Глава 3. Этническая идентичность супругов из биэтнических семей



 

Этническое самосознание супругов из биэтнических семей рассматривается в контексте его структурного компонента – этнической идентичности. Этническая идентичность представляет собой мотивационно-когнитивное ядро этнического самосознания, опосредствующего межэтническое взаимодействие. Данная позиция позволяет понять особенности этнического самосознания у супругов из разных этносов.

Выделенные методологические ориентиры определили структуру теоретического и эмпирического анализа данного исследования.

Полагаю, что в структуре самосознания наряду с позитивной этнической идентичностью как в биэтнических, так и в моноэтнических семьях преобладают различные формы гипоидентичности и гиперидентичности.

Исследования позволяют нам утверждать о том, что люди, вступающие в биэтнический брак, более толерантны по отношению к друг другу, к своей и иной этнической общности, чем люди из моноэтнических браков. Супруги из биэтнических семей осознают, уважительно относятся и принимают отличительные особенности друг друга, готовы идти на компромисс. В результате происходят определенные изменения как на бытовом, так и на личностном уровне каждого из брачных партнеров.

В нашем исследовании приняло участие 120 биэтнических семей (один из супругов – представитель Дагестана, а другой – русский), которые составили экспериментальную группу. Такое же количество моноэтнических семей (оба супруга – русской национальности) составили контрольную группу. Согласно программе исследования, им было предложено пройти процедуру опроса по методике, выявляющую типы этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой.

Прежде всего, проверили равновероятность распределения типов этнической идентичности в моноэтнических и биэтнических семьях. Для этого использовали критерий степени согласия – χ2. В нашем случае нулевая гипотеза говорит, что тип этнической идентичности не зависит от типа семьи. Согласно формуле: χ2 = Σ((O – E)2/E), где Е – значение ожидаемой частоты, а О – реальное значение частоты, были проведены расчеты. Оказалось, что χ2 = 12,03 (р = 0,05). Следовательно, в зависимости от типа семьи изменяется распределение типов этнической идентичности, то есть существуют типы этнической идентичности, характерные именно для биэтнических семей. Оказалось, что в биэтнических семьях преобладают, в основном, два типа этнической идентичности: позитивная этническая идентичность и этноэгоизм (37,5 и 38,75 %).

В моноэтнических семьях преобладает тип этнической индифферентности, на втором месте по распространенности – тип позитивной этнической идентичности, в то время как этноэгоизм и этногилизм занимают примерно равные по распространенности позиции. Интересно отметить, что непредставленные типы этнической идентичности в биэтнических семьях – этноизоляционизм и, даже, этнофанатизм, представлены в моноэтнических семьях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнический фактор значим именно при создании семьи представителями разных этносов, в то время как для моноэтнической семьи данный фактор не является ведущим, что, вероятно, и отражает факт доминирования индифферентной этнической идентичности в семьях данного вида.

Более того, факт доминирования этноэгоизма и позитивной этнической идентичности свидетельствует о том, что в биэтнических семьях осознается фактор межкультурной коммуникации: представители данных типов этнической идентичности, вступая в брак, вероятно, заранее представляют себе сложности такой семьи. Вероятно, доминирование позитивной идентичности, как это ни парадоксально, объясняется усилением осознания собственной этнической идентичности как результата взаимодействия с представителем иного этноса. Тем не менее именно позитивная этническая идентичность позволяет индивидууму проявлять терпимость к непривычному, идти на компромисс. Возможно, данное поведение усиливается за счет осознания сложности взаимоотношений и на начальном пути становления отношений: не всегда легко решиться на семейный союз с человеком другой культуры. Этноэгоизм является, в свою очередь, усилением позитивной этнической идентичности, следующая ступень этнической идентичности, как защитный механизм при взаимодействии с представителями иного этноса.

Однако этноизоляционизм и этнофанатизм – как более крайние формы усиления этнической идентичности, не представлены в биэтнических семьях вообще по сравнению с моноэтническими семьями. Объяснение данного феномена, кажется, очевидным, поскольку этноизоляционизм предполагает не просто убежденность в превосходстве своего народа, а также негативное отношение к биэтническим бракам вообще, что, вероятно, и определяет выбор супруга при создании семьи. Несмотря на малый процент представленности в моноэтнических семьях феномена этнофанатизма, необходимо отметить, что, к сожалению, существуют семьи, в которых декларируются идеи ограничения прав представителей других этносов. Понятно, что люди с данным типом этнической идентичности не могут создать семейный союз с представителем другого этноса.

Необходимо отметить, что среди биэтнических семей существует неравное распределение типов этнической идентичности среди мужчин и женщин. Однако данное предположение также необходимо подвергнуть статистической проверке с помощью критерия согласия χ2. Оказалось, что значение критерия статистически значимо (χ2 = 11,82; р = 0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные распределения типов этнической идентичности зависят от гендерных различий. Для женщин характерен более этнонигилизм по сравнению с мужчинами. В то время как для мужчин в биэтнических семьях более характерен этноэгоизм (42,5 % мужчин по сравнению с 35 % женщин) и нормальная этническая идентичность (40 % мужчин по сравнению с 35 % женщин), хотя данные различия не столь существенны, как для категории этнонигилизма. Индифферентная этническая идентичность, хотя также сильнее выражена у мужчин из биэтнических семей (15 %), но различия практически не проявляются. Вероятно, феномен доминирования этнонигилизма в женской выборке из биэтнических семей может быть интерпретирован с позиции принятия женщинами культуры мужа за счет отказа от своей собственной этнической идентичности.

В моноэтнических семьях гендерные различия статистически не значимы (χ2 = 10,04; р = 0,05). Следовательно, феномен этнонигилизма у женщин, является именно тенденцией для биэтнических семей.

