Основные темы лирики Хетагурова



1. Тема Родины, судьба родной земли, стремление быть полезным своей стране.

2. Страдания народа, особенно страдания женщин, детей, солдат.

3. Обращение к народу с призывом подняться на борьбу.

4. Обращение к молодому поколению.

5. Тема любви.

6. Слово благодарности русским писателям.

Своеобразие творчества Коста Хетагурова

1. Связь с традициями русской литературы.

2. Фольклорные мотивы.

3. Своеобразие в изображении пейзажа: суровая красота гор.

4. Образность и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность, емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.

Вопросы и задания

По творчеству Коста Хетагурова

1. Проанализируйте произведения о нелегкой доле народа («Мать сирот», «Песня бедняка», «Колыбельная», «Горе» и другие). Определите, какие приемы использует поэт для создания тяжелой картины жизни.

2. Какие два начала можно увидеть в стихах о детях («Шалун», «Колыбельная»)? Как сочетаются в них горькие строки и слова любви?

3. Как оценивает Хетагуров культурное значение русской литературы («Памяти Лермонтова», «Памяти Плещеева», «Перед памятником», «Памяти Грибоедова», «Памяти Островского»)?

4. Докажите, что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните сопоставительный анализ произведений Хетагурова и русских поэтов:

— «Утес» Хетагурова и «Утес» Лермонтова;

— «Памяти Плещеева» Хетагурова и «Памяти Добролюбова» Некрасова;

— «Завещание» Хетагурова и «Газетная» Некрасова;

— «Мать сирот» Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Некрасова;

— «Колыбельная» Хетагурова и одноименные стихотворения Лермонтова и Некрасова.

5. Найдите изобразительные приемы в стихах Хетагурова, определите их особенности.

Вся жизнь поэта была посвящена своей Родине. В колыбельной «А-лол-лай» мать поет сыну:

  Наша жизнь страшней могилы. Только черный труд постылый Знает твой отец... Спи, птенец!.. Как умру — не вздумай в горе Ты покинуть наши горы. Ты люби свой край... А-лол-лай!

Итоги урока. Коста Хетагуров — это основоположник осетинской литературы, создавший свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа, творчество которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к своей стране, людям и отражении этого в поэтическом творчестве.

 

Уроки 153—154*. «Мы — поэты заката, упадка, гибели»[134]

Символизм в Европе. А. Рембо. «Пьяный корабль». Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880— 1890 гг.

Уроки могут быть проведены в виде лекции с элементами беседы и включать в себя сообщения учащихся и исследовательскую работу по изучению лирики А. Рембо.

Основные положения вводной лекции учителя

1. Рождение «декаданса» имело в своей основе антибуржуазную направленность. Однако творчество декадентов носило крайне индивидуалистические формы, когда отрицалось не только «торжествующее свинство» буржуазии, но и способности человека переделать уродливый мир с помощью разума и общественной борьбы. Декаденты отрицали воспитательную роль искусства, провозглашали равнодушие к социальным проблемам, отводя главное внимание к изображению субъективного мира в сочетании с необычной художественной формой. (Показ и комментирование репродукций картин французских художников-импрессионистов.)

2. Символизм как литературное направление появился во Франции в 1870—1880-е гг. и стал особенно популярен на рубеже XIX—XX вв. К зачинателям символизма относят французских поэтов Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, а также бельгийского драматурга М. Метерлинка. (Сообщения учащихся о сборнике Бодлера «Цветы зла», стихах Верлена и Малларме и пьесе Метерлинка «Синяя птица». Выразительное чтение стихотворений «Альбатрос» и «Падаль» Бодлера; «Парижский набросок», «Женщина и кошка» и «Осенняя песня» Верлена; «Лебедь» Малларме. Чтение по ролям или просмотр в видеозаписи сцен из спектакля по пьесе Метерлинка «Синяя птица» в Московском художественном театре.) Может прозвучать и стихотворение Метерлинка «Моя душа больна весь день...»

  Моя душа больна весь день, Моя душа больна прощаньем, Моя душа в борьбе с молчанием, Глаза мои встречают тень. И под кнутом воспоминанья Я вижу призраки охот. Полузабытый след ведет Собак секретного желанья. Во глубь забывчивых лесов Лиловых грез несутся своры, И стрелы желтые — укоры — Казнят оленей лживых снов. Увы, увы! везде желанья, Везде вернувшиеся сны, И слишком синее дыханье... На сердце меркнет лик луны.

3. В 1880—1890-е гг. художественные идеалы символизма стали формироваться на русской почве. Их целью был выход из мировоззренческого тупика литературы «безвременья». Идеологической основой русского символизма стало религиозно-мистическое учение богослова и поэта Владимира Соловьева. Сущность его теории в воплощении космическими силами идеи Прекрасного в различных формах земной материи с помощью созидательной энергии творческого духа, одухотворение земных явлений светом Красоты и Вечной Женственности. (Чтение и комментирование стихотворений В. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь...», «Бескрылый дух, землею полоненный...», «В тумане утреннем неверными шагами...», «В Альпах» — по выбору учителя.)

4. Свою концепцию религиозно-культурного обновления пропагандировал А. Л. Волынский на страницах журнала «Северный вестник». Главной задачей искусства теоретик считал «созерцание жизни в идеях духа, в идеях божества и религии». Именно эти теоретические предпосылки привлекли в журнал литературных идеологов русского символизма. (Чтение отдельных стихотворений Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Минского, Ф. Сологуба.)

На втором уроке учащиеся познакомятся с личностью и творчеством французского поэта Артюра Рембо, проанализируют его стихотворение «Пьяный корабль».

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 3399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!