Вопросы и задания для итоговой беседы



— Какой путь изменения предлагает Достоевский?

— Как в его сознании связываются религиозность и возрождение человека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернув их к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его сострадание «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был — он Человек.)

— Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите основное направление его творчества. Как оно меняется в 1870—1880-е гг.?

«Бедные люди» — 1845—1846 гг.

«Записки из мертвого дома» — 1861—1862 гг.

«Униженные и оскорбленные» — 1861 г.

«Преступление и наказание» — 1866 г.

«Идиот» — 1868 г.

«Бесы» — 1870 г.

(Обращая внимание на названия произведений писателя, можно сделать вывод, что под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.)

Итог урока. Достоевский является писателем, которого сформировало сложное и отчасти безумное время 1840—1870-х гг., когда думающий и сопереживающий человек не мог оставаться в стороне от проблем, волнующих общество. Своими произведениями писатель пытается влиять на происходящее. В них попытка ответить на вопрос времени: «Что же делать?» Время сформировало и стиль Достоевского — психологически напряженный, погружающий читателя во внутренний мир героев. Основное направление творчества Достоевского — это гуманизм, защита «униженных и оскорбленных».

Урок 129. «В глубине „Преступления и наказания“ живет художническая память о „Медном всаднике“ Пушкина»[113]

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.

Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, сопоставляя изображение города в романе «Преступление и наказание» с произведениями других писателей и художников. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пушкина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих художников.

Проблемные вопросы урока

— Кто является героями романа «Преступление и наказание»? (Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждебное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького человека» от этого мира, т. е. от Петербурга.)

— Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности, у разных художников и писателей?

Работа проводится в группах.

Группа 1. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям. У Пушкина три Петербурга:

— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царственный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;

— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;

— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.

Интересно, что от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами и власти, и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евгением. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.

Группа 2. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Гоголя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дьявольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как раньше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

Группа 3. Образ Петербурга Достоевского глазами художника Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.

Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пересекаются, даже открытая дверь ведет в закрытый двор, из которого нельзя выйти.

Группа 4. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (ч. 1, гл. 1, 2 — начало; ч. 1, гл. 4 — опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; ч. 2, гл. 2 — удар кнута; ч. 2, гл. 7 — смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 — смерть Катерины Ивановны и др.). Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова «Утопленница».

У Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Итог урока. В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города «маленьким людям». Но у Достоевского город — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Уроки 130—131. «Век искривлен, и не моя вина, что я рожден, чтоб выправить его»[114]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 597; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!