Оказалось, что и в моноэтнических семьях, несмотря на отсутствие статистически значимых различий, для женщин более характерна этнонигилистическая позиция, как и в биэтнических семьях. Интересной особенностью является то, что этноизоляционизм более выражен среди мужской половины, как впрочем и максимальная степень этнической идентичности – этнофанатизм.

Таким образом, на основании полученных результатов можно отметить:

• Этнический фактор значим именно при создании семьи представителями разных этносов (биэтнических семей), в то время как для моноэтнической семьи данный фактор не является ведущим, что, вероятно, и отражает факт доминирования индифферентной этнической идентичности в семьях данного вида.

• В зависимости от типа семьи изменяется распределение типов этнической идентичности, то есть существуют типы этнической идентичности, характерные именно для биэтнических семей: позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, индифферентная идентичность и этнонигилизм.

• Существуют гендерные различия в этнической идентичности представителей биэтнических и моноэтнических семей. Для женщин характерен более этнонигилизм по сравнению с мужчинами в биэтнических семьях. Оказалось, что и в моноэтнических семьях, несмотря на отсутствие статистически значимых различий, для женщин более характерна этнонигилистическая позиция, как и в биэтнических семьях. Интересной особенностью является то, что этноизоляционизм более выражен среди мужской половины, как впрочем и максимальная степень этнической идентичности – этнофанатизм.

 

 

Заключение

 

Биэтническая семья – это не новое явление, она существует с незапамятных времен, со времен, как только люди начали путешествовать, мигрировать… И это происходит помимо воли тех или иных этнических и социальных групп и отдельных личностей, пытающихся воспрепятствовать этому процессу и сохранить этническую «чистородность». Надо заметить, что традиционные представления и религиозные пристрастия выступают все же против биэтнических браков.

По мере развития общества отношение к биэтническим семьям становится все более позитивным – этнические особенности внутрисемейного поведения постепенно сглаживаются, но темпы и направления этого сближения различны в этнических общностях.

Специалисты, посвятившие себя изучению данной проблемы, имеют самые разные взгляды на эту проблему. Например: «если ваш избранник другой национальности, это усиливает ваш собственный ресурс, обогащает вас, расширяет ваши возможности, а ваши дети вырастут в насыщенной воспитательной среде, они будут знать два языка, две культуры. Как правило, такие бикультурные дети более устойчивы в социуме, лучше адаптируются в разной среде» (О. Маховская).

«Я стараюсь отговаривать от смешанных браков… У них все в порядке, пока нет детей. Как только появляются дети, у них возникают проблемы» (Раввин Стенли Равинович).

«Межкультурный брак – это священный договор, заключенный между Богом и двумя людьми из разных культур, стран, этнических групп. И Господь хочет, чтобы мы сохранили этот договор, но сохранить его не так просто…» (Marla Alupoaicei).

«Не думай, что ты можешь запланировать брак с кем-то из другой культуры, если ты не заинтересован в этой культуре» (Linda Reinisch).

«Эволюция развивается, смешивая различные крови так, что всегда получится кто-то такой, который сможет приспособиться к изменениям. Разнообразие – это не просто перчинка жизни, это решающий компонент эволюции» (Диана Акерман. «Естественная история любви», 1994).

«Они, впитывая культуру и традицию окружающего их этноса, активно в нем пребывают, не забывая о своих корнях, и подобно спящим почкам готовы откликнуться на любое изменение обстановки, на зов своего народа или выпустить на волю, казалось бы, надолго похороненную мысль о возвращении к своему народу…» (С. Бусыгина).

 

Супруги из биэтнических семей в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии. Данное столкновение часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привели к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей.

Наше погружение в данную проблему позволяет нам утверждать, что:

• усложняется внутренний мир человека, видоизменяется семья. Но неизменно одно: независимо от типа брачных отношений переход от статуса холостых в статус супругов заметно изменяет положение и роль каждого из супругов. И к этому добавляется этнокультурный компонент в ситуации биэтнических семейных отношений. Каждый этнос имеет свою собственную внутреннюю структуру, свой неповторимый стереотип поведения, предполагающие строго определенную норму отношений… Будучи в каждом отдельном случае своеобразными, они негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе как единственно возможный способ общения. Поэтому для членов одного этноса они не тягостны. Но в ситуации биэтнических семейных отношений сила этнического стереотипа поведения проявляется в полный рост, поскольку члены данного этноса воспринимают его как идеал, единственно достойный подражания. Даже если он меняется, то, как правило, на базе уже сложившихся навыков и представлений (Л. Н. Гумилев). И еще «…люди привыкают к некоторым традиционным поведениям, традиционным разделениям ролей между мужем и женой, между детьми, между родственниками. И потом, когда конфликты на кухнях обсуждаются, они говорят, что «у нас так принято». И этот конфликт моделей действительно происходит. Неудовлетворенность может нарастать, потому что нет автоматизма. Браки не спонтанны в своей хозяйственной или в воспитательной частях. Очень многое приходится обсуждать – это не происходит с полуслова. Но, действительно, между удовлетворенностью (неудовлетворенностью) семейными отношениями и национальностью… нет прямой зависимости… Если люди друг друга любят – есть некоторый резерв отношений, который позволяет преодолевать невероятные преграды. Другой вопрос, что испытывать этот резерв и вычерпывать по всякому пустяку приходится…» (О. Маховская);

• биэтнические семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои особенности. На эти особенности влияет степень выраженности этнических идентичностей супругов, их ментальность. Интрапсихические факторы играют ведущую роль в мотивации выбора супруга в биэтнических семьях. Этническая идентичность личности является одним из интрапсихических мотивационных факторов выбора супруга в биэтнических семьях;

• определяющим фактором стабильности биэтнических семей является личностный, а в ситуации напряжений срабатывает механизм обособления – супруги начинают приписывать характеристики друг другу исходя из группового членства;

• удовлетворенность биэтническим браком взаимосвязана с успешностью адаптации к новой культуре: чем выше удовлетворенность, тем успешней адаптация.

