Глава 4. Проблема удовлетворенности в биэтнических семьях



 

Стабильность и сплоченность биэтнической семьи, впрочем, как и моноэтнической, зависит от ряда факторов. Одним из социальных стрессоров, отрицательно влияющим на супружеские отношения, является принадлежность супругов к разным этническим группам.

Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, исследование взаимодействия супругов, их удовлетворенность супружеством, ролевых отношений в браке, стабильности и устойчивости отношений являются в настоящее время наиболее важными задачами психологии семьи. Основной составляющей социально-психологического климата семьи является удовлетворенность супругов взаимоотношениями и браком в целом.

В психологической литературе выделяются так называемая общая удовлетворенность браком и удовлетворенность отдельными аспектами супружества, которая складывается из ряда оценок его различных сторон в зависимости от требований, предъявляемых к личности партнера и к обстоятельствам семейной жизни. Изучению проблемы, связанной с необходимостью согласованности межличностного поведения супругов для успешного функционирования брака и повышения удовлетворенности браком, посвящены многие психологические исследования, однако ряд важных вопросов остается нераскрытым. К их числу относится и проблема взаимосвязи удовлетворенности супругов браком с этнической структурой личности. В ситуации биэтнических семейных отношений, так же как в межэтнических, нужно иметь в виду, что этничность актуализируется в ситуации конфликтности, нестабильности. Если в семье неблагополучно в целом, этничность – это частность, которая исполняет роль маркера, обостряющего проблему.

Механизмом развития супружеских отношений является механизм идентификации-обособления – в стабильной ситуации супруги представляют собой некое единство. А в ситуации конфликтности обособляются и начинают интерпретировать проблемы с позиции этнической принадлежности, то есть характеризируют друг друга никак отдельную личность, а как представителя определенного этноса. Супруги сталкиваются с другой культурой, ценностями, способами поведения – проблемами, связанными с двумя разными мирами. Появляется опасность, что личностные достоинства, недостатки, привычки, особенности характера супруга(и) могут объясняться этническим происхождением, хотя при взаимной терпимости на происхождение не обращают внимание.

В своем исследовании мы решили выяснить, влияет ли этническая идентичность, тип идентичности супругов на их удовлетворенность браком. Удовлетворенность биэтническим браком мы рассматриваем через идею Г. У. Солдатовой о выделенных ею типах этнической идентичности. Этническая идентичность рассматривается как часть социальной идентичности и как осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Позитивную этническую идентичность характеризует высокая толерантность, то есть наличие позитивного образа иного этноса при сохранении позитивного восприятия своего собственного и готовность к межэтническим контактам. Следовательно, чем ближе этническая идентичность к позитивной (норме), тем выше будет уровень удовлетворенности браком.

Биэтнические семьи (один из супругов – татарской национальности, а другой – русской) и моноэтнические семьи (оба супруга – русской национальности) исследовались, используя методики: тест-опросник удовлетворенности браком В. В. Столина, Т. А. Романовой, Г. П. Бутенко и методику, выявляющую типы этнической идентичности Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой.

Прежде всего, проверили равновероятность распределения типов этнической идентичности в моноэтнических и биэтнических семьях. Для этого использовали критерий степени согласия – χ2. В нашем случае нулевая гипотеза говорит, что тип этнической идентичности не зависит от типа семьи. Согласно формуле: χ2 =Σ((O—E)2/E), где Е – значение ожидаемой частоты, а О – реальное значение частоты, были проведены расчеты. Оказалось, что χ2 = 12,03 (р = 0,05). Следовательно, в зависимости от типа семьи изменяется распределение типов этнической идентичности, то есть существуют типы этнической идентичности, характерные именно для биэтнических семей. Оказалось, что в биэтнических семьях преобладает, в основном, два типа этнической идентичности: позитивная этническая идентичность и этноэгоизм (37,5 и 38,75 %).

В моноэтнических семьях преобладает тип этнической индифферентности, на втором месте по распространенности – тип позитивной этнической идентичности, в то время как этноэгоизм и этногилизм занимают примерно равные по распространенности позиции. Интересно отметить, что непредставленные типы этнической идентичности в биэтнических семьях – этноизоляционизм, этнофанатизм, представлены в моноэтнических семьях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнический фактор значим именно при создании семьи представителями разных этносов, в то время как для моноэтнической семьи данный фактор не является ведущим, что, вероятно, и отражает факт доминирования индифферентной этнической идентичности в моноэтнических семьях.

Более того, факт доминирования этноэгоизма и позитивной этнической идентичности свидетельствует о том, что в биэтнических семьях осознается фактор межкультурной коммуникации: представители данных типов этнической идентичности, вступая в брак, вероятно, заранее представляют себе сложности такой семьи. Вероятно, доминирование позитивной идентичности, как это ни парадоксально, объясняется усилением осознания собственной этнической идентичности как результата взаимодействия с представителем иного этноса. Тем не менее именно позитивная этническая идентичность позволяет индивидууму проявлять терпимость к непривычному, идти на компромисс. Возможно, данное поведение усиливается за счет осознания сложности взаимоотношений и на начальном пути становления отношений: не всегда легко решиться на семейный союз с человеком другой культуры. Этноэгоизм является, в свою очередь, усилением позитивной этнической идентичности, следующая ступень этнической идентичности как защитный механизм при взаимодействии с представителями иного этноса.

