И пробуждается поэзия во мне:



Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем ..

А что же произойдет с поэтом дальше, после того, как двинется "громада" его воображения? Многоточие, которым завершается стихотворение "Поэт", и графическая пауза (ряды точек) в "Осени" позволяют предположить, что впереди не только волнующее и мучительное - создание произведения. Впереди - возвращение к людям, к обычной суетной жизни. Жизнь поэта - череда уходов от людей и возвратов к ним. Он уходит от людей в мир своих поэтических снов, в мир творчества. Он возвращается, чтобы вновь уйти. В жизни этого необычного человека вновь и вновь повторяются эти два состояния. Поэт, подчеркнул Пушкин, - существо двуприродное: он связан с землей, но он же, как сказано в стихотворении "Поэт и толпа", - "сын небес". Земное слито в нем с небесным, с тем, что даровано Богом. Пушкин пишет об этой "двойной" природе поэта как о некоем несомненном законе. В стихотворении "Поэт" нет ни сожалений о тяготах земной жизни поэта, ни романтической его идеализации.

 

>! Пушкин написал о своем идеале поэта, о том, каким должен быть настоящий поэт. Узкое, "биографическое" прочтение обедняет смысл стихотворений "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту". Обратите внимание, как часто Пушкин использует аллегорические образы: "лира", "священная жертва", "Аполлон", "алтарь", "треножник"; архаизмы: "глагол", "бряцал", "внимал" и др. Они создают впечатление, что его поэт - вне времени.

 

Знаменитое стихотворение "Пророк", написанное в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем, по традиции рассматривается в ряду стихотворений о поэте и поэзии. Действительно, в представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Поэт и пророк, образы которых созданы в пушкинской лирике, имеют немало общего ("вещие" зрение и слух) и одинаково важны для людей. Бог - и никто другой - призывает обоих к служению. Они дополняют друг друга. Но все-таки пушкинский пророк и Пушкинский поэт не сливаются в одном существе. Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет людей. Попробуйте представить пророка "в заботах суетного света"! Не кощунством ли будет считать его самым "ничтожным" среди "детей ничтожных мира"? От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот "глаголом" жег людские сердца, то есть передавал в слове жар своего сердца (оно - "угль, пылающий огнем").

 

>? Сопоставьте стихотворения "Пророк" и "Поэт" со стихотворениями г . М.Ю. Лермонтова "Поэт" и "Пророк". В чем различия между Пушкиным и Лермонтовым в трактовке пророка и поэта? Разделяет ли Лермонтов пушкинские представления о поэте?

Пророки ждут от людей внимания и понимания. Люди внемлют пророкам "в священном ужасе", разгадывают смысл их слов. Так ли слушают поэта? Думал ли Пушкин, создавая образ поэта, о том, что поэт является людям в облике пророка? Пророк - величественное порождение Бога. Это человек, который вознесся еще при жизни выше людей, - у него все не такое, как у них: зрение ("вещие зеницы"), слух (он слышит весь мир "по вертикали", все звуки внятны ему), язык ("жало мудрыя змеи") и сердце ("угль, пылающий огнем"). Он посланник Бога на земле, исполнитель его воли.

 

>? Как в стихотворении "Пророк" показан процесс преображения человека. В чем смысл слов Бога, обращенных к пророку?

Сердце поэта не "угль, пылающий огнем", - это обычное, "трепетное", человеческое сердце. Он "волнует, мучит, как своенравный чародей", сердца других людей. "Чернь тупая" сама говорит об этом в стихотворении "Поэт и толпа". "Волнует", "мучит", а не жжет, не опаляет словом истины! С языка поэта срываются "звуки сладкие" (прекрасные, гармоничные) и молитвы. Поэт гибок: звуки его голоса могут быть не только нежными и чарующими, но и гневными, беспощадными. Он может хлестать толпу "Ювеналовым бичом" сатиры:

 

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!