Данное исследование не исчерпывает всех проблем биэтнических семейных отношений, сложность и неодназначность этих проблем требуют дальнейших осмыслений.

 

Литература

 

1. Абалакина М. А.  Анатомия взаимопонимания. – М.: Знание, 1990. – 64 с.

2. Абраменкова В. В.  Эволюция семьи и социальная психология детства. – М.: МГППУ. – 2007. – 431 с.

3. Адамьянц Т. З.  Социально значимые закономерности в толерантных и нетолерантных реакциях современных детей // Мир психологии. – 2004. – С. 95.

4. Айгумова З. И., Айгунов В. Р.  Мотивация выбора супруга: дагестанская и русская молодежь. – М.: Прометей, 2010. – 214 c.

5. Айгумова З. И.  Выбор брачного партнера: русская и дагестанская молодежь. – М.: Развитие личности, 2008. – № 2. – С. 103–120.

6. Айгумова З. И.  О биэтнических семейных отношениях. – М.: Московский государственный областной университет. – 2008. – № 2. – С. 120–124.

7. Айгумова З. И.  Роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга в биэтнической семьях / З. И. Айгумова, А. Поляк // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2012. – Вып. 4. – № 1. – С. 185–193.

8. Айгумова З. И.  Индивидуально-личностные детерминанты религиозной толерантности верующих / З. И. Айгумова, З. Г. Рашидова // Исламоведение. – 2013. – № 3. – С. 43–54.

9. Айгумова З. И.  Социально-психологическая адаптация супругов из русско-турецких семей / З. И. Айгумова, Е. С. Заварзаева // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2012. – Вып. 4. – № 1. – С. 194–199.

10. Аккерман Н.  Семейный подход к супружеским расстройствам //Практическая психология и психоанализ. – М., 2004. – № 1.

11. Аккерман Н.  Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. – СПб., 2000.

12. Аксянова Г. А.  Язык, этническая идентичность и антропологический тип групп в условиях перемен: гендерный аспект // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся образы и роли. – М.: ИЭИА РА Н, 1999. – Т. 11. – С. 163.

13. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М.  Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 67 с.

14. Алешина Ю. Е.  Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

15. Алешина Ю. Е.  Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. Сер. 14. – 1987. – № 2. – С. 60–72.

16. Алешина Ю. Е., Волович А. С.  Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 74–82.

17. Альберони Ф.  Дружба и любовь. – М.: Прогресс, 1991. – 167 с.

18. Ананьев Б. Г.  Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1968. – 338 с.

19. Андреева Т. В.  Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2005. – 434 с.

20. Андреева Г. М.  Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 365 с.

21. Антонов А. И.  Семья: функции. Структуры, теории семейных изменений. – М.: Знание, 2003. – 198 с.

22. Антонов А. И.  Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. – М.: МГУ, 2006. – 304 с.

23. Антонюк Е. В.  Представление супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 169 с.

24. Антонюк Е. В.  Становление ролевой структуры молодой семьи е ее восприятие супругами // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. – № 4. – С. 25–34.

25. Аристотель.  Большая этика // Соч.: В 4 т. / Пер. с др. – греч.; общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.

26. Арутюнянц Э.  Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. – Вильнюс, 1988. – С. 26–33.

27. Асеев В. Г.  Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 156 с.

28. Аргайл М.  Психология счастья. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.

29. Аркун М.  Смешанные брачные союзы в мусульманской среде // Восток. – 2001. – № 6. – С. 131–132.

30. Артамонова Е. И.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова. – М.: Academia, 2010. – 192 с.

31. Балл Г. А.  Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92–100.

32. Басс Д.  Стратегия выбора партнера // Хрестоматия «Сексология». – СПб.: Питер, 2000. – С. 47–59.

33. Барский Ф. И., Кутузова Д. А.  Представления об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 67–76.

34. Бахофен И. (Bachofen J.)  Материнское право (Das Mutterrecht). – М.: Stuttgart, 1861. – 499 с.

35. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г.  Социально-психологические методы анализа особенностей этнической социализации // Этническая психология. Хрестоматия / Под ред. Егоровой А. И. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

36. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.  Социальная психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 301 с.

37. Бейкер К.  Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 155–164.

38. Берри Дж. У.  Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (Пер. с англ. Ивана Шолохова) // Развитие личности. – М., 2001. – № 3–4. – С. 183–193.

39. Берри Дж. У.  Аккультурация и психологическая адаптация (окончание) (Пер. И. А. Шолохова) // Развитие личности. – М., 2002. – № 1. – С. 291–296.

40. Берн Э.  Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – СПб.; М.: Университетская книга ЛСТ, 1998. – 309 с.

41. Берн Ш.  Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 318 с.

42. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание Моск. Патриархии, 1988. – 1376 с.

43. Бестужев-Лада И. В.  Ступени к семейному счастью – М., 1988. – 301 с.

44. Блюм А.  Родиться, жить и умереть в СССР: Пер. с фр. – М.: Новое изд-во, 2005. – 172 с.

45. Бокова Т. Л.  Основные тенденции развития межнациональной семьи в российском обществе / Известия Томского политехнического университета. – Томск, 2007. – Т. 311. – № 7. – С.103–106.

46. Братусь Б. С.  К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 3–19.

47. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г.  Человечество – это народы. – М.: Наука, 1990. – 314 с.

48. Брушлинский А. В.  Проблемы психологии субъекта. – М.: ИПРАН, 1994. – 108 с.

49. Бубер М.  Я и Ты. – М.: Наука, 1993. – 321 с.

50. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.  Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

51. Буланакова М. А.  Брак и регламентация социальной жизни женщины в стюартовском обществе // Ярослав. пед. вестник. – 2001. – № 2.

