Глава 5. Психологические особенности ролевых ожиданий в биэтнических семейных отношениях и степень их согласованности



 

Биэтнические браки – это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема построения взаимодействия людей с разными ролевыми притязаниями, ожиданиями, ценностями в семейной жизни.

В этой связи особую значимость приобретает понимание специфики ролевых притязаний в различных формах культурно-детерминированного брака, что, в свою очередь, позволило бы оказывать более качественную психологическую помощь семьям, консультировать супружеские пары с учетом особенностей их взаимоотношений и культурной принадлежности.

На формирование представлений о ролевом поведении в семье оказывают влияние, прежде всего, родительские семьи супругов; сформировавшиеся (или имеющиеся) полоролевые стереотипы поведения супругов, и, наконец, этнокультурные нормы поведения как в обществе, так и в семье.

Личность, вступая в супружеские отношения, приобретает новое положение в системе социальных связей – статус супруга – и принимает на себя несколько новых социальных ролей. В связи с этим рассматривается понятие «ролевое притязание», которое отражает установки на собственное активное участие личности в социальной роли.

Целью нашего исследования явился сравнительный анализ психологических особенностей ролевых притязаний (и ожиданий) супругов в биэтнических супружеских отношениях, выражаемых в приоритетных ценностях этнической группы, к которой принадлежит каждый из супругов.

В исследовании принимали участие моноэтнические и биэтнические супружеские пары – биэтнические (русские – дагестанцы), моноэтнические русские и моноэтнические дагестанские пары.

Для изучения психологических особенностей ролевых ожиданий в биэтнических и моноэтнических семьях были выбраны следующие методы:

• Опросник «Ролевая структура семьи» Т. В. Сырицо;

• Методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» А. Н. Волковой;

• Опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца;

• Статистические – корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена, метод сравнения средних с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты средних значений ролевой адекватности по шкалам семейных функций/ценностей в исследуемых парах позволяют отметить:

• Распределение хозяйственно-бытовой функции в моноэтнической дагестанской семье определяется во многом традициями, а не ожиданиями, благодаря чему притязания на выполнение роли хозяина/хозяйки у испытуемых данной выборки более высокие, а ожидания от супруга(и) – низкие. Распределение хозяйственно-бытовой функции в моноэтнической русской семье, проживающей в мегаполисе, определяется эгалитарными принципами, принимаемыми в силу моноэтничности, обоими супругами, поэтому в данных семьях ожидания супругов адекватны притязаниям партнеров. В биэтнических семьях жены адекватны по отношению к притязаниям их мужей на реализацию хозяйственно-бытовой функции – их ожидания лишь незначительно завышены. В отличие от жен, у мужей ожидания активной роли домохозяйки от жен значимо завышены. Данная функция является традиционно женской, поэтому, на наш взгляд, не удивительно, у мужчин-дагестанцев к женам в этом отношении большие требования.

• В моноэтнических русских семьях ожидания супругов родительско-воспитательной роли от супруги намного превышают притязания к себе самих жен, что также, на наш взгляд, можно объяснить стремлением женщин данных семей к более эгалитарному распределению традиционно женских ролей.

В моноэтнических дагестанских семьях мужья-дагестанцы менее чем мужья из других пар соответствуют ожиданиям жен – их притязания на роль воспитателя и родителя – выше, чем этого хотят от них жены. Этот результат мы также склонны объяснять большей традиционностью семейных ценностей в моноэтнических дагестанских семьях – отсюда и привлекательность для мужей-дагестанцев роли родителя и воспитателя своего ребенка – продолжателя рода.

В биэтнических семьях, где супруг – дагестанец, а супруга – русская, в отличие от других семей, – притязания жен на родительско-воспитательную функцию больше, чем ожидания мужей; а у мужей – притязания меньше, чем ожидания жен. Таким образом, мы можем предположить, что, возможно, в данных биэтнических семьях, ценность родительско-воспитательной функции у мужей меньше, чем в других парах. Возможно, акцент в подобных биэтнических браках делается именно на традиционное распределение обязанностей, а не на ценности (муж, как глава семьи и носитель титульного этноса имеет более доминантную позицию по отношению к жене).

