Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.



Задачи уроков — проследить, как формируются характеры любимых героев Толстого, как ищут они истину и находят ее в сближении с народом.

В начале урока можно прочитать отрывок из письма писателя, объясняющий его жизненную позицию: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (из письма Толстого от 18 октября 1857 г.).

Работа на уроке может проводиться в 4 группах.

Группа 1 — «биографы» князя Андрея, которые выстраивают жизненный путь героя.

Группа 2 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для развития образа Андрея Болконского.

Группа 3 — «биографы» Пьера Безухова, которые выстраивают жизненный путь героя.

Группа 4 — «наблюдатели», которые определяют авторские приемы, используемые для создания и развития образа Пьера.

В ходе работы основные положения в решении проблемы урока записываются в виде таблицы.

 

Общие периоды Жизненный путь Болконского. «Дорога чести» Наблюдатели за образом Андрея Болконского Жизненный путь Пьера Безухова. «...Видите, какой я добрый и славный малый» Наблюдатели за образом Пьера Безухова
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь «чужой»? (т. 1, ч. 1, гл. III—IV) Портрет. Сопоставление с другими героями. Речь Происхождение. Вечер у А. П. Шерер. Отношение к окружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1, ч. 1, гл. II—V) Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями
II. Жизненные ошибки — ошибочные мечтания и поступки — кризис Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1, ч. 1, гл. III, XII). Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на Батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что «все это не то» (т. 1, ч. 2, гл. XXI). Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1, ч. 3, гл. XVI—XIX) Портрет. Речь. Манера поведения.   Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог. Речь. Поведение.     Внутренний монолог. Пейзаж Кутежи в компании Анатолия Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1, ч. 1, гл. VI; ч. 3, гл. I—II; т. 2, ч. 1, гл. IV—VI). Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2, ч. 2, гл. 1) Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями. Внутренний монолог
III. Духовный кризис Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2, ч. 2, гл. XI) Портрет (глаза). Внутренний монолог-рассуждение Духовный кризис. На распутье Портрет. Внутренний монолог
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2, ч. 3, гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2, ч. 3, гл. I—III). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2, ч. 3, гл. IV—VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями. Диалог Постепенное «пробуждение» от кризиса. Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение массонством. Попытка реорганизовать деятельность массонских лож (т. 2, ч. 2, гл. III, XI, XII; ч. 3, гл. VII). Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2, ч. 2, гл. X). Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2, ч. 5, гл. I) Портрет. Внутренний монолог. Пейзаж. Сопоставление с другими героями и противопоставление им. Диалог
V. Андрей Болконский и Пьер Безухов в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3, ч. 1, гл. XI; ч. 2, гл. V, XXV). Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли «наш князь». Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3, ч. 2, гл. IV—V, XIX—XXXVI) Портрет. Внутренний монолог. Отношения с другими героями. Пейзаж Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского — наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют «наш барин»? Роль Бородина в жизни Пьера. Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3, ч. 1, гл. XXII; ч. 2, гл. XX, XXXI—XXXII; ч. 3, гл. IX, XXXVII, XXXIII—XXXV) Портрет. Сопоставление с другими героями
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова Встреча с Анатолием Курагиным в госпитале — прощение. Встреча с Наташей — прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3, ч. 2, гл. XXXVII; т. 3, ч. 3, гл. XXX—XXXII) Портрет. Внутренний монолог Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4, ч. 1, гл. X—XIII) Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог.) Сын Андрея Болконского — Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества (эпилог, ч. 1, гл. XIII) Портрет. Речь Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи. Участие в тайных обществах (эпилог, ч. 1, гл. V) Портрет. Речь

 

Итог уроков. Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Урок 115. «Что есть красота?»[105]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1781; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!