52. Бутовская М. Л.  Язык тела: природа и культура. – М.: Научный мир, 2004. – 440 с.

53. Бутовская М. Л., Файнберг Л. А.  У истоков человеческого общества. – М.: РА Н. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1993. – 255 с.

54. Бызова В. М.  Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Дисс. … д-ра псих. наук. – СПб., 1998. – 403 с.

55. Вагабов М. В.  Ислам, женщина, семья. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. – 191 с.

56. Варга А.  Системная психотерапия супружеских семей. – СПб.: Когито-центр, 2012. – 342 с.

57. Васильев Л. С.  История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М.: КДУ, 2004. – 704 с.

58. Весельницкая Е.  Женщина в мужском мире. – СПб.: Речь, 1995. – 194 с.

59. Вестермарк Э.  История человеческого брака. – Лондон, 1891.

60. Вейнингер О.  Пол и характер: Принципиальное исследование. – М.: Академический Проект, 2012. – 392 с.

61. Виссон Л.  Чужие и близкие в русско-американских браках. – М.: Эксмо, 1999. – 122 с.

62. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. ХIV / Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РА О, 2003. – 208 с.

63. Возрастные особенности формирования толерантности / Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РА О, 2003. – 208 с.

64. Волков А. Г.  Этнически смешанные семьи и межнациональные браки // Семья и семейная политика. – М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР, 1991. – 89 с.

65. Волков А. Г.  Этнически смешанные семьи в СССР: Динамика и состав // Вестник статистики. – 1989. – № 7. – 64 с.

66. Волкова Н. В.  Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 119–123.

67. Вудвортс Р. С.  Экспериментальная психология: Пер. с англ. / Роберт С. Вудвортс; вступ. ст. М. Г. Ярошевский; ред. Г. К. Гуртовой, М. Г. Ярошевский. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. – 798 с. – Перепеч. изд.: New York, 1933.

68. Галкина Е. М.  Толерантность межэтнических установок в этническис-мешанных браках // Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. – М.: Наука, 1994. – С. 160–166.

69. Галяпина В. Н.  Влияние принадлежности супругов к разным этносам на неудовлетворенность супружескими взаимоотношениями: Дисс… канд. психол. наук. – М., 2002. – 230 c.

70. Гаспарян Ю. А.  Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Под ред. К. Н. Хабибуллина. – СПб.: Петрополис, 1999. – 320 с.

71. Гюнтер Г. Ф. К.  Избранные работы по расологии. – М.: Изд-во «Белые альфы», 2005. – 576 с.

72. Геродот.  История / Англ. перевод Ф. Мищенко, в 2 т., с предисл. и указ. 2-е изд. – М., 1888.

73. Голод С. И.  Моногамная семья: кризис или эволюция? (Социологический анализ) // Социально-политический журн. – 1995. – № 6. – С. 74–87.

74. Голод С. И.  Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис, 2004. – 272 с.

75. Горизонтов Л.  Закон против счастья. Смешанные браки в истории двух народов // Родина. – 1994. – № 12. – С. 64–67.

76. Греус П.  Межнациональные браки на территории Российской Федерации в 30-е гг. XX века // Историческая демография. Сборник статей / Под ред. М. Б. Денисенко и И. А. Троицкого. – М.: МАКС ПРЕСС, 2008. – Вып. 14. – С. 95.

77. Гриценко В. В.  Факторы устойчивости национально-смешанных и однонациональных браков: Дисс… канд. истор. наук. – М., 1989. – 148 с.

78. Гриценко В. В.  Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей // Этнические факторы в жизни общества. – М.: Владос, 2001. – 154 с.

79. Гроздова Е. В., Лидерс А. Г.  Комплементарность супругов и удовлетворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – № 2. – С. 52–56.

80. Гурко Т. А.  Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социологические исследования. – 1993. – С. 58–74.

81. Дас А. Р.  Принципы выбора брачного партнера // «АУ М». – 1991. – № 3. – С. 11–19.

82. Дарвин Ч.  Происхождение человека и половой отбор // Соч.: В 9 т. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. – 1040 с.

83. Димосфенус А.  Просини аспида / Пер. с греч. А. Никифоровой // Интернет-ресурсы. http://mission-center.com/islams/demosf.htm.

84. Демография: Учебное пособие / Колл. авторов. Под ред. проф. В. Г. Глушковой. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2006. – 304 с.

85. Денежная А. Г.  Трактат о любви. – М.: КСП+, 2002. – 304 с.

86. Джеймс Н.  Брак и любовь. – М., 1985. – 192 с.

87. Дрегало А. А., Ульяновский В. И.  Национальная семья: современные проблемы и потенциал возрождения // Семья в России. – 1995. – № 3/4. – С. 127–136.

88. Добрович А. Б.  Общение: наука и искусство. – М., 1989. – 254 с.

89. Дружинин В. Н.  Психология семьи. – 3-е изд. – М.: Питер, 2005. – 176 с.

90. Дымнова Т.  Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 46–56.

91. Дюркгейм Э.  Социология и теория познания // Хрестоматия «История психологии». Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М., 1980. – С. 273–297.

92. Жумина А.  Супружеские конфликты в транскультуральных семьях (на примере русско-немецких семей в Германии) // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии: Сборник трудов бакалавров психологии СПбГУ / Под ред. А. А. Крылова, Н. С. Хрусталевой, Л. А. Цветковой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 389 с.

93. Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю.  Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем РА Н. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 176 с.

94. Золотухина М. В.  Мир американской семьи. – М., 1999. – 318 с.

95. Елизаров А. Н.  Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1997. – № 3. – С. 59–67.

96. Елизаров А. Н.  К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29–30 мая 2008 г. – В 2 т. / Отв. ред. В. В. Гриценко. – Смоленск: Универсиум, 2008. – Т. 1. – С. 221–225.

