ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ 36 страница



СТИЛИСТИКА [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палоч­ка, приспособление для письма] — 1) раздел теории литерату­ры, занимающийся изучением особенностей языка произведе­ний художественной литературы; 2) в языкознании — раздел, посвященный изучению выразительных средств языка.

СТИЛЬ [лат. stylus от греч. stylos остроконечная палочка, приспособление для письма] — 1) объединенная определен­ным функциональным назначением система языковых элемен­тов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения; функциональная разновидность литературного языка; 2) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов.

СТИЛЬ  ВЫСОКОПАРНЫЙ — см. Бомбаст.

СТИЛЬ  ПРОИЗНОШЕНИЯ — одна из разновидностей произ­ношения, выделяемых для выполнения дифференциальной экспрессивно-оценочной функции.

СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ НЕПОЛНЫЙ — недостаточно отчет­ливое, небрежное произношение звуков, характерное для бы­строго темпа речи; редуцированное (сокращенное), «скорого-ворочное» произношение звуков, придающее речи характер непринужденности, фамильярности, сниженное.

СТИЛЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ПОЛНЫЙ — отчетливое, характе­ризующееся тщательностью артикуляции произношение всех звуков, типичное для замедленного темпа речи; используется в публичных выступлениях, характерен для дикторов радио и телевидения.

СТИЛЬ РЕЧИ — применение одного из стилей языка в дан­ной речевой сфере.

СТИЛЬ  СОЦИАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ — разновидность разговор­но-бытовой речи, характерная для лиц определенной соци­альной группы.

СТИЛЬ  ЯЗЫКА — см. Стиль 1.

СТИМУЛ [лат. stimulus остроконечная палка, которой пого­няли животных, стрекало] — 1) побуждение к действию, по­будительная причина; 2) воздействие, обусловливающее ди­намику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию; эф­фект данного воздействия опосредствован психикой челове­ка, его взглядами, настроением и т. п.; С. не тождествен мо­тиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив; см. Раздражитель.

СТИМУЛИРОВАТЬ — побуждать к действию, давать толчок; служить стимулом; поощрять; активизировать деятельность организма, к.-л. органа.

СТОИК [греч. stoikos] — 1) последователь стоицизма, на­правления в античной философии, согласно которому задача мудреца — освободиться от страстей и влечений и жить, по­винуясь разуму; 2) человек, стойко и мужественно перенося­щий жизненные испытания.

СТОМАТИТ [греч. stoma рот] — воспаление слизистой обо­лочки полости рта.

СТОМАТОЛОГИЯ [греч. stoma рот + -логия] — наука о забо­леваниях органов полости рта, а также методах и средствах лечения и профилактики.

СТОРОНЫ РЕЧИ — особенности речи, в которых проявля­ется ее познавательная роль, эмоциональное отношение к тому, о чем говорят, и воздействие ее на других людей; раз­личают познавательную, эмоциональную и воздействующую Ср.

СТОЯЧИЕ ОБОРОТЫ — многократно повторяемые слова, обрывки фраз, короткие речевые обороты, проявление рече­вой стереотипии; наиболее типичны для болезни Пика, во время протекания которой претерпевают определенную ди­намику: вначале используются с одними и теми же интонаци­ями в рассказе (симптом граммофонной пластинки), затем все больше упрощаются, редуцируются и сводятся к стереотипно­му повторению слов, обрывков фраз; С. о. становятся все бо­лее бессмысленными, иногда слова в них парафатически на­столько искажаются, что нельзя определить их первоначаль­ные звучание и смысл.

СТРАБИЗМ [лат. strabo косой, косоглазый] — см. Косогла­зие.

СТРЕМЕЧКО — слуховая косточка среднего уха у наземных позвоночных животных и человека; у млекопитающих вместе с молоточком и наковальней участвует в передаче звука во внутреннее ухо.

СТРЕМЯЧКО — см. Стремечко.

СТРЕСС [англ. stress напряжение] — состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, кото­рое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из первых видов продуктивной деятельности ребенка; направле­на на моделирование окружающего пространства и предмет­ного мира в самых существенных чертах и отношениях; игра­ет существенную роль в психическом развитии ребенка дош­кольного возраста.

