Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание».
На уроке-практикуме можно обсудить с учащимися ключевые проблемы эпилога романа.
Примерный план анализа эпизода[119]
Эпизод как самостоятельный структурный элемент, законченное целое | Эпизод как часть произведения, звено в общей цепи событий | ||||
1. Сюжет эпизода | 1. Место эпизода в сюжете и композиции произведения | ||||
2. Речевой строй эпизода | 2. Герои эпизода в системе образов произведения | ||||
Диалог | Повествование | Описание |
| ||
основной конфликт | события и их динамика | что и как описано (портрет, пейзаж, интерьер) | |||
речевые характеристики | герои, их поступки | чьими глазами дано описание | |||
авторские ремарки | взаимосвязь героев и событий; причинно-следственные связи | способы описания состояния | |||
подтекст | пространственно-временные связи | роль художественных деталей | |||
3. Функция эпизода: характерологическая, психологическая, оценочная | 3. Отражение в эпизоде особенностей жанра, творческого метода, литературного направления | ||||
4. Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде | 4. Связь проблемы эпизода с общей проблематикой произведения | ||||
5. Эмоциональный пафос эпизода | 5. Конфликт эпизода в связи со спецификой конфликта всего произведения | ||||
6. Мастерство писателя, особенности писательского стиля | 6. Развитие в эпизоде темы и идеи произведения. Выражение позиции автора, его идейно-эстетических взглядов | ||||
Место эпизода в контексте творчества писателя
| |||||
Место эпизода в русской и мировой литературе и культуре |
Для обсуждения ключевых проблем эпилога классу предлагается система вопросов.
Основные вопросы урока
1. Почему так тяжело переносил каторгу Раскольников?
2. В чем выражалась его болезнь?
3. Как объяснить его отношение к Соне? Почему он мучил ее?
4. Как складываются его отношения с окружающими?
5. Почему он отделен от мира, кто в этом виноват?
6. Что для него страшнее каторги?
7. Почему он не раскаялся в своем преступлении?
8. Почему каторжники полюбили Соню?
9. Какую роль в возрождении Раскольникова сыграли болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни?
10. Что помогло возродиться Раскольникову?
11. Как Раскольников помог Соне?
12. Какую роль отводит автор эпилогу в понимании смысла всего романа?
Итог урока. Роль эпилога очень важна в романе, так как это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории. Это воплощение Достоевским библейской темы смирения — «Смирись, гордый человек!». Это воплощение главной идеи романа — только любовь к ближнему способна победить зло.
Уроки 137—138. «Общий дух романа... — это тайна автора»[120]
Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“». Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:
1. Споры вокруг романа «Преступление и наказание».
2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
3. Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
4. Полифонизм романа.
Для подготовки к семинару учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.
Споры вокруг романа «Преступление и наказание»
— Почему разгорелись споры вокруг романа «Преступление и наказание»?
— Как повлияло время написания романа на такое отношение к нему?
— Какие точки зрения высказывались, как в них оценивался роман?
— Что не устраивало в героях романа и его проблемах революционных демократов, что не нравилось сторонникам либеральных взглядов?
— Какие позиции ближе всего вам?
Выводы. Роман «Преступление и наказание» появился в печати в 1866 г. Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования. В частности, в 1866 г. были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы, и многие другие. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
|
|
Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.
Споры вокруг романа «Преступление и наказание», продолжающиеся до сих пор, свидетельствуют о его сложности и неоднозначности.
|
|
2. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский. „Преступление и наказание“».
— Как вы понимаете слова Н. Н. Страхова: «Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это — плач над ним»?
— Что позволяет автору статьи говорить о сострадании Достоевского своему герою?
— Почему так часто в статье встречается слово «несчастный», в чем, по мнению Страхова, заключается несчастье Раскольникова? Прокомментируйте такие слова: «Несчастный убийца-теоретик, этот честный убийца... выходит тысячекратно несчастнее простых убийц».
— Называя идейного преступника нигилистом, тем самым связывая его с тургеневским Базаровым, автор видит различия этих двух героев. В чем оно?
— Как оценивается в статье гуманизм Достоевского? Прокомментируйте фразу из статьи: «...представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах».
— Подтвердите фактами из романа правильность утверждения Страхова: «Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, показать эту схватку на том случае, где она доходит до высшей степени силы, и показать, что победа осталась за жизнью, — такова была задача романа».
— Как показано противостояние человека, исполненного жажды жизни, и среды, «в которой все помутилось»?
— Какую роль в поступках героя играет теория? Как связывается она с убийством?
— Что такое «взгляды просвещенного деспотизма»?
— Как в статье трактуется идея «горя от ума»?
— Почему Страхов называет Раскольникова «истинно русским человеком», говоря о его преступлении?
Выводы. Критик Страхов в романе «Преступление и наказание» отмечает сострадание автора своему герою, так как тот несчастен. «Я себя убил» — приводятся в статье слова Раскольникова. Сам убийца, по мнению автора статьи, страдает от содеянного. Гуманизм Достоевского в том, что он видит человека в преступнике и глубоко переживает за него. В статье обвиняется среда, способствующая рождению безумной теории, которая затем подталкивает к убийству, и люди, разрешающие себе все средства, считая своей целью благо человечества. Страхов так определил основную тему романа «Преступление и наказание»: «Глубочайшее извращение нравственного понимания и затем возвращение души к истинно человеческим чувствам и понятиям».
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1436; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!