97. Ешич М. Б.  Этничность в аспекте ее исторического развития // Мир психологии. – 2004. – № 3. – С. 24–37.

98. Ильин Е. П.  Сущность и структура мотива // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 2. – С. 27–42.

99. ИАБ: Межэтнические браки. – М.: АСИ, апрель 2003. – № 32. – С. 8.

100. Кананова Н.  Межэтнические браки: скромные радости и сплошные огорчения // Новое время. – Ереван, 2006. – С. 2.

101. Карабанова О. А.  Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

102. Кериг П. К.  Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 11–17.

103. Ковалев С. В.  Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М., 1991. – 143 с.

104. Козлова А.  Проблемы и механизмы развития психолого-социальной идентичности в юношеском возрасте // Идентичность и толерантность / Отв. ред. Лебедева Н. М. – М., 2002. – С. 84–85.

105. Коркмазова З. А.  Семья и семейные отношения на Северном Кавказе в условиях трансформирующегося российского общества / Сб. науч. трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – № 1 (13).

106. Корнев В. А.  Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках / В. А. Корнев. А. Эль-Журди // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. – Воронеж, 2000. – Вып. 22. – С. 50–52.

107. Корнеева С. В.  Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций. – М., 2003. – С. 11–15.

108. Колесов Д. В.  Антимонии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) // Мир психологии. – 2004. – № 3. – С. 9–19.

109. Козлова А.  Проблемы и механизмы развития психолого-социальной идентичности в юношеском возрасте // Идентичность и толерантность / Отв. ред. Лебедева Н. М. – М.: ИЭА РА Н, 2002. – 414 с.

110. Кон И. С.  Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. – 336 с.

111. Корнеева С. В.  Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – № 3. – С. 11–15.

112. Корнев В. А., Эль-Журди А.  Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. – Воронеж, 2000. – Вып. 22. – С. 50–52.

113. Корнилова Т. В.  Диагностика мотивации и готовности к риску. – М.: ИП РА Н, 1997. – 323 с.

114. Крайг Г.  Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992 с.

115. Красовский В. П.  Анализ брачных отношений: самооценка и требования к партнеру // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 56–59.

116. Кроник А. А., Кроник Е. А.  Психология человеческих отношений. – Дубна, 1998. – 224 с.

117. Крысько В. Г.  Этническая психология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

118. Кудинов С. И.  Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Дисс. … д-ра психол. наук. – Новосибирск, 1999. – 313 с.

119. Крылова Н. Л.  Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. – М.: РОССПЭН. 1996. – 366 с.

120. Крылова Н. Л.  Россия: в лабиринтах расово-смешанной семьи // Полиэтнические общества: проблемы культурных различий. – М., 2004. – Т. 2. – С. 262–295.

121. Кустова Ю. Г.  Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 158 с.

122. Курбатова Т. Н., Куус Я. В.  Когнитивная сложность и идентичность в кросскультурном и гендерном исследовании. В сб.: Психологические проблемы самореализации личности. – Вып. 5. – СПб., 2001. – С. 204–217.

123. Лазарева В. А.  Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком // Семья и семейная терапия. – 2005. – № 4. – С. 3–8.

124. Лебедева Н. М.  Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. – № 3. – С. 73–87.

125. Левкович В. П.  Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Этническая психология: Хрестоматия / Под ред. Егоровой А. И. – СПб., 2005. – 184 с.

126. Левкович В. П., Зуськова О. Э.  Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. – 1987. – № 4. – С. 128–134.

127. Левкович В. П.  Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Этническая психология: Хрестоматия / Под ред. Егоровой А. И. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.

128. Левкович В. П., Кузмицкайте Л. Д.  Формирование этнического сознания подростка в семье // Левкович В. П., Мин Л. В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журн. – 1996. – Т. 17. – № 6. – С. 35.

129. Леонтьев А. Н.  Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.

130. Лидерс А. Г.  Психологическое обследование семьи. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.

131. Лопухова О. Г.  Особенности становления гендерного образа «Я» у девушек и юношей татарской и русской национальностей // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья, Казань, 2003. – С. 98–101.

132. Лотман Ю. М.  Избр. статьи: В 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. – Таллинн, 1992.

133. Лурье С. В.  Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624 с.

134. Майерс Д.  Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 527 с.

135. Магомедов А. А.  Семья на Северном Кавказе. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 247 с.

136. Магомедов А. А.  Транзитивные аспекты исследования современной семьи // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.

137. Малахов В. С.  Неудобства с идентичностью // Идентичность: Хрестоматия / Сост. Шнейдер Л. Б. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с.

138. Маркосян А. С.  Язык в этнической самоидентификации и культурной интеграции (К психологии и социологии двуязычия) // Мир психологии. – 2004. – № 3. – С. 43–51.

139. Маркс К., Энгельс Ф.  Немецкая идеология // Соч. Т. 3. 2-е изд. – М.: Госполитиздат, 1955. – 544 с.

140. Маркузе Г.  Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследов. идеологии развитого индустр. об-ва / Пер. с англ., послесл., примеч. А. А. Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кунецова. – СПб.: АСТ, 2003. – 526 с.

141. Маслоу А. Г.  Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997. – 430 с.

142. Маслоу А. Г.  Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997.

143. Маслоу А.  Психология бытия. – СПб.: Евразия, 2001. – 479 с.

144. Маслоу А.  Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

145. Матуле Г. Я.  Влияние социальных факторов на формирование психолого-педагогической культуры молодой семьи. – Минск, 1990. – 145 с.

146. Мархинин В. В.  Межэтнические браки: состояние, динамика, проблемные ситуации. – М.: Знание, 2004. – 236 с.

147. Маховская О. И.  Соблазн эмиграции, или Женщинам, отлетающим в Париж. – М.: ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.

