Слух о моей смерти был сильно преувеличен



 

Из телеграммы американского писателя Марка Твена  (псевдоним Сэ-мюэля Ленгхорна Клеменса, 1835—1910) агентству «Ассошиэйтед Пресс», которую он направил в связи с появившимися в газетах сообщениями о его кончине.

Обычно цитируется в качестве опровержения каких-либо неприятных для говорящего утверждений, слухов и пр. (ирон.).

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой

 

Из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) А. С. Пушкина  (1799-1837):

 

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

 

 

Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. А вместе — делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему

 

Из популярного советского кинофильма «Берегись автомобиля!» (1966). снятого режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым  по сценарию, написанному с Эмилем Вениаминовичем Брагинским  (1921 — 1998). Из диалога между Юрием Деточкиным (актер Иннокентий Смоктуновский) и инспектором ГАИ (актер Георгий Жженов), которому Деточкпн помог завести служебный мотоцикл:

«— Порядок?

— Спасибо, друг, выручил.

— О чем разговор... Человек человеку — друг.

— О, точно! Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. (Инспектор ГАИ.)

— А вместе — делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему. (Де-точкин.)

— О, точно!»

Цитируется в качестве шутливого комментария к примеру солидарности, взаимопомощи, взаимодействия и т. д.

 

Слышу речь не мальчика, но мужа

 

Из трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина  (1799—1837). Слова Марины Мнишек, обращенные к Самозванцу (сцена «Ночь. Сад. Фонтан»):

М а р и н а

 

Постой, царевич. Наконец

Я слышу речь не мальчика, но мужа.

С тобою, князь, она меня мирит.

Безумный твой порыв я забываю

И вижу вновь Димитрия...

 

 

Смейся, паяц, над разбитой любовью

 

Из оперы (ария Канио) «Паяцы» (первая постановка в Милане, 21 мая 1892 г.) итальянского композитора Руджеро Леонкавалло  (1857—1919), который написал ее по собственному либретто.

Первая постановка в России состоялась 11 ноября 1893 г.

Обычно цитируется как шутливый или иронический комментарий к любовным неудачам.

 

Смелей! дадим друг другу руки / И смело двинемся вперед

 

Из стихотворения «Вперед» (1846) поэта Алексея Николаевича Плещеева  (1825-1893):

 

Смелей! дадим друг другу руки

И смело двинемся вперед —

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растет!

 

 

Смело, товарищи, в ногу

 

Первая строка одноименной песни профессионального революционера, химика и поэта Леонида Петровича Радина  (1860—1900), слова и музыку которой он написал в одиночной камере московской Таганской тюрьмы:

 

Смело, товарищи, в ногу!

Духом окрепнем в борьбе,

В царство свободы дорогу

Грудью проложим себе.

 

Впервые эта песня прозвучала 4 марта 1898 г.: ее пела колонна заключенных пересыльной тюрьмы, среди которых был и автор песни. Ее первая публикация (без указания автора) состоялась в Женеве (1902).

 

Смелого — пуля боится. / Смелого — штык не берет

 

Из стихотворения «Песня смелых» (22 июня 1941 г.), написанного советским поэтом Алексеем Александровичем Сурковым  (1899—1983) в первый день Великой Отечественной войны:

 

Смелыми Сталин гордится,

Смелого любит народ.

Смелого — пуля боится.

Смелого — штык не берет...

 

Стихотворение было положено на музыку композитором В. Белым. Цитируется как шутливое-поощрение смелых, решительных действий или как призыв к ним.

 

Смелость, смелость и еще раз смелость

 

С французского: De I'audace, de I'audace, toujourde I'audace.

Слова одного из лидеров Великой французской революции Жоржа Жака Дантона  (1759—1794), произнесенные им (2 сентября 1792 г.) в Общественном комитете общественного спасения.

Цитируется как призыв к решительным, смелым действиям.

 

Смена вех

 

Название сборника статей, написанных русскими публицистами-эмигрантами, который вышел (июль, 1921) в Праге. Предполагается, что само название сборника «Смена вех» принадлежит Ю. В. Ключникову,  одному из его авторов. Таким образом он хотел напомнить об аналогичном сборнике «Вехи» (1909), который его авторы (Бердяев, Булгаков, Гершензон и др.) выпустили в порядке анализа причин и следствий первой русской-революции 1905—1907 гг. После выхода в свет сборника «Смена вех» его авторы стали издавать в Париже журнал с тем же названием (1921-1922).

В связи с введением в Советской России «новой экономической политики» (нэп) среди эмигрантов возникли новые настроения, основным выразителем которых был Н. В. Устрялов, юрист, бывший приват-доцент Московского университета, активно боровшийся с большевиками. Он и его сторонники рассматривали нэп как либерализацию политики компартии, как ее шаг назад «от коммунизма к капитализму». В надежде, что нэп приведет к отказу от крайностей коммунистической политики, «сменовеховцы» заявили о своем «примирении» с советской властью.

В СССР такие настроения были названы иронически «сменовеховством» и раскритикованы В. И. Лениным, как необоснованные надежды на перерождение советского строя.

Иносказательно: смена идеологии, взглядов, принципов, приоритетов.

 

Смердяков

 

Персонаж романа «Братья Карамазовы» (1880) Ф. М. Достоевского  (1821 — 1881). Смердяков рассуждает следующим образом: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Видимо, автор романа не случайно отдал дань архаике, наделив по литературной традиции XVIII в. героя «говорящей», то есть характеризующей человека фамилией — Смердяков. От слова «смерд», что значило в Древней и, позднее, в Московской Руси — раб, холоп.

Имя нарицательное для человека, который надеется получить материальные блага и благоустроенный общественный быт не ценой собственных усилий, а уже готовыми, из рук иностранцев; который не понимает, что успехи других государств в своем благоустройстве имеют причиной как раз то, от чего он спешит отказаться, — развитое чувство собственного достоинства его граждан (презрит.).

Отсюда «смердяковщина» — мировоззрение, философия, аргументация людей, рассуждающих подобным образом (презрит.).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!