Вопросы и задания для итоговой беседы



1. Почему подзаголовком рассказа стало выражение «рассказ на могиле»? Как это указание предопределяет жанр повествования?

2. Какой смысл в том, что повествование ведется от лица одной из участниц истории, Любови Онисимовны? Какие черты ее характера проявились в рассказе?

3. Как ее характеризует тот факт, что о своих переживаниях она говорит очень скупо, сама почти не дает эмоциональных оценок происходящему, а только отвечает на вопросы собеседника? Подтвердите эти наблюдения примерами.

4. Какие черты русского характера проявились в образе Аркадия Ильича? Что помогает ему преодолеть те «круги ада», в которые он попадает? Докажите текстом, что он обладал лучшими качествами человека.

5. Как авторская позиция по отношению к судьбе героев проявилась в рассказе? Помогает ли ее выявлению композиция текста?

6. Какой смысл проявляется в том, что рассказ Любови Онисимовны передается в восприятии ее мальчика-воспитанника? Какой смысл здесь приобретает сосуществование нескольких точек зрения на происходящее: повествователя (мальчик), рассказчицы (бывшая крепостная актриса), самого Лескова (авторская позиция)?

7. Почему автор выходом из создавшейся ситуации считает смерть Аркадия и пристрастие к выпивке у Любови Онисимовны? Какие чувства автора по отношению к человеку здесь выражены? Мог ли быть у рассказа счастливый финал? Аргументируйте свою позицию.

8. Как в рассказе проявился талант автора к созданию «удивительных и даже невероятных людей»?

9. Как в рассказе отразился образ времени и тема памяти?

Итог урока. Аркадий, герой рассказа «Тупейный художник», подобно другим лесковским богатырям и праведникам, обнаруживает в себе богатырскую душу, которая помогает ему преодолеть испытания судьбы. Он обладает лучшими качествами русского национального характера, которые не погибли даже под гнетом крепостной неволи. Однако писатель, вероятно, не верит в возможность его счастья (имя Аркадий в переводе на русский язык обозначает счастливый) в условиях тогдашней России. Образцом терпения, смирения русской женщины предстает в рассказе и его главная героиня, крепостная актриса Любовь Онисимовна. Однако и она несчастна и забвение находит лишь в «яде из плакона». В рассказе звучит сожаление и скорбь автора по отношению к так и не нашедшим счастья героям. Причину их страданий писатель видит лишь в социальном мироустройстве, о справедливости которого должен задуматься читатель. Тем самым подтверждается авторская мысль о том, что любое искусство должно приносить пользу, а литература — служить истине и добру. Смысловое богатство рассказа помогает понять его язык, полный народной лексики и выражений, и его композиция, в которой автор «прячется» за повествование рассказчицы и ее собеседника, маленького мальчика. Это, вероятно, обнаруживает скрытую в рассказе тему памяти, характерную для русской классической литературы.

Урок 150*. «Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины?..»[130]

«Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

Урок внеклассного чтения можно начать с чтения по ролям или инсценировки двух фрагментов, относящихся к двум Катеринам: Катерине Кабановой и Катерине Измайловой. Это диалог Катерины Кабановой и Варвары из «Грозы» (действие первое, явление VII) и диалог Катерины Измайловой и Сергея из очерка «Леди Макбет Мценского уезда» (глава третья).

Цель этой работы — в эмоциональном ключе начать сопоставление героинь, отвечая на вопрос: что показалось вам самым главным в характере каждой героини?

Высказанные мнения можно записать на доске, обозначив круг общих черт и выявив различие образов.

Это позволит включить учащихся в исследовательскую работу по сопоставлению героинь Островского и Лескова. Даже даты публикации обоих произведений близки: «Гроза» — 1860 г., «Леди Макбет Мценского уезда» — 1865 г.

Проблемный вопрос урока

Что сближает и что различает образы «двух Катерин»?

Вопросы и задания для беседы

1. Как жила каждая из героинь в доме мужа? Почему замужество каждой из героинь произошло не по любви?

