Вопрос 4. Макс Вебер: классический этап становления социологии неравенства.



Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с К. Марксом, имел Макс Вебер (1864-1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом действия, а типический индивид - субъектом социального действия.[14]

Тогда как Маркс подчеркивал значение экономических факторов как детерминант социального класса, Вебер отмечал, что экономические интересы лишь частный случай категории «ценности». Согласно Веберу, марксова модель была источником плодотворных гипотез, однако оставалась слишком простой для объяснения сложностей стратификации. Он стремился развить альтернативный анализ, исходя из множественности источников социальной иерархии.

В противовес Марксу, Вебер, кроме экономического аспекта стратификации, учитывал также такие критерии как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты.

Классы, по Веберу, - совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы.[15] Собственность - важный, но не единственный критерий класса. Для Вебера определяющий аспект классовой ситуации, несомненно, рынок, виды возможностей индивида на рынке, т.е. возможности обладания благами и получения доходов в условиях рынка товаров и труда. Конфликт между работодателями и рабочими наиболее видим при капитализме, но это только частный случай более общего -  борьбы между покупателями и продавцами.

Класс, другими словами, это люди, находящиеся в одной классовой ситуации, т.е. имеющие общее положение в экономической сфере: сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение.

Так же как и для Маркса, для Вебера отношение к собственности являлось основным фактором, детерминирующим жизненные шансы индивидуума, а тем самым и класса в целом.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что для Вебера класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие от Маркса, Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах. Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной «классовой ситуации»: здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - свою рабочую силу. Отличие состоит в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов. Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

1) рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации;

2) мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев;

3) лишенные собственности «белые воротнички»: технические специалисты и интеллигенция;

4) администраторы и менеджеры;

5) собственники, которые также стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы;

5.1) класс собственников, то есть те, кто получает ренту от владения землей, шахтами и т.п.;

5.2) «коммерческий класс», то есть предприниматели.

Вебер утверждал, что собственники - это «позитивно привилегированный класс». На другом полюсе – «негативно привилегированный класс», сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Это люмпен-пролетариат. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых «средних классов», которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне).

Качественное отличие теории М. Вебера от теории К. Маркса начинается с введения второго главного измерителя стратификации - статуса, который является положительной или отрицательной оценкой почета (уважения) - престижа, получаемого индивидом или позицией (положением). Поскольку статус усложняет восприятие того, насколько одни ценнее других, ценность людей намного больше их экономической выгодности. Статус может зависеть от религии, расы, богатства, физической привлекательности или социальной «ловкости». В то же время Вебер отмечает, что статусная почесть совсем не обязательно связана с классовой ситуацией.

Таким образом, веберовская трактовка социального неравенства предполагает, что в нем на одном и том же человеческом материале, выступая в различных конфигурациях, существуют и взаимодействуют три типа стратификационных иерархий. Они в значительной степени независимы друг от друга и с разных сторон и на разных принципах упорядочивают и стабилизируют поведение членов общества. Такой подход, по мнению Вебера, позволяет лучше понять закономерности развития и строения общества, чем предположение чистой связи между ними и разделение их на «первичные» и «производные».


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1073; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!