Обсуждение рассказа «Севастополь в декабре месяце»



Справка «историков»

В рассказе изображен момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 г. и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 г.

Работа первой группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— описание фурштатского солдата;

— посещение госпиталя и операционной;

— описание 4-го бастиона;

— авторский вывод: «...убежденность в невозможности... поколебать где бы то ни было силу русского народа».

Справка «художников»

На 4-м бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 г. первые русские кинооператоры запечатлели оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете участников севастопольской обороны художника Тимма мы видим рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Аксентия Рыбакова, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги, мудрости и грусти!

Вывод. В рассказе Толстой показывает военные действия без прикрас, в крови и страданиях, вызывая наше неприятие любой войны. Автор восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину.

Обсуждение рассказа «Севастополь в мае»

Справка «историков»

В мае 1855 г. произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Работа второй группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— рассуждения о пехотных офицерах;

— сцена, когда офицер укоряет солдата;

— описание раненых;

— сцена перемирия;

— описание мальчика, собирающего цветы на поле боя среди убитых;

— авторский вывод: «И эти люди... не упадут вдруг на колени... и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья?»

Вывод. В рассказе звучит мысль об ужасе войны, о ее противоестественности сути человека. Главное, по мнению Толстого, — правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Обсуждение рассказа «Севастополь в августе 1855 года»

Справка «историков»

Август — это самый страшный месяц долгой осады Севастополя, закончившейся падением города 27 августа 1855 г. Севастополь героически сражался 349 дней.

Работа третьей группы «литературоведов»

«Литературоведы» анализируют и комментируют такие фрагменты рассказа:

— описание солдат;

— описание места битвы;

— рассуждения о природе подвига;

— описание батареи;

— рассказ о Мельникове, братьях Козельцовых;

— поведение людей;

— страницы штурма;

— авторские рассуждения: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, — придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».

Вывод. Главное в рассказе — размышления о природе подвига, убежденность автора в героизме русского народа, мысль о жестокости любой войны.

Итоговые вопросы

— Кто же истинный герой севастопольской эпопеи? Народ, жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам; гордый Севастополь?

— Кто из русских писателей близок Толстому в таком изображении войны?

Работа четвертой группы «литературоведов»

«Литературоведы» сопоставят «Севастопольские рассказы» со стихами М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».

В финале уроков «биографы» сообщат об отношении Толстого к руководителям военных действий и его обличительных «Песнях крымских солдат».

Справка «биографов»

Позднее Толстой писал: «Оказывается, что я под присмотром тайной полиции», объясняя это своим взглядом на некоторые моменты Севастопольской битвы.

В 1857 г. в журнале «Полярная звезда» Герцена были напечатаны две «Песни крымских солдат». Фамилии автора не было, значилось: «Списано со слов солдат». Но читатели узнали руку Толстого. Вот «Песня про сражение на реке Черной 4 августа 1855 года»:

  Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы отбирать. Барон Вревский генерал К Горчакову приставал, Когда под-шафе. <...> Собирались на советы Все большие эполеты, Даже Плац-бек-Кок. Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом листу. Гладко вписано в бумаге, Да забыли про овраги, А по ним ходить. Князь сказал: «Ступай, Липранди». А Липранди: «Нет-с, атанде, Нет, мол, не пойду. Туда умного не надо, Ты пошли туда Реада, А я посмотрю.

Это злая сатира на бесталанных военачальников. Незадолго до падения крепости было предпринято бездарное наступление, чтобы угодить высшему начальству и самому царю. В итоге — потеряли много солдат и офицеров. Об этом первая «Песня...». Вторая еще злее, она посвящена сражениям Альминскому и Инкерманскому.

Итог уроков. Главный герой севастопольской эпопеи — простой народ, правдиво показанный Толстым. В рассказах только один исторический деятель — вице-адмирал В. А. Корнилов. Война в рассказах дается в настоящем ее выражении — «в крови, в страданиях и смерти», без стремления напугать читателя и без восклицательных фраз, но внушая ему мужество и стойкость. Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в жизни, он уверенно действует в условиях опасности. Толстой уверен: в конечном счете, народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства. Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

Урок 112. «В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому народ»[103]


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!