Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир».
Уроки могут быть проведены в форме семинара.
Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Отсюда вытекает философская позиция Толстого.
Основные положения урока-семинара | Практическая работа с текстом | |||
1. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира | Сравните изображение крестьян в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев | |||
2. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы. Теория войны: — истинный и ложный патриотизм; — природа подвига; — «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом | Сравните поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штаб-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау. Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой) | |||
3. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое | Сравните поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат. Сопоставьте военные эпизоды в романе с другими произведениями о войне, например: А. Пушкин. Полтава. М. Лермонтов. Бородино. Валерик. Л. Толстой. Севастопольские рассказы | |||
4. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа?
| Сравните смоленские сцены и Бородинскую битву. Рост единения народа. Вспомните путь Пьера от Можайска, то, что он видел и слышал. «Всем народом навалиться хотят» | |||
5. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории? Как связаны личность и народ? | Сравните Кутузова, Наполеона и Александра I. Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами». Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого». Сопоставьте Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле | |||
Шенграбен | Аустерлиц | |||
Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии | Неверное решение, принятое вопреки воле Кутузова | |||
Победа русских | Поражение русских и победа Наполеона | |||
Бородино
| ||||
Кутузов | Наполеон | |||
Близок к народу, думает о солдатах, чувствует дух армии | Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии | |||
Победа | Поражение |
Итог уроков.
1. Народ — воплощение нравственных идеалов, движущая сила истории.
2. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа, ужасное, противоестественное событие.
3. Только личность, близкая к народу, может влиять на исторические события.
4. Человек, Народ, История — толстовские мерки мира.
Уроки 122—123. «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература»[110]
Художественные особенности романа «Война и мир».
Жанр романа-эпопеи предполагает несколько аспектов изображения жизни:
— исторический — обращение к реальным историческим событиям;
— философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в историческом процессе;
— нравственный — глубокий и многоплановый показ внутреннего мира человека, поиски смысла жизни.
Исходя из этого можно выделить особенности творчества Толстого.
1. Историзм.
Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы были те, кто упрекал писателя в «обесславливании» героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).
|
|
На уроках можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 г. в романе и в исторических документах.
Документы | Роман | ||
От Немана до Смоленска | |||
Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ — выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. «Россия, — писал Наполеон, — увлекается роком! Судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы». Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя. Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхетства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено известие о начавшейся переправе французов. Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно. Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы | В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды | ||
Смоленское сражение
| |||
Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийскими корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли — около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек). Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона. Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек. Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. «Два раза, — писал Наполеон, — храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами». Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов. В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атаки — Нея в 3 часа, Даву в 5 часов — были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы — 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями | Сражение под Смоленском в романе: «...Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем». Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то голоса раненых — все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома. Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге «встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы». «Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска». «С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба». «С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу». Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского | ||
Бородинское сражение | |||
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. — конницы. Редут был захвачен, потом отбит: и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала, и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона — ударить по левому флангу. 25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у Семеновских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд исход сражения как будто не был решен, так как обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели | В романе читаем: «Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение». Л. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: «Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства» |
Можно сравнить исторических личностей, выведенных в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это — Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.
Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов — это обобщенный образ гусара, а Давыдов — это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.
Стихотворение Дениса Давыдова | Стихотворение «Волшебница» Василия Денисова, которое он спел Наташе под свою же музыку | ||
|
|
Отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал первым партизанским отрядом, но Толстой не упоминает об участии Василия Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону, Денисов — Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской... |
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца». Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства».
Можно сравнить и самую загадочную страницу истории — масонство — в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог «не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й статьей французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию». Масоны не помогли Пьеру.
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
— два состояния: мир и война;
— различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем и в мирное, и в военное время;
— передовое дворянство и светская аристократия;
— отдельные герои: Наташа — Элен, Пьер и Андрей — Анатоль и Долохов;
— полководцы: Кутузов — Наполеон;
— Кутузов и Александр I;
— события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
— поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
— образ жизни: Ростовы и Болконские;
— герои: Андрей и Пьер;
— правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет первая сцена — вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни, с которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены (у писателя было 14 вариантов этой сцены).
3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир героя.
Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея Болконского или Наташи Ростовой.
В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.
— Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
— Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
— Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
— Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
— В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
— В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
— Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
— Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
— После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
— Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
— Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
— После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
— Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV—XVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и внутреннем состоянии героя.
Деталь помогает сделать портрет индивидуальным, выразительным. Например, у княжны Марьи — необыкновенные лучистые глаза, у Лизы Болконской — короткая верхняя губа, что делало ее похожей на белочку, у Пьера — неуклюжесть и растерянность.
Внутренний монолог показывает сложность и противоречия внутреннего мира героев, их духовную жизнь.
4. Изображение природы, психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: „Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода“».
Важно показать школьникам своеобразие изображения природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:
— Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
— Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Эпизод дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV, XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»; после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных эпизодах никогда не бывает радостной природы.
Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении, изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки), весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война — разрушение гармонии мира.
5. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
Итог уроков. Роман «Война и мир» грандиозен не только по замыслу, но и по художественному мастерству, заставляющему нас сопереживать героям, испытывать эмоциональное воздействие. Сам Л. Н. Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги „Война и мир“» писал: «Что такое „Война и мир“? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника, „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Уроки 124*—125*. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..»[111]
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1130; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!