Вопрос 3. Социальная мобильность



Одним из первых исследователей в области социальной мобильности был Питирим Сорокин, опубликовавший в 1927 г. книгу «Социальная мобильность, ее формы и флуктуации». Под социальной мобильностью он понимал «любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую».[28]

Сорокин является одним из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества.

П. Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его взглядам социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1.вертикальном движения вверх и вниз; 2. горизонтальном движения на одном и том же социальном уровне.

Под горизонтальной социальной мобильностью им понимался «переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне», под вертикальной мобильностью – «те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой».

В свою очередь вертикальная мобильность может осуществляться в двух направлениях: она может быть восходящей и нисходящей.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с кора­бля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля.

Кроме того, П. Сорокин выделяет добровольную социальную мобильность и мобильность, вызванную структурными изменениями в обществе.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — эко­номических, профессиональных или политических, — проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной верти­кальной мобильности.

Социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в ин­тенсивности и всеобщности горизонтальной и верти­кальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нис­хождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких «отвер­стий» и нет никаких ступенек, сквозь которые и по ко­торым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчи­вый, непроницаемый или как неподвижный[29]. Теоретичес­ки противоположный тип внутренней структуры стра­тификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля — тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер.

Граница между слоями очень тонкая, с большими возможностями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное «здание» также стратифициро­вано, как и социальное здание неподвижного типа, «жильцы» различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же «социальном эта­же», а при помощи огромнейших лестниц они передвигаются «вверх и вниз». Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный[30]. Между эти­ми основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.

Одна из самых ярких характеристик так называе­мых демократических обществ — большая интенсив­ность вертикальной мобильности по сравнению с не­демократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по край­ней мере теоретически, не определяется происхожде­нием; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует «большей вертикальной мобильно­сти» («капиллярности», по выражению Дюмона) в та­ких обществах. Большая социальная мобильность, ве­роятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицирова­но или менее стратифицировано, чем здание автокра­тических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем боль­ше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. Есте­ственно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они, конечно же, существуют.

Выделяя значительную мобильность демократичес­ких обществ, следует сделать оговорку, что не всегда и не во всех «демократических» обществах вертикаль­ная мобильность больше, чем в «автократических»13. В некоторых недемократических обществах мобиль­ность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как «каналы» и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, «выборы» в демократических обществах, да и еще су­щественно от них отличаются. В то время как «выбо­ры» суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех «невыборных» обществ.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социальной мобильности по П.А. Сорокину

2. Социальная мобильность в современном российском обществе

3. Лифты социальной мобильности


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!