Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Личность и судьба писателя.



Урок посвящается биографии Лескова и обзору его творчества. Лекция учителя о личности и судьбе писателя и сообщения подготовленных учеников о его главных произведениях подчеркнут, что, стремясь к изображению в литературе праведников, писатель и сам обладал чертами праведника.

В предисловии к знаменитому циклу произведений под общим названием «Праведники» Лесков воспроизводит спор с Писемским, высказывая свой взгляд на литературу:

— По-вашему, небось, все надо хороших писать, — [якобы говорит Писемский], — а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.

— Это у вас болезнь зрения.

— Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости, не вижу.

Мною овладело от его слов лютое беспокойство. «Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его, ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет и в моей, и в твоей душе, мой читатель?

Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трех праведных, — без которых нет граду стояния. Куда я ни обращался, кого ни спрашивал, — все отвечали мне, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, — или неправедны, — все это надо собрать и потом разобрать, что тут возвышается над чертой простой нравственности и поэтому «свято Господу».

Тематика индивидуальных сообщений учащихся

1. Карикатура на общественную жизнь России в романе «Некуда».

2. «Соборяне» как роман о праведниках и богатырях духа.

3. Любовь как критерий истины в повести «Несмертельный Голован».

4. «Удивительные и даже невероятные люди» в сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах» (с обобщением ранее изученного).

5. Тема праведничества в рассказе «Заячий ремиз».

 

Основные положения лекции учителя

1. Незаурядность и сила личности родителей Лескова. Ранняя смерть отца.

2. Невозможность юного Лескова получить систематическое образование.

3. Трехлетняя служба в Орловской уголовной палате.

4. Служба в Казенной палате в Киеве. Путешествия по России на службе у Шкотта.

5. Переезд в Петербург. Нейтральная общественная позиция в борьбе консерваторов и революционеров-демократов в 1860-е гг. Разрыв с революционерами-демократами. Невозможность участвовать в передовой русской печати.

6. Отъезд за границу. Полемические романы. (Сообщение учащегося о романе «Некуда».) Общественное одиночество Лескова.

7. Жесткая критика творчества Лескова в статье Писарева «Прогулка по садам российской словесности». Публикации лесковских произведений в журнале «Отечественные записки». (Сообщение учащегося о романе «Соборяне».)

8. Любовь в жизни Лескова. Глубокое чувство к Катерине Степановне Савицкой.

9. Формирование своего, особого литературного стиля. «Лесковский человек». (Сообщение учащегося о повести «Несмертельный Голован».)

10. «Удивительные и даже невероятные люди» в творчестве Лескова. (Сообщение о сказе «Левша» и рассказе «Человек на часах».)

11. Духовный кризис писателя в 1870-е гг. Разрыв с Катковым и журналом «Русский вестник». Вторая поездка за границу. Изменение отношения к Церкви. Гнев духовенства и правительственной администрации. Сближение с Л. Толстым.

12. Сатирические тенденции в творчестве писателя в 1890-е гг. (Сообщение учащегося о рассказе «Заячий ремиз».)

Вопросы и задания для итоговой беседы

1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»?

2. Возможно ли праведничество в наши дни?

3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?

Итог урока. Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».

Урок 147. «Русский человек со всем справится»[127]

«Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

В центре урока изучение черт личности главного героя повести Ивана Флягина, очарованного странника, разговор о котором следует организовать в соответствии с композиционными особенностями повести, ее сюжетом, внешней и духовной биографией главного героя. Важно помочь ученикам заметить, что композиция произведения совпадает с динамикой образа Флягина и посвящена эволюции героя от рядового конэсера к «очарованности» и праведности.

Проблемный вопрос урока

— Прав ли философ В. В. Розанов, который утверждал: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых „падений“, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными „праведниками“ „грехов своих“ — не есть только присказка и не есть уничижение „паче гордости“, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, „братскому в грехе“». Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести «Очарованный странник» Ивана Флягина?

Для выяснения этого вопроса можно на первом этапе предложить группам учащихся выделить ключевые эпизоды повествования и некоторые из них проанализировать.

Группа 1. Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).

Группа 2. История с кошкой и голубятами (глава третья).

Группа 3. В няньках на воспитании девочки (глава четвертая).

Группа 4. Поединок с Савакиреем «наперекором» (глава шестая).

Группа 5. Побег из татарского плена (глава девятая).

Группа 6. Служба у князя конэсером (глава десятая).

Группа 7. Цыганка Груша (глава тринадцатая)

Группа 8. Смерть Груши (глава восемнадцатая).

Группа 9. В рекрутах под именем Петра Сердюкова (глава девятнадцатая).

Группа 10. В имонастыре: прозрение (глава двадцатая).

Примерный план анализа эпизодов повести

1. Озаглавить фрагмент.

2. Выделить основные черты характера героя и подтвердить свои суждения текстом.

3. Определить духовно-нравственное состояние героя.

4. Выявить авторскую оценку образа.

5. Сделать выводы.

Учащимся можно предложить составить цитатный план и подготовить рассказ о «внешней» биографии Ивана Флягина, включающий в себя ключевые эпизоды его жизни:

1. «Моленный сын... сын обещанный».

2. «Заплакал я и пошел в разбойники».

3. «Взялся хранить дитя и берегу его».

4. «Я с Савакиреем сяду потягаться на мировую».

5. «Подщетинен я был после первого раза».

6. «Как разбежался, всю степь перебежал».

7. «Привезли меня в наш город, высекли в полиции и в свою губернию послали».

8. «Лучше служи ты у меня конэсером».

9. «Это называется магнетизм».

10. «Поет ее голос, точно колокол малиновый».

11. «Краса природы совершенство».

12. «Ударь меня раз ножом против сердца».

13.«Сдали меня там вместо сына в рекруты».

14. «Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии».

15. «Мне за народ очень помереть хочется!»

Подводя итоги урока, можно зафиксировать в таблице главные черты характера Ивана Флягина, которые были выявлены в процессе анализа ключевых эпизодов.

«Внешняя» биография и духовная эволюция Ивана Флягина

Характерные черты Духовный рост
— Бездумность — Слепой азарт — Сила молодости — Смелость — Наивность — Смекалка — Доброта — Любовь — Живучесть — Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) — Пробуждение духа — Осознание грехов — Проповедь Николая Чудотворца и Христа — Борение плоти и духа — Праведность

 

Итог урока. Повесть «Очарованный странник» делится на крупные эпизоды из жизни Флягина, которые строятся на чередовании испытания, трагической развязки («гибели», «падения») и странствия. Трагедийность событий и мук души нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего. В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которому «очень за народ помереть хочется!».

Урок 148*. «Лесков — самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны»[128]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 904; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!