И станут вечной стражей трона



ТЕМА: ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА.

Анализ лирических произведений )                                                                                                                         

Уникальность стихотворений поэта.

 Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Соотношение лирической поэзии и эпических жанров в его творчестве менялось, но именно лирика - наиболее яркое и глубокое выражение пушкинского гения - дает полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта.

Изучая лирику Пушкина, следует помнить, что каждое стихотворение уникально, неповторимо. Шедевры пушкинской лирики - сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Вот почему тщательный анализ текста произведений - основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений - следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный "словарь" пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. "Свобода" и "воля", "самовластье", "судьба", "дружба" и "любовь", "жизнь" и "смерть", "море" и "берег", "покой" и "буря", "зима", "весна" и "осень", "поэт" и "толпа" - в каждом из этих слов, в их смысле и звучании, Пушкин находил множество красок и оттенков. Они - как бы "длинное эхо" его идей и настроений.

Между стихотворениями, близкими по времени, и теми, которые разделены многими годами, возникают многочисленные тематические переклички, образные параллели. Лишь в немногих стихотворениях доминирует какая-то одна тема, чаще всего в них переплетаются несколько тем и мотивов. Каждая тема "проницаема". Попробуйте, например, однозначно определить тему пушкинского стихотворения "...Вновь я посетил..." (1835). Вряд ли такая попытка будет удачной, ведь в нем можно обнаружить целый комплекс тем и мотивов пушкинской лирики, выражающих представления поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Именно на их фоне, в сложном взаимодействии с ними в стихотворении возникает тема смены поколений. Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Природа обновляется, как и человек. Но это обновление мыслится Пушкиным как простое повторение, почти тождество. Ведь шум новых сосен, "племени младого, незнакомого", который когда-то услышит внук, будет точно таким же, каким был шум "старых знакомцев" поэта. Этот шум затронет какие-то неведомые струны в душе потомка и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не холодном, не равнодушном мире природы.

 

>? Сопоставьте изображение природы в стихотворении "...Вновь я посетил..." с образом "равнодушной природы", сияющей "красою вечною", в стихотворении "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829). Обратите внимание на черты сходства и различия в изображении природы, в понимании взаимоотношений человека и природы.

 

Столь же многозначно стихотворение "Анчар" (1828). Оно может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика "Анчара" приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы "смертной смолы" ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

 

В лирике Пушкина сложилась сложная, многоуровневая система лирических "зеркал", отражающих духовный и творческий облик поэта, основные черты его динамичной художественной системы. Изучение ведущих тем и мотивов пушкинской лирики требует внимательного отношения как к их устойчивости, повторяемости, так и к вариациям, движению, внутренним перекличкам.

Представления Пушкина о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихотворениях о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны цельной, гармоничной личности. Они взаимодействуют, поддерживая, как бы "прошивая" друг друга, легко выходят за пределы лирического творчества, в мир пушкинского эпоса. Это единый круг размышлений поэта о том, что ему особенно дорого.

Основные темы и мотивы.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина - тема свободы. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (см. стихотворение "И.И. Пущину", 1826). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "вольность", "воля", "вольный" - ключевые слова пушкинского "словаря". Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки "присутствия" самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода -- это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Лирика 1817-1819 гг. - эхо пушкинских представлений о свободе. Поэтические образы, отражающие их в стихотворениях "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву", - это образы аллегорические: Свобода и "Вольность святая" (ода "Вольность"), "звезда пленительного счастья" ("К Чаадаеву"), "Свободы просвещенной... прекрасная Заря" ("Деревня"). Эти образы - в одном ряду с "положительными" аллегорическими образами Закона ("Вольность"), "обломков самовластья"  ("К Чаадаеву"), "народа неугнетенного" ("Деревня"). Аллегории свободы противопоставлены "отрицательным" аллегориям "Тиранов мира", "неправедной Власти", "увенчанного злодея", "Рабства" ("Вольность" и "Деревня"), "Барства дикого", "насильственной лозы", "Неумолимого Владельца", "Рабства тощего" ("Деревня").

В социально-философской оде "Вольность" (1817) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага.

Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина - это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность", как и другие "вольные" стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий идею конституционной монархии. Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту.

Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, - по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, "ужас мира" и "стыд природы", нарушение божественной гармонии.

 

>? Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркнуты в метонимических перифразах: "Рабства грозный Гений", "Славы роковая страсть", "самовластительный злодей", "увенчанный злодей"?

Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду "поучением"-призывом, обращенным к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

 

Поэт - противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую французскую революцию он называет "славной бедой" (казненный Людовик - "мученик ошибок славных"), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция - акт возмездия тиранам. Мрачная "диалектика" насилия над тиранами передана в словах об убийстве Павла I: "Падут бесславные удары... / Погиб увенчанный злодей".

 

>? Какую роль играют в "Вольности" два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

 

В "Деревне" (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня - это не какой-то исключительный "пустынный уголок" России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

 

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне, -- явления, типичные для России. Во второй части стихотворения поэт расширяет "географические" границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья" (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию - страну деревень. Аллегорические образы "Барства дикого" и "Рабства тощего" подчеркивают, что речь идет не о "плохом" барине и его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный", а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя. В "Деревне" и особенно в послании "К Чаадаеву" (1818) заметны новые оттенки пушкинского понимания свободы. Это связано с усилением авторского "присутствия". В "Вольности" к миру обращается поэт - глашатай вечных истин, "друг человечества". В "Деревне" образ автора-поэта биографически конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню - акт его воли. Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее "мирным шумом дубров" и "тишиной полей" суетной городской жизни с "порочным двором Цирцей", "роскошными пирами", забавами и заблуждениями. Город - это "суетные оковы", мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости - "оракулов веков". Именно в деревне, где суету сменяет "праздность вольная, подруга размышленья", поэт учится "свободною душой Закон боготворить".

 

> Обратите внимание на то, что картина деревенского "лона счастья и забвенья" в первой части "Деревни" напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения. Проанализируйте пейзаж в "Деревне". Докажите, что он увиден глазами человека со "свободной душой".

 

Послание "К Чаадаеву" - яркий лирический "символ веры" молодых "друзей вольности". Стихотворение носит личный, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в "Вольности" и "Деревне" он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе "частный" адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

 

>? Кого имеет в виду поэт в стихе "недолго нежил нас обман"? Сопоставьте первое четверостишие со стихотворениями "Товарищам" и "Разлука", написанными незадолго до окончания лицея.

Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на "Отчизны... призыванье". Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода - это "желанье", страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы - такое же "томленье упованья", каким охвачен "любовник молодой", ждущий "минуты верного свиданья". Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с "прекрасными порывами" "нетерпеливой" души. В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы ("звезда пленительного счастья"), Россия, словно богатырь, "вспрянет ото сна", а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, "на обломках самовластья".

 

Обратите внимание на этот вещественно-абстрактный образ. Пушкин не имеет в виду падение монархии, "самовластье" - это тирания, деспотизм. Послание находится в смысловом поле оды "Вольность" и "Деревни".

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик: о кинжале, "тайном страже свободы", грозе несговорчивых тиранов ("Кинжал"), о вожде восставших сербов Георгии Черном ("Дочери Карагеоргия"), о Байроне или Наполеоне ("Наполеон", "К морю"), о своих думах и повседневных занятиях в посланиях к друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик. В послании "Дельвигу" опальный поэт провозгласил: "одна свобода мой кумир".

Среди многих оттенков понимания свободы, запечатленных в лирике южного периода, выделим те, в которых наиболее полно раскрываются политические взгляды Пушкина и его представления о положении изгнанника. Свобода для Пушкина в годы ссылки - один из политических символов. Вдохновленный национально-освободительными революциями на юге Европы и общением с русскими радикалами, он ждал восстания в России, с энтузиазмом готовился к дороге "в дыму, в крови, сквозь тучи стрел", ведущей к торжеству свободы. Обращаясь к одному из активных деятелей "Союза благоденствия" П.С. Пущину, в котором видел вождя будущего восстания, Пушкин писал:

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!