Смертный бой не ради славы, / Ради жизни на земле  



 

см. Бой идет святой и правый, / Смертный бой не ради спавы — Ради жизни на земпе.

 

Смертный грех

 

Из Библии.  В Новом Завете, в Первом послании Иоанна (гл. 5, ст. 16— 17), говорится о разных грехах — «есть грех к смерти» и «есть грех не к смерти».

В христианских представлениях смертный грех — проступок (порок), который влечет за собой вечную муку в загробной жизни. В православной догматике традиционно насчитывается семь смертных грехов — зависть, скупость, блуд, объедение, гордость, уныние, гнев.

Иносказательно: очень большой порок, непростительный проступок.

 

Смерть, где твое жало?

 

Из Библии.  Ветхий Завет, Книга пророка Осии (гл. 13, ст. 14): «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня».

Цитируется, когда говорится о торжестве жизни; о чьем-либо идейном, творческом наследии, благодаря которому его автор, основоположник и т. п. остается жить в памяти своих соотечественников, обретая таким образом свое бессмертие.

 

Смерть — мое ремесло

 

С французского: La mort est топ metier.

Название романа (1953, рус. пер. 1963) французского писателя Ровера Жана Жоржа Мерля  (р. 1908), который сделал попытку исследовать в своем романе психологию эсэсовца, коменданта концлагеря.

Цитируется применительно к солдатам-наемникам и им подобным (неодобр., ирон.).

 

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика

 

Из романа (гл. 8) «Черный обелиск» (1956) немецкого писателя Эриха Марии Ремарка  (1898—1970), автора многих антивоенных романов, в которых говорится о судьбах так называемого потерянного поколения,  пережившего Первую мировую войну.

Иногда фраза встречается в форме: «Смерть одного человека  — это трагедия, смерть двух миллионов человек  — только статистика».

Смысл выражения: человеку свойственно привыкать к чужой смерти, к массовым жертвам, при условии, что он имеет возможность смотреть на них со стороны.

 

Сметь свое суждение иметь  

 

см. В мои лета не допжно сметь / Свое суждение иметь.

 

Смешенье языков: французского с нижегородским

 

Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова  (1795—1829). Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (действ. 1, явл. 7):

 

Здесь нынче тон каков?

На съездах, на больших, по праздникам приходским?

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

 

 

Смешивать два ремесла  

 

см. А смешивать два эти ремеспа / Есть тьма искусников; я не из их числа.

 

Смеяться, право, не грешно / Над всем, что кажется смешно

 

Из стихотворения «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796) писателя и историка Николая Михайловича Карамзина  (1766— 1826):

 

Кто муз от скуки призывает

И нежных граций, спутниц их;

Стихами, прозой забавляет

Себя, домашних и чужих;

От сердца чистого смеется

(Смеяться, право, не грешно!)

Над всем, что кажется смешно, —

Тот в мире с миром уживется

И дней своих не прекратит

Железом острым или ядом...

 

Выражение стало широко известным и популярным после того, как прозвучало со сцены в версии: «Смеяться, право, не грешно над тем, что нам порой смешно». Когда оперетта «Летучая мышь» (венская премьера 5 апреля 1874 г.). написанная композитором И. Штраусом по либретто Гафнера и Жене, готовилась к постановке в России, русский переводчик-либреттист использовал в своей версии текста это карамзинское выражение.

Употребляется как формула оправдания смеха, насмешки, иронии и т. д. в какой-либо ситуации (когда такая реакция кем-либо порицается).

 

Смотреть сентябрем

 

Из стихотворения «Песня» поэта пушкинской поры Николая Михайловича Языкова  (1803—1846):

 

Наш Август смотрит сентябрем —

Нам до него какое дело!

Мы пьем, пируем и поем

Беспечно, радостно и смело.

 

Под Августом поэт подразумевает русского царя и намекает на его нерасположение к автору и его друзьям-единомышленникам.

Иносказательно: иметь хмурый, «пасмурный» вид, говорящий о дурном настроении, плохом отношении к кому-либо и пр. (шутл.). А. С. Пушкин в письме к брату Л. С. Пушкину (октябрь, 1822) о своих хлопотах через разных лиц, чтобы царь вернул его из ссылки: «Жуковскому я писал, он мне не отвечает; министру я писал — он и в ус не дует—о други, Августу мольбы мои несите! но Август смотрит сентябрем...».

 

Смотри в корень!

 

5-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.

 

Смотри в оба!

 

Из советского агитационного плаката 1930-х гг.:

Враг хитер! В нем звериная злоба! Смотри в оба!

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!