СТРУКТУРА ЯЗЫКА — обобщенное обозначение инвариант­ных особенностей (свойств) звукового, фонологического, мор­фологического и морфонологического составов языка в плане их соотношения друг с другом, т. е. в плане закономерностей использования единиц более низких уровней для конструиро­вания единиц более высоких порядков; внутренняя органи­зованность языка как семиологической системы, ограничива­ющая свободу воспроизведения его элементов, что проявляет­ся (раскрывается) в неодинаковой частотности их употребле­ния и в ограничениях их сочетаемости.

СТРУМА [лат. struma] — опухолевидное или опухолеподобное разрастание желез внутренней секреции (чаще щитовид­ной железы) и некоторых др. органов.

СТРУМЭКТОМИЯ — хирургическая операция по удалению струмы.

СТУПОР [лат. stupor оцепенение] — у человека — наблюдаю­щееся при некоторых заболеваниях состояние психической и двигательной заторможенности; в выраженных случаях — со­стояние полной обездвиженности с отсутствием реакции на вне­шние раздражители, в том числе болевые; тонус мышц может быть повышен или понижен; для некоторых видов С. характер­на т. наз. «восковая гибкость»; в зависимости от этиологии забо­левания наблюдаются разнообразные сочетания симптомов по­нижения и извращения волевых и двигательных функций.

СУБ- [лат. sub под] — приставка, обозначающая: 1) распо­ложение внизу, под чем-либо или около чего-либо, напр.: суб­марина, субтропики; 2) подчинение, напр.: субинспектор; 3) неполноту, вторичность качества, свойства, обозначенного второй частью слова, напр.: субаренда, субкультура.

СУБКОМПЕНСАЦИЯ — неполная, частичная компенсация недостатков в психофизическом развитии.

СУБКОРТИКАЛЬНЫЙ [суб- + лат. cortex (corticis) кора] — под­корковый, расположенный ниже коры головного мозга, под ней.

СУБЛИМАЦИЯ [лат. sublimo возношу] — психический про­цесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на социальную активность и творческую деятель­ность; понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим С. как один из видов трансформации влечений (либидо), про­тивоположный вытеснению.

СУБЛИМИНАЛЬНЫЙ [англ. subliminal] — 1) подсознательный; 2) действующий на подсознание.

СУБСТАНТИВАЦИЯ [лат. substantivum имя существитель­ное] — переход в класс существительных слов, принадлежащих др. частям речи, напр.: дежурный (от прилагательного), заведующий (от причастия).

СУБСТАНЦИЯ [лат. substantia сущность] — 1) в филосо­фии — материя в единстве всех форм ее движения; 2) неиз­менная основа, сущность вещей и явлений; 3) в некоторых теоретических построениях совр. естествознания — носитель некоторого явления.

СУБСТИТУТ — звук речи, постоянно употребляемый взамен нужного звука.

СУБСТИТУЦИЯ [лат. substitute постановка] — 1) замещение одного звука другим, связанным с ним по твердости-мягко­сти, глухости-звонкости или др.; 2) см. Реституция.

СУБСТРАТ [лат. substratum подстилка, подкладка] — общая материальная основа всех процессов и явлений; основание, носитель, субстанция.

СУБТИЛЬНЫЙ [лат. subtilis] — нежный, хрупкий, слабый; тонкий, деликатный.

СУБЪЕКТ [лат. subjectum] — 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 3) логическое подлежащее, предмет суждения; 4) в лингвисти­ке — подлежащее.

СУБЪЕКТИВНЫЙ — 1) свойственный только данному лицу, личный; 2) односторонний, лишенный объективности; при­страстный, предвзятый.

СУГГЕСТИВНАЯ ТЕРАПИЯ — лечение внушением, терапевти­ческое внушение.

СУГГЕСТИВНОСТЬ — см. Внушаемость.

СУГГЕСТИЯ [лат. suggestio внушение] — см. Внушение.

СУДОРОГА  ПИСЧАЯ — см. Спазм писчий.

СУДОРОГИ — непроизвольные сокращения мышц, возни­кающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофи­лии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуж­дения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно; С. обычно наступают приступообразно, но могут быть и постоянными; различают локализованные и общие су­дороги; иногда, начавшись в одной группе мышц, они рас­пространяются на соседние и могут сделаться общими — ге­нерализоваться.

СУДОРОГИ КЛОНИЧЕСКИЕ — судороги, характеризующиеся быстрой сменой сокращения и расслабления мышц.

СУДОРОГИ  СМЕШАННЫЕ — симптом некоторых заболева­ний, когда наблюдаются как тонические, так и клонические судороги.

