ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ ДВИЖЕНИЯ ВЕРЫ



Организационная структура

«ДВ» состоит из десятков крупных и сотен мелких «служений» - автономных церквей. Несмотря на наличие ассоциативных структур, участники Движения сохраняют конгрегационалистский принцип полной независимости местных церквей. Этот принцип отражён в пятидесятническом богословии: «Общий принцип развития Церкви состоит в том, что каждая поместная церковь имеет самоуправление и не имеет иерархического подчинения структурам, находящимся вне поместной церкви»[430]. Средне-типовое «служение» может включать до нескольких тысяч прихожан по всей Америке и в мире, а крупное до нескольких десятков тысяч, например, Кр. Доллар – ок. 30 тыс[431] в Лос-Анджелесе., К. Хейгин – ок. 8 тыс. в Талсе[432], Ф. Прайс – ок. 22 тыс[433]., Б.Дж. Доггерти в Талсе ок. 17 тыс[434]., У. Экман – ок. 8 тыс. в Швеции[435] и т.д. Исключение составляет 800-тысячная церковь Полного Евангелия «Йодо» пастора П. (Д.) Йонгги Чо в Сеуле. Крупные американские церкви включают десятки пасторов, которые работают в местных отделениях церкви в разных штатах США, а также в зарубежных дочерних церквях. «Служения» часто носят имена основателей и нередко передаются по наследству их детям (Фредерик Прайс старший и младший, Орал и Ричард Робертс, К. Хейгин старший и младший, Джон и Джоэл Остин).

Многие харизматические церкви организованы по принципу ячеечной структуры. Образец и первый пример такой организации – церковь Полного Евангелия «Йодо» в Сеуле. Каждая церковь-ячейка является центром церковной принадлежности и евангелизационных мероприятий. Однако она является частью более обширной местной церкви. Кооперация в таких церквях строится на трёх уровнях: соседние ячейки (акцент на ученичестве и общении), собрания местной церкви (с акцентом на вероисповедании и преподавании), общегородские или региональные собрания (акцент на праздновании и стратегии)[436]. Первичные собрания ячеечных церквей проходят в небольших, часто домашних группах. Подобный метод был разработан Дж. Уэсли. Он назвал первичные общины-ячейки из 10-12 человек классами, которые объединялись в округи со своими конференциями[437]. У группы может быть свой пастор, у нескольких групп – координатор. Такой способ организации оказался эффективным для создания мегацеркви.

Мегацерковь - протестантское понятие. Так называют церкви, собирающие на воскресные собрания более 2 тыс. человек. В США насчитывается около 50 церквей численностью свыше 10 тыс. человек[438]. Подобные церкви имеют церкви-спутники в отдалённых местах, где воскресная проповедь лидера церкви может транслироваться по телевизору.

Типовое централизованное «служение» включает управленческий аппарат, доходящий в крупных местных церквях до нескольких сотен человек. Функциональными частями организаций могут выступать: залы молитвенных собраний, миссионерские школы, молодежные группы и центры, учебные центры, издательства; некоторые церкви имеют особые социальные служения: медицинские, тюремные, благотворительные (Дж. Мэйер, Б. Хинн и др.). Каждое служение имеет несколько веб-сайтов в Интернете.

Поскольку большинство лидеров «ДВ» являются одновременно телевизионными проповедниками, «служения» включают телецентры и радиостудии. Размах «ДВ» достигается прежде всего за счёт телевещания. Сферу телевидения в качестве миссионерской площадки впервые начал осваивать в 50-е гг. XX в. Орал Робертс. Его утренняя воскресная телепрограмма в течение почти тридцати лет была ведущей национальной религиозной телепрограммой[439]. Уже в 1969 г. его программа была доступна 64 миллионам телезрителей. Вслед за О. Робертсом появились другие телеевангелисты. Крупнейшими христианскими телекомпаниями в США стали TBN (Широковещательная Сеть Троицы) во главе со сторонником «ДВ» П. Краучем и CBN (Христианская Широковещательная Сеть) во главе с П. Робертсоном.

На сайтах большинства служителей «ДВ» указывается в качестве достижения количественный охват телевизионной аудитории. Например, Кр. Доллар заявляет о доступности телевещания 1 млрд. домов во всём мире[440], 100 народам Земного шара и 200 миллионам домов в Америке; Дж. Мейер говорит о потенциальной аудитории 4,5 млрд. человек[441].

Возможно, более существенным является показатель числа пользователей специальных платных телевизионных каналов отдельных «служений», поскольку эту категорию телезрителей можно непосредственно отнести к приверженцам конкретных служителей. Дж. Мейер, Дж. Остин называют цифры по 1 млн. человек. Дж. Остин утверждает, что его телевизионный «подкаст» является одним из пяти крупнейших в мире[442].

В России и на постсоветском пространстве существуют два харизматических телеканала: ТВН («Телеканал Благих Новостей») во главе с президентом Ассоциации Христианских Церквей И. Никитиным[443] и казахский спутниковый канал CNL («Канал «Новая Жизнь»), созданный пастором М. Максимовым в Алма-Ате[444]. «Миссия «Благая весть» церкви ЕХДА в Санкт-Петербурге (пастор Д. Шатров) обладает телевизионными студиями и ведёт регулярное вещание на телеканале ОТВ. Все харизматические студии и каналы предоставляют телеэфир для проповедников «ДВ», в первую очередь А. Ледяева, С. Аделаджи и других. М. Максимов и Д. Шатров не являются прямыми участниками «ДВ», но испытали сильное влияние его идей. 

Одной из миссионерских задач «ДВ» является проведение ежегодных конференций. Ежегодные конференции крупного «служения» могут собирать сотни тысяч человек в США и до нескольких миллионов по всему миру[445] (Дж. Мэйер)

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!