148. Маховская О. И.  Межкультурные браки и модели семейных отношений // Межэтнические браки. Информационно-аналитический бюллетень. – № 32, апрель. – М.: АСИ, 2003. – С. 19.

149. Мей Р.  Любовь и воля. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. – 376 с.

150. Мид М.  Культура и мир детства / Сост. и предисл. И. С. Кона. – М.: Наука, 1988. – 429 с.

151. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком: Автореф. дисс… канд. психол. наук. / Н. В. Смирнова. – СПб., 2005. – 53 с.

152. Мурзабулатов М. В.  Однонациональные и национально-смешанные браки в городах Республики Башкортостан. Препринт / УНЦ РА Н. – Уфа, 1994. – 24 с.

153. Москвичев С. Г.  Проблемы мотивации в психологических исследованиях. – Киев: Наукова думка, 1975. – 144 с.

154. Мотив / Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М., 1996. – 440 с.

155. Мухина В. С.  Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. тр. – М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 1999. – 640 с.

156. Мухина В. С.  Личность: мифы и реальность. – Екатеринбург: Интел-Флай, 2007. – 1065 с.

157. Мухина В. С.  Возрастная психология: Феноменология развития. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – 647 с.

158. Муратов В. В.  Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 37.

159. Нартова-Бочавер С.  Психология личности и межличностных отношений. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.

160. Нартова-Бочавер С. К.  Дифференциальная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2003. – 280 с.

161. Налчаджян А.  Этногенез и ассимиляция. – М.: Когито-центр, 2004. – 216 с.

162. Налчаджян А. А.  Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. – 263 с.

163. Некрасова А. Н.  Проявления культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки. – М.: Владос, 2000. – 159 с.

164. Немировская Л. З.  История религий. Модуль 2: Мировые религии. Религия в современном мире. – М.: РосНоУ, 2003. – С. 53.

165. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 304 с.

166. Олейник Ю. Н.  Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журн. – 1986. – № 3. – С. 59–67.

167. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 328 с.

168. Панюкова Ю. Г.  К проблеме средовой идентичности: психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 133–141.

169. Петрушин В. И., Петрушина Н. В.  Психология любви. – М.: Академический Проект, 2004. – 144 с.

170. Попов Б. Н.  Межнациональные браки и их особенности в регионе // Межнац. отношения в регионе. – Якутск, 2000. – С. 73–95.

171. Полисистемные исследования индивидуальности человека / Под ред. Б. А. Вяткина – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 384 с.

172. Платон.  Полн. собр. творений. Т. 3. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006.

173. Платонов Ю. В.  Основы этнической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 452 с.

174. Психология семейных отношений: конспект лекций / Сост. С. А. Векилова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 127 с.

175. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Силяевой Е. Г. – М.: Академия, 2002.

176. Рапопорт А.  Быть или чувствовать? Проблемы еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков // Культура. – 2005. – № 3 (15).

177. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А.  Психология адаптации личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.

178. Роджерс К.  Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. – М.: Эксмо, 2002. –288 с.

179. Розин В., Шапинская Р.  Природа любви. Понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. – М., 1993. – 173 с.

180. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. – 1994. – № 1. – С. 25.

181. Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2013. – 720 с.

182. Рубинштейн С. Л.  Человек и мир. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.

183. Рыбаковский Л. Л.  Этнический фундамент населения России // Социологические исследования. – 2001. – № 4. – С. 92.

184. Сайко Э. В.  Идентификация как дифференцирующий и интегрирующий фактор организации целостности Социума в исторически новом пространстве социальной эволюции // Мир психологии. – 2004. – № 3 – С. 3–7.

185. Сайко Э. В.  Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 3–11.

186. Самойлова И. И.  Социокультурные факторы влияния на состояние межэтнической семьи. http://rspu.edu.ru/journals/pednauka/2-2004/02samoylova.htm.

187. Седракян С. А.  Социальная психология семьи. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – 368 с.

188. Собкин В. С., Владимиров А. Г.  Национальная самоидентификация и выбор супруга // Возрастные особенности формирования толерантности. Под ред. В. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РА О, 2003. – С. 199.

189. Собкин В. С., Глухова Т. В., Мутерперель В. С.  Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности / Под ред. B. С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РА О, 2003. – C. 153–155.

190. Собчик Л. Н.  Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях). – СПб.: Речь, 2002. – 80 с.

191. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я.  Отцы и дети в меняющемся мире. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

192. Сонин В. А.  Психологические аспекты семьи и брака. – Смоленск: Флинта, 1985. – 71 с.

193. Солдатова Г. У.  Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 386 с.

194. Солженицын А. И.  Двести лет вместе. Часть вторая. – М.: Вагриус. – 2006. – 574 с.

195. Свадьбина Т. В.  Семья в условиях трансформирующегося российского общества. Социально-философский анализ. – М.: НИИ семьи, 2004. – 338 с.

196. Стефаненко Т. Г.  Этнопсихология: Учеб. для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.

197. Столин В. В., Бутенко Г. П., Романова Т. Л.  Опросник удовлетворенности браком // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. – 1984. – № 2. – 163 с.

198. Столярова Г.  Межэтнические семьи в Татарстане // Язык и национализм в постсоветских республиках: По матер. междунар. симпозиума, 5–6 марта 1994 г., Чикаго. – М., 1994. – С. 175–182.

199. Столярова Г. Р., Титова Т. А.  Этническая культура как индикатор самосознания в национально-смешанных семьях: (По матер. изучения русско-татарских семей г. Казани) // Соврем. нац. процессы в Респ. Татарстан. – Казань, 1992. – Вып. 1. – С. 82–91.

200. Сусоколов А. А.  Национально-смешанные браки и семьи в СССР. – Советская этнография. – 1989. – № 1. – С. 106–108.

201. Сысенко В. А.  Брачно-семейная адаптации, ее характер и содержание // Психология семьи / Под ред. Д. И. Райгородского. – Самара, 2002.

