Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.



Задача вступительного урока к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого — показать сложность формирования характера, истоки творчества, глубокие раздумья писателя о жизни. «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир», — сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX век, вместившийся и в его жизнь, и в его произведения. В основе урока — лекция учителя и составление ее подробного плана с участием учащихся. Они могут подготовить сообщения или, работая в группах, выбрать необходимый материал из биографических справочников.

Примерный план

1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.

4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.

5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».

8. Идейные искания 1850—1860-х гг.

— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).

— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.

— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.

— Мировоззренческий кризис писателя.

— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».

9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.

10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.

11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.

12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.

14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.

15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

Итог урока. Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

Уроки 110—111*. «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»[102]

Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.

Задачи уроков — показать, кто же, по мысли писателя, истинный герой севастопольской эпопеи, выявить основные приемы изображения солдат, офицеров, сражений.

«Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..» — так  Лев Толстой напишет в очерке «Как умирают русские солдаты».

Основная форма работы на уроке — групповая. «Биографы» подготовят сообщения о фактах жизни писателя; «художники» проанализируют репродукции картин, связанных с обороной Севастополя; «историки» изучат и прокомментируют исторические факты; четыре группы «литературоведов» определят особенности изображения событий в рассказах Толстого.

Работа «биографов»

— Как Толстой попал в воюющий Севастополь?

В 1851 г., устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, он подает прошение об отставке и получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный», — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд.

Работа «художников»

— Что же представлял собой Севастополь во время прибытия туда Толстого?

Десятиклассники изучают репродукции рисунков Айвазовского и Тимма, изображающих Севастополь и 4-й бастион, а затем готовят рассказы о Севастополе, увиденном глазами художников.

Работа «историков»

— Дайте историческую справку о причинах и начале обороны Севастополя.

Пользуясь численным преимуществом, враг оттеснил армию бездарного Меньшикова. Отступая, она покинула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меньшиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и двумя тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения, организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля.

Вывод. Л. Н. Толстой был непосредственным участником обороны Севастополя, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. Эти люди стали героями рассказов «Севастополь в декабре месяце» (1854), «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе 1855 года» (1855). О них Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». Эти слова помогут сформулировать результат урока — понять, что истинным героем севастопольской эпопеи был русский народ.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!