ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН.
Сатира и психологизм в «Господах Головлевых». Проблематика и художественные особенности романа (образ Пустоты и разъятого времени). Утрата и обретение Совести как основной конфликт в романе. Мир головлевской усадьбы как отрицательный ответ М.Е.Салтыкова-Щедрина о роли дворянства в России. Образ Иудушки Головлева. Мотив проснувшейся совести. Смысл финала.
Бушмин А.С. Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
Овсянико-Куликовский Д.Н. М.Е. Салтыков (Щедрин) в 50-60-х годах. // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические этюды. Т. 2. М., 1989. С. 274-292.
Турков А.М. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1988.
ПОЭТИКА ПРОЗЫ А.П.ЧЕХОВА («СТУДЕНТ», «СТЕПЬ», «МОЯ ЖИЗНЬ»).
Периодизация творчества А.П. Чехова. Особенности чеховского реализма. Смысл человеческого существования и «мелочи жизни» как основной конфликт в произведениях Чехова. Чеховский подтекст. Лиризм чеховской прозы. Чеховский герой (герои-интеллигенты, герои из народа).
Громов М. Чехов. М., 1993.
Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.
Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
Сухих И.Н. Проблемы поэтики Чехова. Л., 1987.
Чудаков А.П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М., 1986.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА.
Концепция мира и человека в реализме рубежа XIX-XX вв. Взаимосвязь философской и художественной мысли, специфика поэтического языка.
|
|
Категории социального, природного и культурного в художественном мире А.И.Куприна. Специфика выражения авторской позиции.
Историософская концепция И.Бунина: исследование «тайны души славянина», проблема Востока и Запада. Взаимосвязь лирики и эпоса в творчестве Бунина: бессобытийность прозы и эпизация лирики. Дооктябрьское и эмигрантское творчество писателя как единая система: преодоление трагедии в жизни и искусстве.
Горелов А.Е. Три судьбы. Л., 1978.
Келдыш В. На рубеже художественных эпох: о русской литературе конца XIX – начала XX веков //Вопр. лит. 1993. № 2.
Михайлов О. Страницы русского реализма. М., 1982.
Михайлов О.Н. Строгий талант. М.,1976.
Смирнова Л.А. Бунин: Жизнь и творчество. М., 1991.
Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 431-479.
СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Причины возникновения символизма. Принципы изображения действительности и творческий метод символистов (неоромантизм). Концепция поэта. Смысл творчества в понимании символистов. Специфика поэтического слова. Издания символистов.
Этапы развития символизма. Первое поколение («старшие» символисты:К. Бальмонт, В.Брюсов, З.Гиппиус, Ф.Сологуб). Влияние идей Ф.Ницше и А.Шопенгауэра на творчество ранних символистов. Поиски поэтического языка, адекватного мироотношению. Второе поколение («младосимволисты»: Вяч.Иванов, А.Белый). Влияние философских идей В.Соловьева и идей немецких романтиков на второе поколение символистов. Закон восхождения-нисхождения. Противоречия между этикой и эстетикой. М.Кузмин как выражение кризиса символизма. «Психологический символизм» И.Анненского.
|
|
Блок – «человек-эпоха» (А.Ахматова). Идея пути в творчестве поэта: ее этический и эстетический смыслы, структурообразующая функция идеи пути в построении системы образов. Три тома лирики как единый «роман в стихах», раскрывающий «трилогию вочеловечивания».
Анненский И. Бальмонт-лирик // Анненский И. Книги отражений. М., 1979.
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
Блок А.А. О современном состоянии русского символизма // Блок А.А.О литературе. М., 1980.
Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX вв. Л., 1977.
Иванов Вяч. Поэт и чернь. Две стихии в современном символизме. Заветы символизма // Иванов Вяч.Родное и вселенское. М., 1994.
КЛЭ: В 8 тт. Т.6. Символизм. М., 1975.
Мережковский Д. О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе.// Мережковский Д.Акрополь. М., 1991.
|
|
ПайманАврил. История русского символизма. М., 1998.
Салма Н. Опыт интерпретации феномена русского символизма в свете истории развития мысли.// Slavicae: Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged. 1989.
АКМЕИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Эстетические предпосылки возникновения акмеизма. Новый тип мироощущения в акмеистической поэзии. Понимание акмеистами цели искусства. Трактовка образа поэта. Завоевания в области поэтического языка: критерий поэтичности художественного слова и способ наращивания в нем поэтических значений. Литературные манифесты акмеистов. Издания акмеистов. Проблема взаимосвязи акмеизма и символизма. Индивидуальные воплощения акмеистических принципов изображения мира и человека.
Своеобразие лирического героя Н.Гумилева. Функции мирового культурного текста в его лирике. Специфика воплощения времени и пространства.
Изменение облика лирического героя в ранней лирике А.Ахматовой («Вечер», «Четки») по сравнению с символизмом. Характер лирической эмоции и способ ее выражения.
Мышление культурными стилями в книге стихов О.Мандельштама «Камень». Архитектоника поэтического образа.
|
|
Гумилев Н.С. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н.С.Письма о русской поэзии. М., 1990.
Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М.Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1975.
Кихней Л.Г. Акмеизм: мироотношение и поэтика. М., 1991.
Кузмин М. О прекрасной ясности // Русская литературная критика конца XIX – начала XX века. Хрестоматия. Сост. Соколов А.Г., Михайлова М.В. М., 1982.
Лекманов О.А. Книга об акмеизме. М., 1996.
Мандельштам, О.Э. Утро акмеизма.// Мандельштам О.Э.Слово и культура. М., 1987.
Павловский А. Николай Гумилев. // Вопр. лит. 1986. № 10.
Подшивалова Е.А. Предисловие // Гумилев Н.С. Огненный столп. Ижевск, 1991.
Левин Ю.И., Сегал Д.И., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // RussianLiterature. 1974-1975. Vol.7/8.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!