. Многие европейские пасторы отправлялись за «помазанием» в Торонто.

«Опьянение в Духе»[507]. Эпатажное поведение участников харизматического собрания, напоминающее алкогольное опьянение. Сопровождается рычанием, криками, кукареканием, телесным подражанием животным, дрожанием, корчами, судорогами и проч. Этот ривайвелистический феномен известен в пятидесятничестве с момента зарождения движения, например, пятидесятническое собрание в г. Касселе 1907 г.[508] Получил особое развитие в 90-е гг. как «торонтское благословение». Среди лидеров «ДВ» практикуется на служениях К. Хейгина, К. Коупленда, Б. Хинна и др.

— «Танцы в Духе». Всегда индивидуальные и спонтанные, в момент пения гимнов или во время проповеди. Чаще встречается среди чернокожих харизматов[509]. Запланированный танец как литургический элемент также встречается в харизматическом движении, но не имеет распространения среди харизматов «ДВ», в отличие от спонтанного индивидуального. Танцы, например, применяются в церквях «Нового поколения» А. Ледяева, а также «рок- и поп- музыка, театр, неформальное общение с молодёжью (иногда на её языке)»[510].


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!