Однако этноизоляционизм и этнофанатизм – как более крайние формы усиления этнической идентичности, не представлены в биэтнических семьях вообще по сравнению с моноэтническими семьями. Объяснение данного феномена кажется очевидным, поскольку этноизоляционизм предполагает не просто убежденность в превосходстве своего народа, а также негативное отношение к биэтническим бракам вообще, что, вероятно, и определяет выбор супруга при создании семьи. Несмотря на малый процент представленности в моноэтнических семьях феномена этнофанатизма, необходимо отметить, что, к сожалению, существуют семьи, в которых декларируются идеи ограничения прав представителей других этносов. Понятно, что люди с данным типом этнической идентичности не могут создать семейный союз с представителем другого этноса.

Необходимо отметить, что среди биэтнических семей существует неравное распределение типов этнической идентичности среди мужчин и женщин. Однако данное предположение также необходимо подвергнуть статистической проверке с помощью критерия согласия χ2. Оказалось, что значение критерия статистически значимо (χ2 = 11,82; р = 0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что выявленные распределения типов этнической идентичности зависят от гендерных различий.

Для женщин характерен более этнонигилизм по сравнению с мужчинами. В то время как для мужчин в биэтнических семьях более характерен этноэгоизм (42,5 % мужчин по сравнению с 35 % женщин) и нормальная этническая идентичность (40 % мужчин по сравнению с 35 % женщин), хотя данные различия не столь существенны, как для категории этнонигилизма. Индифферентная этническая идентичность, хотя так же сильнее выражена у мужчин из биэтнических семей (15 %), но различия практически не проявляются. Вероятно, феномен доминирования этнонигилизма в женской выборке из биэтнических семей может быть интерпретирован с позиции принятия женщинами культуры мужа за счет отказа от своей собственной этнической идентичности.

В моноэтнических семьях гендерные различия статистически не значимы (χ2 = 10,04; р = 0,05). Следовательно, феномен этнонигилизма у женщин является именно тенденцией для биэтнических семей.

В моноэтнических семьях, несмотря на отсутствие статистически значимых различий, для женщин более характерна этнонигилистическая позиция, как и в биэтнических семьях. Интересной особенностью является то, что этноизоляционизм более выражен среди мужской половины, как, впрочем, и максимальная степень этнической идентичности – этнофанатизм.

Анализ результатов позволил выявить следующее: в группе представителей из биэтнических семей, имеющих выраженный этногилизм (n = 24), было выявлено следующее соотношение удовлетворенности браком:

 

Рис. 1.   Удовлетворенность браком в группе с этнонигилизмом (биэтнические семьи)

 

Согласно полученным результатам, наибольшее количество опрошенных из данной группы выразили свое недовольство браком: 37 % респондентов имеют представление о браке как «скорее неблагополучном» и 29 % – вообще оценивают его как «неблагополучный». В то время как лишь 17 % представителей биэтнических семей с выраженным этнонигилизмом дают положительную оценку собственных семейных отношений. Как показано на диаграмме 13 % данной группы видят скорее благоприятные, чем неблагоприятные стороны семейной жизни (рис. 1). Статистические подсчеты подтвердили (χ2 = 15,41, р = 0,05), что распределение категорий удовлетворенности браком в данной группе является неслучайным, что, следовательно, свидетельствует о тенденции в целом быть неудовлетворенным браком в случае этнонигилистической этнической идентичности.

В группе представителей биэтнических семей с выраженной индифферентной этнической идентичностью (n = 33) было выявлено следующее распределение степени удовлетворенности браком. На диаграмме мы видим, что, в основном, в данной группе семья оценивается как «переходная» (46 %), на втором месте по представленности категория «скорее неблагополучной» оценки собственных семейных отношений (24 %). Третье место по доли представленности в данной группе занимает категория «скорее благополучной» оценки семьи (21 %) (рис. 2).

 

Рис. 2.   Удовлетворенность браком в группе с индифферентной идентичностью (биэтнические семьи)

 

Статистические расчеты (с помощью критерия χ2) показали, что распределение людей по категориям удовлетворенности браком не является случайным (χ2 = 16,93, p = 0,01), что дает возможность сделать вывод о наличии определенной тенденции оценивать собственный брак в целом как переходный в случае индифферентной этнической идентичности в биэтнических семьях. Такая средняя характеристика собственных семейных отношений, вероятно, объясняется тем, что в данных биэтнических семьях существуют иные, помимо этнической идентичности, детерминанты удовлетворенности браком. Однако необходимо отметить, что все-таки отмечается тенденция оценки брака в сторону неудовлетворенности, нежели удовлетворенности, поскольку 24 % представителей оценили брак как «скорее неблагополучный» по сравнению с 21 % указавших оценку «скорее благополучный», хотя данные различия имеют слабую степень отличия.

