Тема народа в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева.



Задачи уроков — показать, что народ является главной силой истории, основным хранителем нравственных основ, героем, спасшим Россию в 1812 г. от Наполеона. Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.

Толстой хотел показать:

— народ-герой (сравнить с «Севастопольскими рассказами»);

— народ, влияющий на историю.

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе:

— судьбы народа;

— сам исторический процесс;

— широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира;

— раздумья над судьбами мира и людей.

Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.

Развитие темы народа в романе «Война и мир»

 

I

II III

Война 1805—1807 гг. Австрийские походы

1812 г. Бородино Партизанская война

Завязка

Кульминация Развязка

Со стороны России это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны:

Это освободительная война, цель которой — защита своей земли, поэтому здесь — единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. «движение самих масс». Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея)

Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва) Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц)
       

 

Вопросы и задания для анализа ключевых эпизодов

I. Война 1805—1807 гг.

1. Смотр под Браунау.

— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?

— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?

— Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»?

— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?

— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?

— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?

— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии.

2. Переправа через реку Энс.

— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?

— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?

— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?

— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?

Вывод. Таким образом, накануне сражений мы видим, что штабные офицеры «ловили кресты, рубли и чины», они продолжали жить по законам вечера у А. П. Шерер. Истинное же, по мнению Толстого, заключается в духе народа и офицеров, близких ему, в Кутузове. Толстой развенчивает высшее общество и восхищается духовной силой народа.

3. Сопоставительный анализ двух сражений.

 

Шенграбенское сражение Аустерлицкое сражение
Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: «Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить»? Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: «Я думаю, что сражение будет проиграно»?
Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения? Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход?
Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова «веселый», «веселее»? Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: «И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения»?
Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат? Как на ход Аустерлицкого сражения влияет природа?
Как ведут себя во время сражения Долохов, Жерков, штаб-офицер? Чем их поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина, неприметность Тимохина? Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой «заставляет» князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы?
Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же?

Выводы

Решающее сражение в кампании 1805— 1807 гг. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел цель — задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя»
Цель сражения благородна и понятна солдатам Цель сражения не понята солдатами
Поведение бойцов — героизм, подвиги Поведение бойцов — неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея
Победа Поражение

 

II. Война 1812 г.

Трагические и героические страницы русской армии:

— от Немана до Смоленска;

— Смоленское сражение;

— Бородинское сражение.

Поэт Яков Полонский так увидел начало войны 1812 г., описав его в стихотворении «Переправа через Неман»:

  Вот Руси границы, вот Неман. Французы Наводят понтоны; работа кипит... И с грохотом катятся медные пушки, И стонет земля от копыт. Чу! бьют барабаны... Склоняют знамена; Как гром, далеко раздается: «Vivat!» За кем на конях короли-адъютанты В парадных мундирах летят? Надвинув свою треугольную шляпу, Все в том же походном своем сюртуке, На белом коне проскакал император — С походной трубою в руке. Чело его ясно, движенья спокойны, В лице не видать сокровенных забот. Коня на скаку осадил он и видит — За Неманом туча встает... И думает он: «Эта темная туча Моей светозарной мечты не затмит!» И мнится ему в то же время, — сверкая, Из тучи перст Божий грозит... И, душу волнуя, предчувствие шепчет: «Сомнет знамена твои русский народ!» «Вперед! — говорят ему слава и гений. — Вперед, император! Вперед!» И лик его бледен, движенья тревожны, И шагом он едет, и молча глядит, Как к Неману катятся медные пушки И стонут мосты от копыт.

Совсем по-другому видит эту сцену Толстой.

Вопросы и задания для беседы

1. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?

2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?

3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?

4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?

5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?

6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений.)

7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?

8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?

9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?

10. О каком чувстве говорит Толстой: «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?

11. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского? (Старший артиллерийский офицер — любопытно; несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами; молоденький круглолицый офицерик — строго; старый унтер-офицер — смеясь; краснорожий широкий солдат — оскаливая крепкие белые зубы.)

12. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского. (Слышался веселый говор и шутки; с хохотом прибавлял другой; смеялся другой солдат; послышался хохот; слышались веселые крики; смеялся краснорожий шутник; смеялся другой на ополченцев; передразнивали мужиков; разгоралось общее оживление.)

13. Какой смысл выявляется при сопоставлении ключевых слов эпизода, о каких качествах русских людей это говорит?

14. Найдите ключевые слова в следующих отрывках:

— «Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня...»;

— «...Он был поглощен в созерцанье этого все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе»;

— «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер».

Какой символической смысл проявляется в слове «огонь»? (В этом вдохновенном «огне» причина и источник победы, так как победа в Бородинской битве была более нравственная, нежели физическая.)

15. Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Что общего в нравственных позициях Лермонтова и Толстого? (Главное для писателей: возвеличить русский народ; показать, что он победитель и вершитель исторических событий; показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время».)

16. Как эта позиция проявляется в композиции романа «Война и мир»?

(Вначале широкий план — позиция русских и французов;

затем сужение — настроение русских;

еще ýже — Кутузов противопоставлен Наполеону.

Опять широкий план — ход сражения;

сужение — поведение русских и Кутузова, полк князя Андрея;

еще ýже — ранение Андрея.)

Таким образом, Толстой показывает войну двояко:

1. Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:

— «Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах»;

— «На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью»;

— «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: „Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?“»

2. Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: «...победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином».

III. Партизанская война — это война самого народа. Изображение Толстым «дубины народной войны».

Развитие партизанского движения: войска оставляют Смоленск (жители поджигают дома и уходят); войска оставляют Москву (жители уходят и поджигают Москву); Наполеон входит в пустой город; рождение партизанских отрядов.

Вопросы и задания


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!