Вопрос 4. Исторические типы социальной структуры



 

В истории человечества существовали четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, каста, сословие и класс.

Рабство — это крайняя форма неравенства, при которой одни люди владеют другими как собственностью.

Кастаассоциируется прежде все­го с культурами индийского субконтинента. Кастовые системы струк­турируют тип взаимоотношений, существующий между членами, имеющими различный ранг, закрепленный в религии.

Сословия – это социальные группы (общности), главным отличительным признаком которых выступают закрепленные в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. Сословия были характерны для многих традиционных цивилизаций, включая европейский феодализм. Феодальные сословия состояли из слоев, имевших различные обязательства и права по отношению друг к другу. В отличие от кастовой социальной стратификации - с предельно жестким принципом наследственной передачи принадлежности – в сословной структуре социальная позиция индивида может быть приобретена на тех или иных условиях, дарована либо изъята верховной властью.

Классовая система во многих отношениях отличается от рабства, каст и сословий. Классы можно определить как большие группы людей, обладающих сходными экономическими ресурсами, что оказывает сильное влияние на доступный им образ жизни. Классы обусловлены экономическими различиями между группами людей — неравенством в обладании материальными ресурсами и контроле над ними. В других типах систем стратификации самыми важными являются обычно неэкономические факторы (такие, как влияние религии в индийской кастовой системе).

Итак, для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной «закрытыми» системами социальной стратификации и современным классовым «открытым» обществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается.

Развитие социальной структуры и переход от одного типа к другому сопровождался и поиском научного обоснования происходящих процессов. Теория социальной структуры на протяжении своей эволюции выработала множество подходов к пониманию сущности социальной стратификации.

 

Вопросы для обсуждения

Рабство как тип социальной структуры

Социальная стратификация в кастовой системе

3. Сословная структура общества

4. Классы в социальной структуре современного общества

 


Лекция 2. Эволюция взглядов на социальную структуру общества

 

 

Вопрос 1. Истоки теории социальной структуры

 

История изучения социальной стратификации общества, его социальной структуры и социальной дифференциации насчитывает полтора столетия. Но задолго до XIX века ученые задумывались над природой отношений между людьми, над справедливостью или несправедливостью неравенства. Древнегреческий философ Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) рассуждая о расслоении людей на богатых и бедных, писал: «Государство представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни»[9]. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность.

Общество, по мнению Платона, имеет классовый характер. Все граждане входят в один из трех классов: правителей; воинов и чиновников; работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Всем этим основным слоям (классам) приписывались определенные функции.

Платон исключал всякую возможность наследования классового статуса и предполагал полное равенство возможностей для всех детей, с тем, чтобы каждый имел равные шансы проявить свои природные способности и был обучен для выполнения своей собственной роли в жизни.

Итак, Платон спроектировал высокостратифицированное общество, в котором характерными чертами правящего класса являются равенство возможностей (шансов), полное устранение частной собственности и концентрация на общем благосостоянии.

Аристотель (384-322 до н.э.) в «Политике» также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Богачи же и бедняки встречают трудности в следовании этому принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, «ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов».[10] Резкое неравенство собственности опасно для равновесия государства, поэтому Аристотель хвалит общество, где средний класс сильнее всех. Там же, где «у одних много, у других – ничего», можно прийти к двум крайностям - плутократическому режиму («олигархии») в интересах только богатых или к пролетарскому режиму («демократии») - в интересах городской бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией.

Суть основных проблем неравенства и социальной справедливости, изучаемых еще со времен Древней Греции, сводится к тем же вопросам, что стоят перед современными обществами.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!