В следующей группе представителей биэтнических семей – с выраженной позитивной этнической идентичностью (норма) – было получено следующее соотношение представленности категорий удовлетворенности браком (рис. 3). Оказалось, что в данной группе (n = 90) 21 % испытуемых (наибольшая доля) декларируют «удовлетворенность» браком. Интересно отметить, что 39 % представителей биэтнических семей с позитивной этнической идентичностью указали, что их брак «скорее благополучный», нежели неблагополучный. На втором месте по представленности (27 %) находится категория «переходной» оценки собственной семьи.

 

Рис. 3.   Удовлетворенность браком в группе с позитивной этнической идентичностью (биэтнические семьи)

 

Статистическая проверка случайности распределения категорий удовлетворенности браком в данной группе представителей биэтнических семей с помощью критерия χ2 (χ2 = 13,68, p = 0,05) показала, что распределение не является случайным, что дает возможность говорить о некоторых тенденциях, характерных для данной группы. В целом мы можем сделать вывод о преобладании на уровне декларирования удовлетворенности браком в биэтнических семьях с позитивной этнической идентичностью. Однако необходимо отметить достаточно высокий процент (практически одна треть выборки) респондентов данной группы, оценивших собственный брак как «переходный», что, вероятно, свидетельствует о наличии иных факторов, помимо этнической идентичности, влияющих на удовлетворенность браком. Данный феномен требует дальнейшего изучения, что пока не входит в задачи нашего исследования. Доминирующей же тенденцией для группы представителей биэтнических семей с позитивной этнической идентичностью является в целом положительная оценка собственного брака.

 

Рис. 4.   Удовлетворенность браком в группе с этноэгоизмом (биэтнические семьи)

 

И в последней группе представителей биэтнических семей – с выраженным этноэгоизмом (n = 93) результаты распределения степени удовлетворенности представлены на диаграмме (рис. 4). Оказалось, что наибольший процент респондентов (34 %) отметили свои браки как «скорее неблагополучные», далее по степени выраженности следует категория «переходной» семьи (24 %), с небольшой разницей в минус на третьем месте находится категория «скорее благополучного» представления семейных отношений. Статистическая проверка случайности распределения (χ2 = 14,82, p = 0,05) дает возможность сделать вывод, что распределение категорий удовлетворенности браком в группе представителей биэтнических семей с выраженным этноэгоизмом носит неслучайный характер. Данный вывод соответственно позволяет предположить характерные тенденции для данной группы: наиболее выраженной тенденцией является скорее неблагоприятное представление о собственном браке, хотя высока доля среднего отношения: оценка переходного состояния семьи, и даже «скорее благополучного». Вероятно, данный феномен объясняется тем, что в данных семьях присутствует положительная атмосфера, однако, этноэгоизм может проявляться в отстаивании позитивного образа собственной идентичности, что может увеличивать напряженность и находить выражение в раздражении на партнера.

Таким образом, на основании проведенного исследования отметим, что:

• Этнический фактор значим именно при создании семьи представителями разных этносов (биэтнических семей), в то время как для моноэтнической семьи данный фактор не является ведущим, что, вероятно, и отражает факт доминирования индифферентной этнической идентичности в семьях данного вида. Этническая идентичность является детерминантой удовлетворенности браком в биэтнических семьях, в то время как в моноэтнических семьях данной закономерности выявлено не было. На удовлетворенность браком в моноэтнических семьях, вероятно, влияют личностные и иные факторы.

• В зависимости от типа семьи изменяется распределение типов этнической идентичности, то есть существуют типы этнической идентичности, характерные именно для биэтнических семей: позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, индифферентная идентичность и этнонигилизм.

• Существуют гендерные различия в этнической идентичности представителей биэтнических и моноэтнических семей. Для женщин характерен более этнонигилизм по сравнению с мужчинами в биэтнических семьях. В моноэтнических семьях для женщин более характерна этнонигилистическая позиция, как и в биэтнических семьях. Интересной особенностью является то, что этноизоляционизм более выражен среди мужской половины, как, впрочем, и максимальная степень этнической идентичности – этнофанатизм.

• Выявлено соотношение типов этнической идентичности и степени удовлетворенности браком в биэтнических семьях:

– для группы с этнонигилистической этнической идентичностью наиболее характерно быть неудовлетворенным браком;

– для группы с индифферентной идентичностью характерна средняя степень оценки удовлетворенности браком, не выраженная ни в позитивную, ни в негативную стороны, что, вероятно, свидетельствует о наличии иных факторов, помимо этнической идентичности, влияющих на удовлетворенность браком;

– в группе с этноэгоизмом наиболее выраженной тенденцией является скорее неблагоприятное представление о собственном браке, хотя высока доля среднего отношения: оценка переходного состояния семьи, и даже «скорее благополучного»;

– в группе с позитивной этнической идентичностью в биэтнических семьях выявлена тенденция преобладания на уровне декларирования удовлетворенности браком.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!