Вопросы и задания для анализа



Сказки «Медведь на воеводстве»

1. Чем отличается сказка писателя от народных сказок? (В центре сказки изображена жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки.)

2. Традиционны ли герои сказки Салтыкова-Щедрина? (Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.)

3. Почему же сказка была под запретом до 1906 г.? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — 1-й советник Победоносцев, Топтыгин I и Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)

4. Вспомните отрывок из романа Салтыкова-Щедрина «История одного города», изученный в 8 классе. Что общего можно заметить в сказках писателя и отрывке из романа? (Параллели сказки «Медведь на воеводстве» и романа «История одного города»: лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; лесные мужики — глуповцы.)

Можно предложить учащимся, используя материалы урока, выполнить дома на выбор одно из индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания для самостоятельной работы

1. Самостоятельный анализ одной из сказок писателя, прочитанной дома (на основе плана анализа сказки).

2. Анализ библейского контекста сказок Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь».

3. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.

4. Написание собственной сказки с использованием стилистики Салтыкова-Щедрина.

Итог урока. Основная проблематика сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в них могут быть записаны в виде таблицы.

 

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

Проблематика Художественные особенности
— самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); — отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); — положение народа («Коняга», «Кисель»); — подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); — трусость обывателя («Премудрый пискарь»); — правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») — фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); — гротеск (переплетение фантастики и реальности); — «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); — социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); — обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); — гиперболизация

Уроки 143—144. «Книга Щедрина не только величайшая антиутопия на темы российской истории. Это еще и философский роман о парадоксе человеческого существования»[124]

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Урок можно начать с лекционного вступления, в котором учитель обозначит особенности романа «История одного города», что поможет его адекватному восприятию и пониманию.

 

Основные положения вступительного слова учителя

1. Замысел и история создания романа.

2. Особенности его названия.

3. Конфликт произведения.

4. Основные проблемы романа.

5. Принципы художественного историзма автора.

6. Особенности композиции романа.

7. Пародирование известных древнерусских памятников.

8. Фольклорное начало в романе.

9. Сатирическое изображение градоначальников и многовекового терпения народа.

Вопросы и задания к главе

«Опись градоначальникам»

1. Что обозначает слово «опись»?

2. Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»? Это оговорка писателя или нет? (Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе.)

3. Докажите, что в главе совмещаются два художественных плана повествования. Какую роль играет здесь прием образного и стилевого контраста? (Первый план — жизнеподобные детали, строгий стиль официальных документов. Второй план — комический, в котором соединяются фантастика и гротеск.)

4. Проанализируйте причины, по которым градоначальники лишались власти. Сделайте вывод о качестве их правления.

5. Какой художественный смысл приобретает нумерация градоначальников?

6. Как Салтыков-Щедрин развивает в описании градоначальников гоголевский мотив абсурда?

7. Какой обобщенный образ самодержавия создан в главе?

8. Какой смысл приобретают в изображении действительности приемы фантастики и гротеска?

9. Попытайтесь определить, черты каких реальных правителей России отразились в образах глуповских градоначальников.

10. Подумайте, что же такое «История одного города» в жанровом отношении: сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования? Найдите аргументы для доказательства каждой позиции. (Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу.)

Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.

В центре уроков — размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу — характеристику правителей города.

Группа 1. Дементий Варламович Брудастый.

Группа 2. Семен Константинович Двоекуров.

Группа 3. Петр Петрович Фердыщенко.

Группа 4. Василий Семенович Бородавкин.

Группа 5. Иван Пантелеич Прыщ.

Группа 6. Эраст Андреевич Грустилов.

Группа 7. Угрюм-Бурчеев.

Примерный план анализа образов градоначальников

1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички).

2. Внешность и черты характера.

3. Методы управления.

4. Жизнь народа в период правления градоначальника.

5. Исторические аналогии.

6. Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.

7. Авторская позиция.

В ходе исследований школьники должны выявить приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:

1. Приемы типизации сатирического образа-персонажа.

2. Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.

3. Пародирование законодательных документов.

4. Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.

5. «Эзопов язык».

Итог уроков. Перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких правителей города, а значит — страны, так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев.

В романе проявилось высокое мастерство писателя в использовании приемов сатирического изображения действительности и умелых социальных обобщениях. Иго градоначальников делает положение глуповцев поистине бедственным. Состраданием к угнетенному народу проникнуты главы «Сказание о шести градоначальницах», «Голодный город», «Соломенный город». Автор подчеркивает масштабность социальных и исторических катастроф, к которым может привести и беспредельное терпение, и стихийный бунт. В покорности народа он видит не только позор и беду русской нации, но и причины страшных социальных болезней и трагедий будущего.

 

Урок 145*. Салтыков-Щедрин «создает произведения, в которых гротеск является не просто литературным приемом, а принципом, определяющим художественную структуру в целом»[125]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!