202. Такео Дои.  Анатомия зависимости / Пер. с яп. – Токио, 1973.

203. Титова Т. А.  Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. – Казань: Форт-Диалог, 1999. – 163 с.

204. Токарева Е. С.  Межэтнический брак в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи // Гуманитарные научные исследования. – № 5. – Май 2013. [Электронный ресурс] URL: http:// human.snauku.r /2013/05/3173

205. Топилин А. В.  Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // Соц. исслед. – 1995. – № 7. – С. 76–88.

206. Терентьева Л. Н.  Формирование этнического самосознания в национально-смешанных браках в СССР. – М.: Политиздат, 1974. – 12 с.

207. Токарева Е. С.  Межэтнический брак в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи // Гуманитарные научные исследования. – № 5. – Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://http://human. snauka.ru/2013/05/3173

208. Тырнова О. А.  Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек. – М., 1996. – 159 с.

209. Уоллерстайн Дж. С., Блейксли С.  Успешный брак. – М., 1995. – 352 с.

210. Уразгельдиева Н. К.  Национально-смешанные семьи: социально-психологический портрет // Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. – Ростов н/Д, 1998. – 368 с.

211. Уэдделл М.  Семья и ее динамика // Семейная психотерапия – СПб.: Питер, 2000. – С. 57–70. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

212. Устинова М. Я.  Некоторые вопросы изучения национально-смешанных браков и семей (на примере Литвы) // Семья: Традиции и современность. – М., 1990. – С. 203–220.

213. Харчев А. Г.  Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. – М.: Наука, 2007. – 198 с.

214. Хейли Дж., Эриксон М.  Стратегии семейной терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

215. Хекхаузен X.  Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 409 с.

216. Хорни К.  Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М.: Прогресс – Универс, 1993. – 480 с.

217. Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб.: Питер, 2006. – 606 с.

218. Целуйко В. М.  Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288 с.

219. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. – М.: РГТУ, 1996. – 376 с.

220. Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 2002. – 445 с.

221. Шапиро А. З.  Психолого-гуманистические проблемы позитивности – негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. – 1994. – № 4. – С. 45–46.

222. Шарль Р.  Мусульманское право. – М.: Иностранная литература, 1959. – С. 81

223. Швейгер-Лерхенфельд А. Ф.  Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / Пер. с нем. М. И. Мерцаловой. – М.: Кураре, 1998. – 688 с.

224. Шмелев А. Г.  Острые углы семейного круга. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

225. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000. – 529 с.

226. Шнейдер Л. Б.  Семья, оглядываясь вперед. – М.; СПб.: Питер, 2013. – 365 с.

227. Шнейдер Л. Б.  Семейная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 736 с.

228. Шнейдер Л. Б., Соломатина Е. М.  Практикум по психологии семьи и семейному консультированию. – М.: МПСИ, 2012. – 496 с.

229. Шагаль В. Э.  Арабский мир: пути познания. – М.: Институт Востоковедения, 2001. – 288 с.

230. Феномен разнорасовых семейно-брачных отношений // Гендерные исследования в африканистике: Матер. VIII конф. африканистов. – М., 2000. – С. 149–174.

231. Фотеева Е. В.  Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания: Семья в представлениях современного человека. – М., 1990.

232. Фрейд З.  Психоанализ. Пересмотр теории сновидений. – М.: АСТ, 2010. – 222 с.

233. Фрейд З.  Введение в психоанализ. – М.: Азбука, 2009. – 416 с.

234. Фрейд З.  Я и Оно. По ту сторону принципа удовольствия. – М.: АСТ,

2011. – 160 с.

235. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И.  Эмиграция и эмигранты: История и психология / Науч. ред. Тишкин Г. А. – СПб.: Питер, 1995. – 153 с.

236. Фрейнкман-Хрусталева Н. С.  Маргиналы поневоле. – Берлин, 1996. – 253 с.

237. Фримен Д.  Техники семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

238. Фромм Э.  Искусство любви. – СПб.: Азбука-Классика, 2008. – 224 с.

239. Фуко М.  Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. Н. С. Автономова, В. П. Визгина. – СПб.: А.-саd, 1994. – 405 с.

240. Целуйко В. М.  Психология современной семьи. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

241. Цемиш С.  Особенности социализации детей в смешанных семьях // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии / Под ред. А. А. Крылова, Н. С. Хрусталевой, Л. А. Цветковой. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2001. – 484 с.

242. Чужие и близкие в русско-американских браках / Л. Виссон. – М.: Валент, 1999. – 208 с.

243. Чуйко Л. В.  Браки и разводы. – М., 1975. – 175 с.

244. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В.  Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

245. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.  Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2005. – 336 с.

246. Элиас Н.  Отношения мужчины и женщины: изменение установки // THESIS, Женщина, мужчина, семья. – Вып. 6. – М., 1994. – С. 103–126.

247. Энгельс Ф.  Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991. – 112 с.

248. Эриксон Э.  Детство и общество / Пер. с англ. А. А. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Ленато; М.: АСТ, Ун – тская кн., 1996. – 590 с.

249. Эриксон Э.  Идентичность: Юность и кризис: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2006. – 352 с.

250. Юнг К.-Г.  Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.-Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

251. Яковенко И. Г.  Базовые идентичности и социокультурные основания их трансформации: факторы, тренды, сценарии // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 6.

252. Ялом И.  Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2012. – 288 с.

253. Янкова З. А., Ачилова Е. Ф., Лосева О. К.  Мужчина и женщина в семье. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 80 с.

254. Aile yapisi arastirmasi 2006 // Turkie Istatistik Kurumu Matbaasi. – Ankara, 2006. – S. 22.

255. Ackerman N. W.  The Strength of Family Therapy: Selected papers / Eds. D. Bloch, R. Simon; Ackerman Institute for Family Therapy. – N. Y.: Brunner/ Mazel, publishers, 1982. – Ch. 39: The Family Approach to Marital Disorders. – P. 364–371.