СУДОРОГИ  ТЕТАНИЧЕСКИЕ — см. Тетания, Тетанус.

СУДОРОГИ ТОНИЧЕСКИЕ — длительное сокращение мышц и вызванное им вынужденное напряженное положение, со­храняющееся продолжительное время.

СУЖДЕНИЕ — высказывание, содержащее определенную мысль.

СУЖДЕНИЙ  ВИДЫ — см. Суждения единичные, Суждения об­ щие, Суждения частные.

СУЖДЕНИЯ  ЕДИНИЧНЫЕ — суждения, в которых утвержде­ние или отрицание относится только к одному предмету.

СУЖДЕНИЯ  ОБЩИЕ — суждения, в которых что-либо утвер­ждается или отрицается относительно всех предметов данной группы.

СУЖДЕНИЯ ЧАСТНЫЕ — суждения, в которых утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам.

СУИЦИД [англ. suicide самоубийство] — акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного рас­стройства либо под влиянием психического заболевания.

СУКЦЕССИВНЫЙ [лат. successio преемственность, последо­вательность] — последовательный.

СУМЕРЕЧНОЕ  СОСТОЯНИЕ — вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся вне­запным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обуслов­ленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем — амнезия.

СУММАЦИОННЫЙ  ТОН — добавочный тон, возникающий из сложения двух тонов.

СУППЛЕТИВИЗМ [лат. suppletivus дополняющий] — образо­вание форм одного и того же слова от разных корней; напр.: я — меня, иду — шел и т. п.

СУРДИТАС [лат. surditas] — глухота.

СУРДОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ КАБИНЕТЫ — специализированные кабинеты для лечебного приема детей и взрослых, страдаю­щих нарушениями слуха и речи; организуются при крупных поликлиниках и больницах; С. к. проводят профилактические мероприятия, консультационно-диагностическую работу, осу­ществляют методическое руководство деятельностью логопедов в детских поликлиниках и больницах в пределах данном административно-территориальной единицы; штат С. к. со стоит из врача-отоларинголога, врача-психоневролога, сурдопедагога, логопеда, среднего и младшего медперсонала.     

СУРДОМУТИЗМ [лат. surditas глухота + mutismus молчание] — функциональное нарушение слуха и речи, имеющее временный, преходящий характер и обусловленное процессом охранитель­ного торможения в слуховой и речедвигательной областях коры головного мозга, развивающегося в качестве реакции на сверх­сильные раздражители (выстрел, психическая травма и т. п.), преимущественно у людей со слабой нервной системой.

СУРДОПЕДАГОГ — педагог со специальным высшим обра­зованием, осуществляющий обучение и воспитание глухих и слабослышащих.

СУРДОПЕДАГОГИКА [лат. surdus глухой + педагогика] — раз­дел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и вос­питания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ [лат. surdus глухой + психология] — раз­дел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания; С. исследует пути предотвра­щения немоты у людей с нарушениями слуха, исключающими нормальное речевое общение, выявляет особенности их позна­вательной деятельности, выясняет компенсаторные возможнос­ти замены слухового восприятия зрительным восприятием, виб­рационными ощущениями и др.; изучает особенности мышле­ния, памяти и др. психических процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвития слуховых ощущений.

СУФФИКС [лат. sufflxus прикрепленный] — аффикс, нахо­дящийся в составе простой основы слова между корнем и флек­сией; С. могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (слу­жащими для образования форм слова); большинство С. в рус­ском языке являются словообразовательными; словоизмени­тельными являются С. сравнительной и превосходной степе­ни, прошедшего времени, причастий и деепричастий; образо­вание слова посредством С. означает одновременно и отнесение этого слова к определенному грамматическому классу (части речи), определенному типу склонения (спряжения), т. с. С. имеет классифицирующую функцию.

СУФФЛЕЙНЫЙ — глухой согласный в отличие от звонкого.

СХИЗОФРЕНИЯ — см. Шизофрения.

СХОЖДЕНИЕ ЗВУКОВОЕ — изменение, приводящее к уве­личению сходства или даже совпадению разных звуков языка.

СШИБКА — нарушение динамики нервных процессов вслед­ствие перенапряжения, быстрой смены возбуждения и торможения; в результате С. возникает запредельное торможение; см. Торможение запредельное.

