Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода.



Урок можно организовать в виде практикума по обучению сопоставительному анализу эпизодов и выявлению их роли в романе. Следует также обратить внимание на приемы развития речи и формирование умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие его более глубокому пониманию. Кроме того, необходимо обсудить финал романа, чтобы выявить его социальный и общечеловеческий смысл.

Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы органчика — Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска — органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом. При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся уже определили смысл его идеи уравниловки всех глуповцев, выстраивания их по прямой линии.

Вначале следует сосредоточить внимание учащихся на самом факте поломки органчика.

Вопросы и задания для анализа фрагментов

1. Есть ли реальная причина аварии этой «государственной машинки» — органчика? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища.

Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот... И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. „П...п... плю!“ — наконец вырвалось у него из уст; с этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».)

2. Прокомментируйте необычные для сатирического описания детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка». Как они связаны с поломкой органчика? Почему Салтыков-Щедрин отказывается здесь от сатирического изображения пейзажа? (Когда градоначальник «улыбнулся», машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме — режиме естественности, человечности. И сломалась.)

3. Докажите, что гротеск в создании образа Брудастого является принципом его изображения на протяжении всей главы. Подтвердите свои мысли примерами.

4. Как идея формальной государственности, упорядоченности и идея человечности живой природы, неестественности и «естества» отразились в эпизоде укрощения реки Угрюм-Бурчеевым? (В этом эпизоде несоответствие живой природы и формальной «жизни» доводится до предела. Результат — катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку — нет.) «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в-точь как за день тому назад».

5. Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что хотел покорить он? (Он оказался бессильным покорить природу, «естество». Природа отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота».) «По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».

6. В чем символический смысл образа реки? (Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь символ жизни. «Вода» в понимании писателя — это начало вечное, живительное, щедрое к человеку.) «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».

7. Сравните изображение народа в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Как сама история помогает глуповцам излечиться от «упорного начальстволюбия»?

8. Прокомментируйте финал угрюм-бурчеевской катастрофы? (Финал угрюм-бурчеевской катастрофы — в появлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что единственные цели, которые преследует идиот, — погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел... История прекратила течение свое».)

9. Что общего в двух катастрофах, происшедших с градоначальниками? Как в смене и крахе градоначальников отразилась «отрицательная эволюция» общества? Как в эпизодах «работает» прием щедринского гротеска?

10. Индивидуальное задание. Докажите, что в изображении Непреклонска писатель развенчивает утопические идеи. Сравните Непреклонск Щедрина и Единое Государство Замятина. Есть ли здесь основания для сопоставления?

Итоговые вопросы урока

— О какой истории идет речь в финальной фразе романа? Угрюм-Бурчеевской? Или шире — глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?

Финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. Первая и вторая трактовки иносказательные, третья — основана на конкретном художественном материале, четвертая — носит обобщенный характер русской истории, а пятая, философская, — связана с библейским подтекстом:

1) появление «Оно» означает предсказание народной революции, так как активизировались «неблагонадежные элементы, возжаждавшие освободить город от „бывого прохвоста“»;

2) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции, так как повествование завершается 1825 г. (разгром восстания декабристов), а роман создавался в 1860-е гг., когда после недолгого периода либерализма и реформ опять наступила реакция;

3) «Оно» — это приход к власти Перехват-Залихватского, о котором Угрюм-Бурчеев скажет: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня»;

4) «Оно» — это широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жизни, народу, общественному развитию. «Оно» — это не только то, что обрушивалось на глуповцев в истории, но и то грозное и непонятное, что обрушится на них в дальнейшем;

5) «Оно» — это неизбежное возмездие, суд Высшей силы, связанный с апокалиптическим предсказанием о конце человеческой истории и установлении Благодати. В этом плане финал романа можно считать оптимистическим.

Итог урока. А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, то есть о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»

Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию, в особенности Евангелие, сыгравшее уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот... Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!», свято верит в его силы, в его живую душу.

Урок 146. «Пока мы живем и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя»[126]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!