Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
В. В. Розанов в статье «О Достоевском» писал: «Среди хаоса беспорядочных сцен, забавно-нелепых разговоров (быть может, умышленно нагроможденных автором) — чудные диалоги и монологи, содержащие высочайшее созерцание судеб человека на земле: здесь и бред, и ропот, и высокое умиление его страдающей души. Все в общем образует картину, одновременно и изумительно верную действительности, и удаленную от нее в какую-то бесконечную абстракцию, где черты высокого художества перемешиваются с чертами морали, философии, наконец, религии».
Слова В. В. Розанова показывают, насколько сложен и глубок роман «Преступление и наказание», жанр которого так непросто определить.
Определение жанра
— Как можно определить жанр романа, исходя из цитаты В. В. Розанова?
— Можно ли назвать роман детективом, хотя там нет тайны преступления?
— Какую роль играют три беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем? Допрос ли это или что-то другое?
— Докажите, что роман можно назвать психологическим, анализируя беседы преступника с сыщиком.
— Можем ли мы считать роман социальным? Докажите свою точку зрения.
— Какие события относят роман к философско-религиозному жанру?
Особенности композиции
— Как название романа связано с композицией? Как построение романа подчиняется названию?
— Докажите, что название имеет конкретное воплощение в тексте романа и обобщенное звучание.
|
|
— Кто является преступником в нравственном плане? Только ли Раскольников? Можем ли мы утверждать, что почти все герои совершают нравственные преступления? В каждом ли случае за преступлением следует наказание?
— Докажите, что в романе Достоевский проводит мысль о преступности мира, а не одного человека.
Своеобразие места и времени действия
— Где происходит действие романа? Какую роль играет тот факт, что конкретное действие разворачивается в двух крайних точках: в Петербурге и в Сибири?
— Как расширяет место и время действия обращение к Евангелию, ко времени раннего христианства?
— Как связаны со временем и местом сны Раскольникова о детстве и о моровой язве, охватившей весь мир?
— Определите временные рамки действия. Проследите конкретное время, в течение которого происходит убийство и признание (примерно две недели). Почему автор так точно определяет временные рамки конкретного действия?
— О каком времени упоминается еще? (Статья написана за полгода до преступления, месяц Раскольников готовится к действию, чтение Евангелия, упоминание Страшного суда Мармеладовым.) Есть ли границы времени в романе?
— Докажите, что в романе представлено прошлое, настоящее и будущее не только самого Раскольникова, но и всего человечества.
|
|
Художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер
— Найдите в романе художественные детали и определите их роль (топор, говорящие фамилии, удар кнута, шляпа Раскольникова, ступени и т. д.).
— Почему Достоевский так подробно описывает портреты своих героев? Какие отличительные детали портретов вы можете отметить? Почему именно их выделяет автор? Как вы понимаете выражение «психологический портрет»? Докажите, что в романе именно психологические портреты.
— Какую роль играет пейзаж? Почему разные герои по-разному видят Петербург? Как природа и описание города связаны с героями: Раскольников видит пыльный и душный город, Свидригайлов — сумрачный и грязный?
— Почему красивый город представляется только в мечтах Раскольникова, хотя на самом деле Петербург не только мрачный, но и прекрасный город, с парками и скверами?
— Если город — это «лицо общества», то квартира — это «лицо человека». Что вы можете сказать о героях по их жилищу? Как характеризует Раскольникова его комната под самой крышей, с низким потолком; Соню — комната с вытянутым углом; Мармеладовых — проходная, закрытая старой простыней; старуху-процентщицу — чистенькая, убранная квартира, где все сундуки и шкафы заперты на замок?
|
|
Выводы. Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека. Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.
Полифонизм романа.
М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского» пишет: «Достоевский — творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа».
— Как вы понимаете определение полифонии, данное Бахтиным: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского»?
|
|
— Какие отношения между автором и героем существуют в романах Достоевского? Докажите, что герой занимает диалогичную позицию по отношению к автору.
— Какой смысл вложен в слова «саморазвитие героя»?
— Почему автор романа часто использует массовые сцены, собирая в одном месте множество героев, которые поднимают разные (свои) темы? Какова роль массовых сцен?
— Бахтин говорит, что Достоевский любит создавать парных героев (двойников). Какова их роль в романе «Преступление и наказание»?
— В основе романа — драматический принцип единства времени, поэтому время движется очень быстро (по определению Бахтина, в романе «вихревое движение» времени). С какой целью автор романа использует этот принцип?
— Раскрывая понятие полифонии, Бахтин пишет: «Все, что он видит и наблюдает, — и петербургские трущобы, и Петербург монументальный, все его случайные встречи и мелкие происшествия, — все это вовлекается в диалог, отвечает на его вопросы, ставит перед ним новые, провоцирует его, спорит с ним или подтверждает его мысли». Как вы понимаете это высказывание?
Вывод. Полифонический роман — это жанр, где герои самостоятельны и являются не только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего слова». Каждый герой имеет свой голос, не сливающийся с другими.
Итог уроков. «Колорит этого романа, и уже затем эпизоды его, весь он в своей неразрывной цельности — есть новое и удивительное явление во всемирной литературе, есть одно из глубочайших слов, продуманных человеком о себе», — писал В. В. Розанов.
Уроки 139—140. «В первый раз человека видела»[121]
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 2337; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!