Вопрос 3. Социальные группы и социальные институты как основные элементы социальной структуры



 

Остановимся на двух ключевых элементах социальной структуры - группах и социальных институтах.  Р. Мертон определяет группу как «совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других»[6]. 

В социологии выделяют первичные и вторичные группы.

«Первичная группа» состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностей, т.е. действуют непосредственные, личные связи (семья, группа друзей, бригада рабочих, исследовательская группа и т.д.).

 «Вторичная группа» образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции. 

В отечественной традиции социологии социальными группами называют социальные классы, слои, страты и другие крупные единицы социальной структуры общества. В контексте социальной стратификации это трактовка группы имеют определяющее значение. Социальные группы как элементы социальной структуры объединены общностью устойчивых и воспроизводящихся свойств и совпадающими интересами и целями своих членов.  

 При анализе социальной структуры одной из основных задач является выявление, во-первых, тех свойств, по которым можно судить о целостности общества как социальной системы, а во-вторых, свойств и параметров, которые определяют дифференциацию социальной общности.

 социальные группы (общности) и отношения между ними - продукт деятельности людей; они существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции (роли), объединяясь, кооперируясь.

Системность и целостность социальным отношениям как особому типу общественных отношений придают потребности и интересы социальных групп, т.е. совокупности людей, обладающих чертами сходства по объективному положению в системе общественных отношений. Здесь особо нужно остановиться на категории «интерес»  как системообразующем признаке социальной группы (общности).

Перейдем от рассмотрения общности (группы) к анализу второго ключевого элемента социальной структуры - «социального института».

Элементы институционализма прослеживаются в работах многих ученых, работавших в сфере политических наук – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркейгема, М. Вебера[7]. 

О. Конт рассматривал основные социальные институты – семью, государство, религию – с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Г. Спенсер продолжил традицию Конта в изучении институтов, именно он ввел понятие «социальный институт». Г. Спенсер различал три вида социальных институтов: институты родства (семья), экономические (распределительные) институты и регулирующие институты (политические организации, государство). Э. Дюркгейм продолжил рассмотрение политических институтов в функциональном ключе. М. Вебер считал, что политические институты должны изучаться в той форме, в которой они становятся значимы для отдельных индивидов. Классическим примером является веберовский анализ института бюрократии как типа легального господства.

Таким образом, большинством западных исследователей под социальным институтом понимается комплекс, охватывающий совокупность ролей и статусов, норм и ценностей, социальных организаций и учреждений, существующих для удовлетворения социальных потребностей.

Понятие «социальный институт включает в себя крупные группировки формальных ролей и статусов. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, реализующихся во множестве социальных организаций предприятий, выпускающих материальную продукцию. Институты - одна из базисных дефиниций, что они сопутствуют самой сущности упорядоченной социальной жизни. 

Институт, по Веблену понимается как группу людей, объединенных какими-либо идеями, для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде - как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений.[8] 

Определяющая черта институционального взаимодействия - организованность, а важнейшими элементами институциональной структуры являются социальные нормы, роли, ожидания. По мере развития общества усложнения, дифференцируется система социальных институтов.

 В контексте деятельностного подхода социальный институт выступает обычно как исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей. В социальном институте переплетаются социальные, экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социальному институту обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов. Внешний аспект института предстает в соответствующих системах учреждений. В то же время становящиеся социальные институты не обязательно организационно оформлены.

Неэффективность функционирования социальных институтов является признаком нарастания кризисных явлений в обществе.

Социальная структура является динамичной, развивающейся системой, ее характеристики меняются в зависимости от типа общества и эпохи. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные исторические типы социальной структуры.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!