256. Basow S. A.  Gender Stereotypes: Traditions and Alternatives. – Monterey, 1986.

257. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swidler A., Tipton S. M., eds.  Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. – Berkeley: Un-ty of California Press, 1985. – 332 p.

258. Bem Daryl J.  Beliefs Attitudes & Human Affairs. – N. Y.: Thomson Brooks / Cole, 1997. – 114 p.

259. Bendas T. V.  Gender and cultural differences of students leaders in success, sexual attractiveness and leadership style // Internetional Journal of Psychology: Abstracts of XXVII International Congress of Psychology. Stockholm, 2000. – 57 p.

260. Benedict R.  Patterns of Culture. – Boston and New York, 1994.

261. Bidney D.  Theoretical Anthropology. – New Brunswick (USA), L., 1996.

262. Bond R., Smith P. B.  Culture and conformity: A meta-analysis of studies using Asch’s (1952b, 1956) line judgment task // Psychological Bulletin. – 1996. – V. 119. – P. 111–137.

263. Botev N.  The Ethnic Composition of Families in Russia in 1989: Insights into the Soviet «Nationalities Policy». – London: Population and Development Review, 2002. – V. 28. – № 4. – P. 681–706.

264. Chaplin J. P.  Dictionary of psychology. – N. Y., 1975.

265. Crowne D. P., Marlowe D.  The Approval Motive: Studies in Evaluative Dependence. – N. Y., 1964.

266. Cuber J. F., Harper R. A.  Problems of American society: values in conflict. – N. Y., 1948.

267. Dictionnaire des Sciencess Humaines. Sociologie, Psychologie social, Anthropologie. – Paris, 1990.

268. Drever J.  A dictionary of psychology. – Harmondsworth, 1967.

269. Insi N.  Uoreingenommenheit der Brokratie Gegnber binationalen Eh.eschlebungen. – Frankfurt am Mein, 1985.

270. Funk & Wagnalis.  New standart dictionary of the English language. – N. Y., 1962.

271. Hall S.  The West and the rest: Discourse and power // Hall S., Greben B. (eds.). – Formations of modernity. – Cambridge, 1992. – 78 p.

272. Kluckhohn С.  Values and Value Orientations in the Theory of Actions / In: Parnsons T. and Shils E. (eds.). – Toward General Theory of Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1951. – 983 p.

273. Kluckhohn F., Strodtbeck F. L.  Variation in Value Orientations. – N. Y., 1961.

274. Lewis R., Spanier G.  The rising about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family. V. 2. Eds. W. Burr et al. – N. Y., 1979. – P. 95.

275. Lievens J.  Interethnic marriage: bringing in the context through multilevel modelling. – Dordrecht: European Journal of Population / Revue Européenne de Démographie, 1998. – V. 14. – № 2. – P. 117–155.

276. Matsumoto D.  Culture and psychology. – Pacific Grove (Cal.), 1996.

277. Mcdougall W. An Introduction to Social Psychology. – N. Y.: Atlantic, 1994. – P. 532.

278. Murray Henry A.  Endeavors in Psychology: Selections from the Personology of Henry A. – Oxford: HarperCollins Publishers, 1981. – 641 p.

279. Peabody D.  National characteristics. – Cambribge, 1985.

280. Phinney J. S.  Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. – 1990. – V. 108.

281. Paul J.  Magnarella The Turkish bridewealht practice in transition // The Muslim World. – Hartford: Hartford Seminary, 2007. – V. 59. – Issue 2. – P. 143.

282. Reber A. S.  The penguin dictionary of psychology. – Harmondsworth, 1985.

283. Rogers С.  On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy – N. Y.: Mariner Books, 1995. – 237 p.

284. Romano D.  Intercultural marriage: promises and pitfalls. – 3rd Ed. – Yarmouth, Maine: Intercultural Press, 2008. – P. 120. (перевод на русский язык Туйа Орсоо – аспирант 2009 г.)

285. Stephan W. G., Stephan C. W.  Intergroup relations. – Madison, 1996.

286. Stirling A. P.  Social Rank in a Turkish Village. – London, 1953.

287. Coumbs R.  A Value Theory of Male Selection / Family Life Coordinator. – 1961.

288. May E. T.  Homeward Bound. American Families in the Cold War Era. – N. Y., 1988.

289. Nicholson J.  Men and Women. How different are they? – N. Y., 1984.

290. Rogers C.  Towards a theory of creativity. On becoming a person. – Boston, 1961.

291. Rothman E. K.  History of Love / J. of Social History. – 1982. – V. 15. – № 3.

292. Schwartz P., Lever J.  Fear at Loathing at a College Mixer. Marriage & Family in a Changing Society. – N. Y., 1985.

293. The Psychology of Love / Edited by Robert J. Sternberg and Micahel L. Barnes. – 1989.

294. Triandis H. C.  Cross-cultural psychology // Asian J. of Social Psychology. – 1999. – V. 2.

295. Thorndike Edward L.  Educational Psychology – Atlanta: Bibliolife, 2009. – 188 p.

296. Tolman E. C.  Cognitive maps in rats and men. – N. Y.: Psychological Review, 1998. – 208 p. / По изд.: Роджер Р. Хок. Секреты выдающихся экспериментов. – СПб.: 2003. – 315 с.

297. Weiner B.  A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. – London: Biblios, 1979. – 325 p.

 


[1] Первыми представлены значения, относящиеся к сравнению показателей представителей моноэтнических и биэтнических браков, проживающих на территории РФ, вторыми – моноэтнических и биэтнических браков, проживающих на территории Западной Европы; третьими – биэтнических браков, проживающих в РФ и на территории Западной Европы.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!