На основе выделенных значений по шкале социальной активности как у мужей, так и у жен не наблюдалось завышенных ожиданий в отношении супругов – в большинстве случаев наблюдались заниженные ожидания относительно активной социальной роли супруга и высокие притязания к себе, что свидетельствует о высокой личностной значимости данной функции для супругов.

Наиболее адекватны в своих требованиях к социальной роли жен – мужья из дагестанских семей: их ожидания хотя и меньше притязаний жен, но ненамного по сравнению с остальными мужьями из исследуемых пар. Таким образом, мы можем предположить, что притязания жен на роль активного участника социальной (профессиональной и общественной) жизни более адекватны притязаниям мужей именно вследствие большей традиционности социокультурных особенностей дагестанцев.

Наиболее конфликтной в этом отношении является ситуация в моноэтнических русских и биэтнических парах. Жены в данных семьях, ожидая реализации социальной функции мужей, тем не менее, сами значительно притязают на активную социальную роль, что связано, на наш взгляд, с эгалитарными социокультурными ценностями, а также влиянием русской супруги, имеющей менее традиционные, более эгалитарные представления о распределении семейных функций.

В большинстве случаев, относительно эмоционально-психотерапевтической функции, ожидания у супругов-респондентов намного больше, чем притязания их супруг.

Наиболее адекватными в своих ожиданиях относительно эмоционально-психотерапевтической функции оказались мужья и жены из дагестанских моноэтнических семей, что, на наш взгляд, может быть связано со сходством ментальности и традиционных этнопсихологических установок на сдержанное проявление человеком эмоций, чувств и состояний.

Относительно функции внешней привлекательности мужья намного более адекватны в своем отношении к стремлению своих жен быть внешне привлекательными и модно одетыми. Наиболее адекватны в этом отношении – мужья из биэтнических браков – их потребности иметь привлекательную жену соответствуют установкам жен быть привлекательными и модными. Однако жены из биэтнических браков неадекватны в отношении притязаний своих мужей быть внешне привлекательными мужчинами – их ожидания намного превышают притязания мужей. Можно предположить, что выбор мужа, принадлежащего к другой этнической группе, был связан у женщин в том числе со стремлением иметь более внешне привлекательного и интересного супруга. Отсутствие аналогичных результатов у их мужей, на наш взгляд, связано с меньшей значимостью для них функции внешней привлекательности.

Также следует отметить высокую степень адекватности притязаниям друг друга быть привлекательными у жен и мужей из моноэтнических браков, что может свидетельствовать и о том, что брачные партнеры, принадлежащие к одному и тому же этносу, более гармоничны в своих ожиданиях относительно внешнего вида супруга(и).

Различия в ролевых притязаниях у супругов в моноэтнических и биэтнических супружеских отношениях.   С помощью критерия Стьюдента мы попытались выявить основные различия в отношении к семейным ценностям и обязанностям у супругов из моноэтнических и биэтнических браков.

В моноэтнических парах (жена-русская / муж-русский) по четырнадцати исследуемым признакам из 49 в данных парах были обнаружены различия с высокой степенью значимости. Среднее значение параметра «организатор развлечений» (методика «Распределение ролей в семье») у жен в исследуемых супружеских парах значимо выше, чем у мужей, что означает, что жены в большей степени склонны видеть себя как ответственных за выполнение данных функций в семье. Мужья же в большей степени присваивают выполнение данной функции себе. Скорее всего, в данной выборке супружеских пар, где жены и мужья – русские, существует очевидный конфликт в плане ролевых притязаний и ожиданий на выполнение функции организатора развлечений.

Результаты по функции воспитания детей – аналогичные: жены в большей степени оставляют выполнение данной функции за собой. Однако значение родительско-воспитательной функции по параметрам: «семейные ценности», «ролевые притязания» выше у мужей. Таким образом, мужья в большей степени притязают на выполнение данной функции и в большей степени считают родительско-воспитательную функцию ценной. Однако их взгляд на собственную роль в воспитании детей женщинами оценивается значимо выше, чем мужчинами.

