И ведаю, мне будут наслажденья



Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

 

Первыми несомненными альтернативами "труда", "горя" и смерти он считает "гармонию" и "вымысел". Вслед за ними - любовь с ее "улыбкою прощальной". Творчество вернет его в мир молодых чувств и надежд, напомнит о том, что жизнь состоит не только из страданий, но и из радости, светлых слез, вдохновения, любви.

Стихотворение "Поэт" - квинтэссенция пушкинских размышлений о сущности поэта. Поэт предстает в стихотворении сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью его творящей силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже то, что поэт может быть "всех ничтожней" среди "детей ничтожных мира". Перемены начинаются в нем лишь тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Поэт преображается - это уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать "божественный глагол". Прежнюю жизнь он оценивает как "забавы мира", людская молва его угнетает - он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слова поэта, в котором нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

 

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

 

Он становится гордым, "диким и суровым", то есть погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения "19 октября" (1825):

 

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво...

 

Поэт бежит от мирской суеты "на берега пустынных волн, / В широко-шумные дубровы...". Конечно, берега и дубровы, куда устремлен поэт, - поэтическая условность. Эти "географические" точки - символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал "звучнее голос лирный, / Живее творческие сны". Услышать мир и выразить его в слове можно только вдали от людского шума и мелких житейских забот.

 

>? Позднее, в стихотворении "Эхо" Пушкин создал емкую метафору поэта, в которой выразил закон его существования в мире: поэт - эхо мира - слышит и отражает все его звуки, но самого поэта не может выразить никто. Как вы понимаете смысл этого стихотворения? Сопоставьте его со стихотворениями "Поэт и толпа", "Поэту", "Румяный критик мой, насмешник толстопузой...". Как отразились в них размышления Пушкина о своей судьбе?

 

Пушкин как бы "останавливает мгновенье" - перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он "и звуков и смятенья полн". Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной "смятеньем" мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.

Яркая картина преображения поэта, только начальные мгновения которого запечатлены в "Поэте", создана в "Осени" (1833). Последние строфы стихотворения - акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами "тайное тайных" его души - процесс творчества. Он начинается не тогда, когда поэт "забывает мир", "усыпленный" своим воображением. Исток творчества - восприятие осенней природы. Поэт впитывает ее красоту и тленность:

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

 

Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (см., например, стихотворения "19 октября", 1825; "Зимнее утро", 1829). В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень - это как бы страницы "календаря" его души. В первых строфах

"Осени" - "парад" всех четырех времен года. Но именно осень, в которой умирание соединено с нетленной красотой, становится для поэта символом единства жизни и смерти, символом гармонии. Это живой, динамичный символ, ведь в осени таинство смерти неотделимо от таинства рождения. Поэт как бы застает природу в момент ее высшего торжества - в момент "творчества" и ощущает себя частью неудержимой силы, рождающей гармонию. Повинуясь творческой мощи природы, поэт становится "громадой", рассекающей "волны" мирового хаоса, "кораблем", плывущим к заветной цели - "союзу высоких звуков, чувств и дум":

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!