КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА И ЕЕ ПЕСНОПЕНИЯ: СООТНОШЕНИЕ МАГИЧЕСКОГО, ИГРОВОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ОБРЯДЕ.



Удмуртский государственный университет

 

Кафедра истории русской литературы и теории литературы

 

Кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики

ПРОГРАММА

Государственного итогового экзамена

(русский язык и литература)

Для бакалавров по направлению «Филология»

(профили «Отечественная филология», «Прикладная филология»)

Ижевск, 2017

ПРОГРАММА

Государственного итогового экзамена

Для бакалавров по направлению «Филология»

 

Государственный итоговый экзамен по направлению бакалавриата «Филология» имеет междисциплинарный характер. Цель экзамена - проверка уровня общих и специальных (профессиональных) компетенций бакалавра филологии, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.

В содержание экзаменационного билета по междисциплинарному государственному экзамену входят:

- теоретический вопрос по русской литературе;

- практическое задание по русскому языку.

Теоретические вопросы отражают основные разделы учебных программ по истории и теории русской литературы.

Практическое задание - лингвистический анализ текста - нацелено на выявление навыков применения теоретических знаний по теории языка, истории и современному состоянию русского языка в процессе анализа языкового материала.


ЛИТЕРАТУРА

Программа государственного итогового экзамена по русской литературе

(для профилей «Отечественная филология» и «Прикладная филология»)

Вопросы

 

1. Календарная обрядность русского народа и ее песнопения: соотношение магического, игрового и художественного в обряде.

2. Былины: особенности жанра, происхождение, классификация, поэтика.

3. Основные жанры древнерусской литературы: летопись, ораторская проза, жития.

4. «Слово о полку Игореве» - основная идея и ее художественное воплощение.

5. Жанр торжественной и духовной оды в творчестве М.В.Ломоносова.

6. Своеобразие поэтического мира Г.Р.Державина.

7. Художественные принципы построения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

8. Новаторство трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

9. Специфика воплощения романтизма в лирике М.Ю.Лермонтова.

10. Петербургские повести Н.В.Гоголя.

11. Философия пути в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

12. Мир героев в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».

13. Проблематика и поэтика романа И.А.Гончарова «Обрыв».

14. Поэзия народной жизни в пьесах А. Н.Островского (на примере 2-3 пьес).

15. Художественное своеобразие прозы Н.С.Лескова («Запечатленный ангел»)

16. Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» как итоговое произведение.

17. «Война и мир» Л.Н.Толстого как роман-эпопея.

18. Русская поэзия второй половины XIX века: Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов и др.

19. «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман.

20. Поэтика прозы А.П.Чехова («Студент», «Степь», «Моя жизнь» и др.)

21.Особенности реализма конца XIX – начала ХХ века.

22.Символизм как литературное направление.

23.Акмеизм как литературное направление.

24.Футуризм как литературное направление.

25. Сказовая форма повествования в "Конармии" И.Э. Бабеля.

26. Принципы изображения мира в дилогии И. Ильфа и М. Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок".

27. Художественное своеобразие повести Андрея Платонова "Котлован".

28. Публицистика революционных лет: "Несвоевременные мысли" А.М. Горького. 29. Образ художника в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

30. Философская проблематика романа «Доктор Живаго» Б.Пастернака.

31. Человек и история в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

32. Человек и война в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

33. Рассказы А.Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» и их роль в формировании литературных течений прозы 60-70-х годов ХХ века.

34. Герой рассказов В.М. Шукшина и проблематика «деревенской прозы» 60-70-х годов ХХ века.

35. Повесть В. Маканина «Кавказский пленный» и эстетические поиски литературы второй половины 1980-90-х гг.

 

 


КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ РУССКОГО НАРОДА И ЕЕ ПЕСНОПЕНИЯ: СООТНОШЕНИЕ МАГИЧЕСКОГО, ИГРОВОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ОБРЯДЕ.

Общая характеристика и классификация обрядовой сферы. Циклы и жанровый состав календарной обрядовой поэзии.

Обряды и поэзия зимнего цикла. Характеристика колядок, подблюдных песен. Масленица и ее песни.

Поэзия весенне-летнего цикла. Основные обряды и ве­рования. Веснянки, троицко-семицкие песни, купальский обряд, песни о Костроме.

Обряды и поэзия осеннего цикла. Жнивные песни.

В каждом из циклов указать соотношение магического, игрового и художественного начал, охарактеризовать особенности поэтической формы календарной обрядовой поэзии.

 

Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2003 (либо др. изд.).

Аникин В. П. Русское устное народное творчество: Учеб. / В. П. Аникин. - М.: Высш. шк., 2004 (либо др. изд.).

Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни: Учеб.пособие для пед. ин-тов / Ю.Г. Круглов. - М.: Высш.шк., 1982. - 270,[2]с.

Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. - СПб: Азбука, 1995 (или любое др. изд.) (выборочно).


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!