Средний показатель у жен в исследуемых супружеских парах по параметру «организатор развлечений» значимо выше, чем у мужей, что означает, что жены в большей степени склонны видеть себя как организаторов досуга, в отличие от мужей.

Относительно функции социальной активности результаты у женщин в парах значимо выше, чем у мужчин по параметрам: «семейные ценности», «ролевые ожидания от супруга», «ролевая адекватность».

Шкала социальной активности отражает установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что жены значимо больше ориентированы на то, чтобы именно супруг имел серьезные профессиональные интересы, играл активную общественную роль. И в целом жены в большей степени, чем мужья, рассматривают профессиональные и внесемейные интересы как ценность в процессе межличностного взаимодействия с супругом. Ориентируясь на данные результаты, мы можем сделать вывод о том, что жены в данных супружеских парах менее социально успешны, чем мужчины, однако их ориентация на социальный успех мужа позволяет компенсировать недостаток социальных достижений.

Относительно функции «сексуальный партнер» также существуют значимые различия между супругами в парах, где и муж, и жена – русские, – у мужей значение по данному параметру значимо выше, чем у жен. Следует отметить, что эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых. В данном случае мужья в большей степени отводят эту роль женам, при этом женщины значимо в меньшей степени склонны видеть себя в качестве инициаторов сексуальных отношений.

По параметру «внешняя привлекательность» ожидания у жен в отношении мужей значимо большие, чем у мужей в отношении жен. Данная шкала отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера и, таким образом, у женщин из исследуемых супружеских пар потребность иметь внешне привлекательного партнера имеет значимо более выраженный характер.

Гедонизм (ориентированность на ценность получения чувственных удовольствий) в качестве индивидуального приоритета в значимо большей степени проявляется женами. У жен данная ориентация на получение чувственных удовольствий в большей степени зависит от внешнего давления и соотносится с конкретными поступками.

Ценность самостоятельных мыслей и действий у мужчин в большей степени проявляется в конкретных поступках и зависит от внешнего давления.

В биэтнических семьях (жена русская/ муж дагестанец) по 17 исследуемым признакам из 49 обнаружены различия с высокой степенью значимости.

Выполнение функции организатора семейной субкультуры мужья в данных парах значимо больше адресуют женщинам.

Стремление к личностной идентификации с супругом (в интересах, потребностях, ценностных ориентациях, способах времяпрепровождения) значимо больше выражено у жен в исследуемых парах.

По шкале социальной активности значения средних по параметрам «семейные ценности», «ролевые ожидания от супруга» значимо больше у женщин. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в данных семьях функция внешней социальной активности (профессиональной, общественной), стабилизирующая брачно-семейные отношения, однозначно принадлежит мужу.

Эмоционально-психотерапевтическая функция согласно результатам в большей степени реализуется женой (значимо большие результаты по параметрам «семейные ценности», «ролевые притязания», «ролевая адекватность»).

Ожидания в отношении привлекательности супругов у жен значимо выше. Таким образом, мы можем предположить, что в данной выборке пар отношение жены к внешней привлекательности супруга является важным фактором в супружеском взаимодействии, создается ощущение, что привлекательная внешность партнера, принадлежащего к другой этнической группе, является немаловажным фактором при выборе женщиной супруга.

В сфере хозяйственно-бытовой функции оказалась значимой традиционная тенденция – ролевые ожидания выше у мужей в отношении жен, а притязания к себе – у жен.

В данной группе испытуемых для женщин в большей степени нормативным идеалом (жизненным принципом) является щедрость; для мужчин – стимуляция (волнение и новизна). В качестве индивидуального приоритета (реального поведения) женщины в большей степени руководствуются стремлениями к достижениям, а мужчины – традициями.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что данные пары, в целом, являются достаточно традиционными в плане распределения семейных ролей.