СЮЖЕТНАЯ ИГРА — см. Сюжетно-ролевая игра.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА — вид игровой деятельности, на­правленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществ­ления предметных действий; в С.-р. и. воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обес­печивает познание и усвоение предметной и социальной дей­ствительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности; в структуру С.-р. и. входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реаль­ных предметов игровыми, условными; реальные отношения меж­ду играющими; единицей С.-р. и. и фактором, объединяющим все ее аспекты, является роль; сюжетом С.-р. и. предстает вос­производимая в ней область действительности; С.-р. и. является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

СЮСЮКАНЬЕ — недостаток произношения, заключающий­ся в замене свистящих межзубными.

 

 

Т

ТАВТОЛОГИЯ [греч. tautologia, от tauto то же самое + logos слово] — специальное или непредусмотренное использование слов в составе словосочетания или предложения, основанное на повторении однокоренных слов, уже выраженного смысла, одинаковых звуков.

ТАЙНОРЕЧИЕ — см. Криптолалия.

ТАКТ — 1) основная единица ритмико-интонационного чле­нения речи, произносимая одним непрерывным произноси­тельным потоком и выделяемая паузами; 2) размеренное, ран номерное движение звуковых раздражений; 3) ритм движе­ний; 4) чувство меры, правильное поведение.

ТАКТИЛЬНАЯ РЕЦЕПЦИЯ — см. Тактильная чувствительность.

ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ [лат. tactilis осязательный] — отражение в сознании некоторых механических свойств предмета, действующих на соответствующие рецепторы кож­ной поверхности одним из видов раздражений (прикоснове­ние, давление, вибрация, зуд).

ТАКТИЛЬНЫЙ [лат. tactilis] — осязательный.

ТАНГОРЕЦЕПТОРЫ [лат. tangere касаться + receptor прини­мающий] — специализированные окончания чувствительных нервных волокон, расположенные в коже и реагирующие на прикосновение к ней; наибольшее количество Т. находится на концевых фалангах пальцев, кончике языка и тыльной по­верхности кисти, чем и объясняется особая чувствительность при прикосновении к этим участкам тела.

ТАСИКИНЕЗИЯ — непреодолимая потребность находиться в постоянном движении.

ТАХИЛАЛИЯ [греч. tachys быстрый, скорый + греч. lalia речь] — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быст­роте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

ТАХИПНОЕ — учащенное дыхание, одышка.

ТВАНГ — см. Ринолалия.

ТВЁРДАЯ   АТАКА  ЗВУКА — см. Атака звука твердая.

ТВЁРДОЕ НЁБО — костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, — является одновременно крышей поло­сти рта и дном носовой полости; по форме Т. н. представляет собой выпуклый кверху свод; в передней части Т. н. образует­ся нёбными отростками верхнечелюстных костей, в заднем отделе — горизонтальными пластинками небных костей.

ТВЕРДОНЁБНЫЙ — см. Палатальный.

ТВЁРДОСТЬ СОГЛАСНОГО — более низкий, по сравнению с мягкими, тембр согласного, обусловливаемый отсутствием палатализации и выступающий в качестве отрицательной фо­нологической характеристики в коррелятивных парах «твер­дый-мягкий» в совр. русском языке.

ТЕКСТ [лат. textus ткань, сплетение, соединение] — закон­ченное, целостное в содержательном и структурном отноше­нии речевое произведение; продукт порождения (производ­ства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания; может быть устным и письменным.

ТЕЛЕГРАФНЫЙ  СТИЛЬ — нарушение речи, проявление лоб­ного аграмматизма; характеризуется отрывочностью экспрес­сивной речи, состоящей сплошь из существительных и глаго­лов в неопределенной форме; Т. с. характерен для моторной афазии.

ТЕЛЕТАКТОР — переговорный аппарат для слепоглухонемых, работающий на тактильной основе.

ТЕЛО ЯЗЫКА — мышечный орган, заканчивающийся спере­ди плоской закругленной верхушкой языка; кзади отграничен от корня пограничной бороздой.

ТЕМБР  ГОЛОСА [фр. timbre] — см. Голоса тембр.

ТЕМБРОВОЕ   ВОСПРИЯТИЕ  ВЫСОТЫ — нерасчлененное вос­приятие высоты звуков или шумов речи, при котором высота поглощается тембром.

ТЕМП [итал. tempo, от лат. tempus время] — 1) степень бы­строты движения, осуществления чего-либо; 2) определенная частота повторения выполняемых многократных действий.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!