2. Почему обе Катерины испытывали тоску в доме мужа? Как каждая из них рассуждает об отсутствии детей? Найдите эти слова в тексте («Гроза»: действие второе, явление VIII; «Леди Макбет Мценского уезда»: гл. 1, 3). Почему Катерина Измайлова оказалась так равнодушна к родившемуся первенцу? Найдите ответ в тексте гл. 12, 13.

3. Докажите, что в каждой из героинь проявилась сила ее характера. Какие их поступки подтверждают эту черту?

4. Почему любовь каждой героини обернулась трагедией?

5. Докажите, что двух Катерин различает их жизненная позиция и отношение к жизни. Подтвердите свои суждения текстом.

6. Охарактеризуйте духовный облик каждой героини. Какие жизненные ценности они считают самыми главными?

7. Проследите ступени движения каждой героини к гибели. Меняется ли при этом их нравственный облик?

8. Какой символический смысл заключен в названии каждого произведения? Как связано с судьбой Катерины Кабановой понятие гроза? Чем близка Катерина Измайлова шекспировской леди Макбет?

Исследовательская работа по сопоставлению героинь Островского и Лескова дает возможность оформить наблюдения над текстом в виде опорной схемы.

 

Драма Островского Очерк Лескова
Катерина Кабанова Катерина Измайлова

Общее

— Купеческие жены (материальная и социальная устроенность). — Спокойное и свободное детство и отрочество. — Замужество без любви и очарованности. — Тоска в доме мужа. — Отсутствие детей и желание их иметь. — Отвращение к Домострою. — Жажда настоящей любви и борьба за нее. — Сила характера. — Измена мужу; тайная и несчастная любовь. — Душевная слабость избранников обеих героинь. — Гибель в Волге

Различие

Отношение к жизни

Мечтательность Скука
Ширь и красота Волги; народная песня; красота церковной службы, певучая речь Обход пустых комнат, спальня с пуховыми перинами
Раскрепощенность души Душевная и духовная неразбуженность

Жизнь в доме мужа

Подневольность Одиночество
Гнет свекрови, искреннее общение только с Варварой, попытка выжить в доме мужа, не изменив своему свободолюбивому характеру Гнет свекра и мужа и свобода в его отсутствие, неумение и нежелание одолеть соблазн любовного общения с приказчиком
Цельность натуры и высокая нравственность Нравственная слепота, отсутствие интереса к духовной жизни

Любовь

Чистота, робость, самоотверженность, страдание оттого, что «другого полюбила», стыд от запретной любви, предчувствие расплаты, гроза в душе, боязнь Бога и его суда Страстность, напористость, отсутствие душевных терзаний от измены, жадность до любовных утех, убийство, однако полное забвение своей личности во имя возлюбленного, решение отдать жизнь за любовь
Любовь-мучение, самоистязание от осознания собственного греха Любовь-страсть, обида от неверности возлюбленного

Гибель в Волге

Красота, свет, высота любовного чувства, самоубийство как протест против бесправия и духовного гнета Бездуховность личности, хищнический инстинкт, раба любви, месть за измену, виновница гибели новой любовницы Сергея
«Горячее сердце», вечно чистая «Никогда не вспомнишь без душевного трепета»

 

Итог урока. Любовь показана в обоих произведениях как сила, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если любовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цельность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных поступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руководят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабановой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измайловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.

Изучение темы завершается домашним сочинением.

Урок 151*. «Победоносцев над Россией простер совиные крыла...»[131]

Россия в 1880—1890-х гг. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX в.[132]

Урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы. Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы.

Периодизация русской литературы 1880—1900-х гг. Важнейшие исторические события в Европе и России Общая характеристика развития русской литературы Основные литературные жанры
1882—1895 гг. Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Идеология Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Творчество поэтов «чистого искусства». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона, В. Гаршина и др. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов. Рассказ, повесть, общественный роман. Романтические жанры в поэзии, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев
1895—1904 гг. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Мистическая философия и эстетика Вл. Соловьева и Д. Мережковского Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение «пролетарской» литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, А. Чехова. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого. Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

 

В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие, как «Левша» Лескова, стихотворения в прозе Тургенева, «После бала» Л. Толстого и др.

Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!