СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА Г.Р.ДЕРЖАВИНА.



    Ранняя поэзия Г.Р.Державина и жанровая система классицизма. Выбор «нового пути» и  поиски «среднего» языка. Разрушение жанра торжественной оды («Фелица»): своеобразие стиля и языка. Философская проблематика державинского творчества («Бог»). Расширение поэтического диапазона творчества. Тема смерти и ее осмысление («На смерть князя Мещерского», «Снигирь»). Возникновение элегической тональности в поздней оде Державина. («Евгению.Жизнь Званская»). «Руинный текст» в позднем творчестве Державина («Развалины», «Река времен в своем стремленье…»).

 

АверинцевС.С. Поэты. М., 1996.

Зверева Т.В. «Руинный текст» русской культуры второй половины XVIII века // Зверева Т.В. Взаимодействие слова и пространства в русской литературе второй половины XVIII века. Ижевск, 2007.

Проскурина В. Рождение Фелицы // Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.

Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М., 2000.

Успенский Б.А. Язык Державина // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). М., 2000.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

 

Жанровое своеобразие «Евгения Онегина». Где кончается роман: вопрос о десятой главе «Евгения Онегина». Смысловой потенциал «онегинской строфы».

«Роман в романе» или «роман романа»: стихия автора и стихия героев.

Лирическая стихия автора. Автор в его отношении к героям. Диалог с читателем. Лирические отступления. Примечания как особая форма авторских отступлений. Пропуск строф как особенность композиции романа.

Принципы изображения героев в романе. Татьяна и Онегин как символическое воплощение двух  составляющих начал национального бытия. Смыслопорождающие функции «зеркального» сюжета.

Значение романа «Евгений Онегин» для дальнейшего развития русской литературы.

 

Бочаров С.Г. Стилистический мир романа («Евгений Онегин») // Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина». М., 1999.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980.

Томашевский Б.В. Десятая глава «Евгения Онегина» (история разгадки) // Томашевский Б.В. Работы разных лет. М., 1990.

 

НОВАТОРСТВО ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ».

    «Борис Годунов» как попытка создания «истинно романтической трагедии». «Борис Годунов» и «История государства Российского» Н.М.Карамзина.

    Разрушение принципов классицистской драмы (единство места, времени и действия) и построение нового смыслового пространства. Значение зеркальной композиции текста.

    Форма авторского присутствия в тексте. Смысл финала. 

 

Гуревич А.М. История и современность в «Борисе Годунове» // Сокровенные смыслы. Статьи о Пушкине (1984 – 2011). М., 2011.

Клейтон Дж. Д. Тень Димитрия: опыт прочтения пушкинского «Бориса Годунова». СПб., 2007.

Непомнящий В.С. Наименее понятый жанр // Непомнящий В.С. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987.

Хализев В.Е. «Борис Годунов»: власть и народ // Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М., 2005.

 

СПЕЦИФИКА ВОПЛОЩЕНИЯ РОМАНТИЗМА В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.

 

Творческий путь Лермонтова-лирика. Синтез романтических течений в творчестве писателя. Жанровые особенности ранней поэзии  Лермонтова (автобиография, дневник, исповедь…). Основные мотивы ранней лирики поэта (одиночество, конфликт с окружающим миром, странничество, демонизм…).

Сочетание романтических и реалистических тенденций в позднем творчестве Лермонтова. Пути разрешения романтического конфликта.

 

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.

Маркович В. М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997.
Моторин А. В. Жребий Лермонтова // Христианство и русская литература. СПб., 1999.

Соловьев В. Лермонтов // Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990.

Ходасевич В.Ф. Фрагменты о Лермонтове // Ходасевич В.Ф. Собр. Соч.: В 4 т. М., 1996. Т.1.

 

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В.ГОГОЛЯ.

Сборник «Арабески» и «петербургские» повести этого цикла. Образ Петербурга в творчестве Гоголя. Параметры абсурдного мира в «Петербургских повестях».

Конфликт между «мечтой» и «существенностью» в повести «Невский проспект». Сюжет испытания героя как сквозной сюжет цикла.

 

Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб, 1997.

Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Маркович В.М. Петербургские повести Гоголя. Л,, 1989.

Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В.Н. Миф. Ритуал, Символ. Образ. М., 1995.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!