Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони.
В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая — ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
Соня | Раскольников |
Кроткая, добрая | Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие |
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица | Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке | Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий |
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий | Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни |
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие | Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик |
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа | В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя |
У нее есть смысл жизни: любовь, вера | У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт |
Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, — ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
|
|
Проблемный вопрос
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников — ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня — нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
— Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
— «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
— «А с вами что будет?»
— «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
— «А коли вы теперь заболеете».
— «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
— «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда — его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» — святая.)
|
|
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» — два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря — это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня — святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
|
|
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.
Раскольников — Соне | Соня — Раскольникову |
«Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну?» | «И кто меня тут судьей поставил?» |
«Зачем только тебя-то я пришел мучить?» | «Ох, как вы мучаетесь!» |
Признание | «Нет тебя несчастнее никого» |
4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи — понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
|
|
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)
Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.
Урок 136. «Их воскресила любовь»[118]
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 3335; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!