В моноэтнических (супруги дагестанцы) парах по 13 исследуемым признакам из 49 обнаружены различия с высокой степенью значимости. На основе минимального количества выявленных значимых различий мы можем сделать вывод о том, что в моноэтнических дагестанских парах супруги более всего соответствуют ожиданиям друг друга. Этот результат также подтверждается и значениями средних по параметру «ролевая адекватность».

Согласно результатам корреляционного исследования, функцию воспитания детей жены в большей степени приписывают себе.

Ценности эмоционально-психотерапевтической функции и функции внешней привлекательности в большей степени выражены у жен.

В отношении хозяйственно-бытовой функции ожидания от супруг больше у мужчин, чем у женщин – от мужей. А в отношении функции социальной активности жены предъявляют мужьям значимо более высокие требования.

Соответственно мужья в большей степени притязают на функцию социальной активности, а жены – на эмоционально-психотерапевтическую функцию, хозяйственно-бытовую функцию и функцию внешней привлекательности.

У жен значимо в большей степени выражена в качестве нормативного идеала и индивидуальной формы поведения – конформность. Также в качестве индивидуального приоритета у женщин данной группы более чем у мужчин выражен универсализм как понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.

Таким образом, мы можем отметить традиционное распределение семейных ролей в данных парах, при этом, помимо традиционных ценностей. Жены из моноэтнических семей демонстрируют конформность как в качестве жизненного принципа, так и в качестве индивидуальной формы поведения.

Таким образом, в целом можно отметить, что жены из биэтнических браков чувствуют себя более неуверенно, что объясняет их завышенные требования по отношению к эмоционально-терапевтической функции мужей, опору не на собственную реализацию, а на реализацию мужа. А также проявление таких качеств, как стремление к безопасности, конформность. На наш взгляд, это связано именно с неуверенностью в отношении взаимодействия с представителями другой, нежели своей собственной этнической группы, что косвенно проявляется и в завышенных ожиданиях жен по отношению к внешней привлекательности супруга. В отличие от своих жен, мужья из обеих выборок склонны к традиционному распределению ролей, что, в частности, выражается в завышенных требованиях по отношению к женам в отношении хозяйственно-бытовой функции.

Для моноэтнических семей в целом также характерно традиционное распределение семейных ролей. При этом в качестве индивидуальных приоритетов во взаимодействии в браке жены из моноэтнических дагестанских семей демонстрируют конформность, а жены из моноэтнических русских семей – гедонизм – стремление к получению удовольствия.

Взаимосвязь ролевых ожиданий/притязаний и отношения к семейным ценностям в биэтнических семьях. На основе корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена мы попытались выявить взаимосвязи между отношением к семейным обязанностям (параметр «ролевая адекватность» – соотношение собственных ожиданий от супруга с ролевыми притязаниями самого супруга) и параметрами, раскрывающими сущность основных семейных ценностей с целью выявить значение этнической принадлежности в формировании отношения к семейным обязанностям у супругов из биэтнических браков.

Рассмотрим значимые корреляции адекватных ролевых притязаний с параметрами, отражающими содержание ценностных ориентаций в группе женщин-дагестанок, у которых мужья – русские.

Относительно хозяйственно-бытовой функции жены достаточно адекватны в отношении притязаний мужчин, однако в среднем их ожидания несколько завышены. При этом существуют значимые корреляции с тем, что испытуемые в качестве активного сексуального партнера рассматривают супруга, и в большей степени ожидают от него социальной активности и внешней привлекательности. Также для женщин данной группы хозяйственно-бытовая функция является ценностью. Чем выше ожидания хозяйственно-бытовой функции от мужчин, тем у респонденток в меньшей степени отмечаются притязания к себе в отношении эмоционально-психотерапевтической функции, что, возможно, связано с традиционной сдержанностью в выражении эмоций. Женщины данной группы в целом придерживаются традиционной модели во взглядах на распределение хозяйственно-бытовой функции.

Относительно родительско-воспитательной функции были выделены незначительно заниженные ожидания от мужей. Однако в том случае, если жены в меньшей степени ожидают от мужей выполнения родительско-воспитательной функции, они приписывают себе роль активного сексуального партнера, функция родительства становится для них более ценной, а в качестве нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов в большей степени значимыми являются такие качества, как гедонизм, стимуляция (стремление к волнению и новизне), конформность. Таким образом, женщины данной группы в целом придерживаются традиционной модели во взглядах и на распределение родительско-бытовой функции.

Согласно результатам, выделенным в результате подсчета средних, женщины данной группы склонны незначительно занижать требования относительно социальной активности мужчин. И на основе корреляционного анализа мы можем сделать вывод о том, что это связано с их собственными низкими притязаниями на социально активную роль. Однако низкие ожидания от мужа социально-активной роли коррелируют с тем, что жены в большей степени приписывают себе роль активного сексуального партнера. Таким образом, и в социальной роли женщины придерживаются традиционного распределения ролей.

Завышенные требования относительно эмоциональной поддержки от мужа значимо коррелируют высокими притязаниями в отношении себя и высокой ценностью функции социальной активности. Высокие требования эмоциональной поддержки от мужа являются своеобразной компенсацией недостатка социальной активности у женщин данной группы.

В отношении внешней привлекательности у женщин-дагестанок из биэтнических браков требования к мужьям значимо завышены. Этот факт коррелирует с высокой ценностью для респонденток таких функций, как «личностная идентификация с супругом», родительско-воспитательная функция, функция внешней привлекательности, а также высокими притязаниями к себе в отношении родительско-воспитательной функции, ценностью таких нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, как традиции и конформность. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что внешняя привлекательность супруга очень важна для респонденток. Это отражается даже на их потребности быть матерью, это стимулирует к проявлению более традиционной модели поведения в семье.

При анализе значимых корреляций адекватных ролевых притязаний с параметрами, отражающими содержание семейных ценностей в группе русских женщин замужем за дагестанцами, увидели, что женщины этой группы в среднем незначительно завышают требования относительно хозяйственно-бытовой функции своих мужей.

Чем больше завышены требования в отношении данной функции, тем больше хозяйственно-бытовая функция представляется ценностью, в отличие от родительско-воспитательной функции и функции социальной активности. При этом ролевые притязания по трем перечисленным функциям у респонденток ниже. Также большую значимость при этом приобретают такие ценности, как традиции и универсализм (понимание, терпимость) и значимо меньше ценными становятся такие индивидуальные приоритеты, как стимуляция (стремление к волнению и новизне), достижения и власть.

В отношении родительско-воспитательной функции русские жены из биэтнических браков также склонны завышать требования по отношению к своим мужьям. Чем более завышены требования, тем в большей степени интимно-сексуальная функция является ценной, а родительско-воспитательная и хозяйственно-бытовая теряют свою ценность.

Требования от мужей социальной активности в целом незначительно занижены, что коррелирует со следующими результатами. При заниженных требованиях к социальной активности мужа женщины больше притязают на хозяйственно-бытовую роль и функцию быть внешне привлекательной партнершей. Конформность, щедрость и универсализм (понимание, терпимость) представляются более важными ценностями.

В отношении эмоционально-терапевтической функции требования к мужьям завышены, что коррелирует с высокими ожиданиями от мужа хозяйственно-бытовой роли.

В отношении внешней привлекательности требования к мужу также завышены, при этом семейными ценностями в большей степени становятся: личностная идентификация с супругом, хозяйственно-бытовая функция, эмоционально-психотерапевтическая функция, функция внешней привлекательности; тем больше ожидания от мужа эмоционально-психотерапевтической функции и функции социальной активности.

Основываясь на данных корреляционного анализа, мы можем отметить, что в данных семьях женщины предъявляют более высокие ожидания к мужчинам. Причем, ожидания от мужчин завышены в традиционно женских семейных функциях: хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательной, а притязания к себе носят менее выраженный характер. Складывается ощущение, что у жен при выполнении семейных функций в данной паре в целом довольно заниженные притязания к себе, но высокие ожидания от супруга, что может быть как причинами конфликтов в семье, так и причинами внутриличностных конфликтов у женщин данной выборки. Возможно, жены из исследуемой выборки при своей достаточно традиционной функциональности в семье недовольны своим положением и желают большей реализованности за пределами домашних обязанностей.

Анализ значимых корреляций адекватных ролевых притязаний с параметрами, отражающими содержание семейных ценностей в группе мужчин-дагестанцев, женатых на русских женщинах, в среднем у мужей требования к женам относительно хозяйственно-бытовой функции завышены, что коррелирует с высокой семейной ценностью данной функции и стремлением мужчин данной группы к гедонизму (получению удовольствия).

В отношении родительско-воспитательной функции ожидания мужей данной роли от жен в среднем занижены, что коррелирует с такими показателями, как стремление к материальному обеспечению семьи, ценностью родительско-воспитательной функции, стремлением к безопасности.

В отношении социальной активности требования к женам занижены, что коррелирует большей выраженностью таких нормативных идеалов, как самостоятельность и стремление к безопасности.

В отношении внешней привлекательности мужья данной группы предъявляют несколько заниженные требования к женам, при этом ценность данной функции у них также невелика.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что мужья-дагестанцы из биэтнических браков полностью сосредоточены на выполнении традиционных семейных функций и требуют этого же от жен. При этом ориентирами являются в большей степени не собственные желания, а традиции. Однако их жены при своей достаточно традиционной функциональности в семье недовольны своим положением и желают большей реализованности за пределами домашних обязанностей. Их выполнение семейных обязанностей также базируется на знании традиций, однако подобное поведение сталкивается с внутренним сопротивлением и нежеланием следовать традиционным правилам ролевого функционирования.

В целом можно отметить, что в биэтнических семьях сохраняется традиционное распределение ролей. При этом выделены следующие особенности:

Согласованность ролевых ожиданий и притязаний является крайне значимой для супругов. Противоречивость ролевых притязаний и ожиданий может значительно осложнить взаимоотношения в супружеской паре. Реализуя свою потребность в признании через нормы социального поведения в брачных отношениях, принятых непосредственно внутри этноса, личность может столкнуться с противоречивыми представлениями о социальной роли своего супруга(и), принадлежащего(ей) к иной этнической группе.

В отношении ролевых ожиданий от супругов существуют значимые различия между женщинами из моноэтнических и биэтнических браков. Так, можно отметить, что женщины из биэтнических браков чувствуют себя более неуверенно, что объясняет их завышенные требования по отношению к эмоционально-терапевтической функции мужей, опору не на собственную реализацию, а на реализацию мужа, проявление таких качеств, как стремление к безопасности, конформность. Скорее всего, это связано именно с неуверенностью в отношении взаимодействия с представителями другой, нежели своей собственной этнической группы, что косвенно проявляется и в завышенных ожиданиях жен по отношению к внешней привлекательности супруга. В целом в качестве индивидуальных приоритетов во взаимодействии в браке жены из моноэтнических дагестанских семей демонстрируют конформность, а жены из моноэтнических русских семей – гедонизм – стремление к получению удовольствия.

В отличие от своих жен, мужья как из моноэтнических, так и биэтнических браков склонны к традиционному распределению ролей, что, в частности, выражается в завышенных требованиях по отношению к женам в отношении традиционно-женских функций: хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательной.

В обеих семьях мужчины склонны к традиционному распределению обязанностей в семье. Они готовы отвечать за материальное благополучие семей, хотят занимать социально активную роль. При этом в отношении традиционно женских функций их ожидания по отношению к своим женам завышены. Возможно, что мужчинам из выбранных групп хочется иметь рядом с собой привлекательную жену, однако это не является самоцелью.

Русские женщины из биэтнических семей при своей достаточно традиционной функциональности недовольны своим положением и желают большей реализованности за пределами домашних обязанностей. Их выполнение семейных обязанностей также базируется на традиционных требованиях, однако подобное поведение сталкивается с внутренним сопротивлением и нежеланием следовать традиционным правилам ролевого функционирования.

В целом можно сделать вывод о том, что отношение к семейным обязанностям определяется скорее не этнической принадлежностью супругов, а традиционными общественными гендерно-обусловленными требованиями.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!