И скоро, скоро смолкнет брань



Средь рабского народа,

Ты молоток возьмешь во длань

И воззовешь, свобода!

             ("Генералу Пущину", 1821)

 

Эти ожидания в 1823 г. сменились пессимистическими настроениями. Кризис политических надежд был вызван поражением европейских революций, разочарованием в заговорщиках, которые не решились посвятить Пушкина в свои планы, а самое главное - сомнениями поэта в самой возможности скорой революции. Стихотворение "Свободы сеятель пустынный...", образы которого восходят к евангельской притче о сеятеле, нельзя воспринимать как отмену свободолюбивых идеалов - они остались прежними. Поэт испытал острый кризис веры в саму возможность скорого достижения общественной свободы. Это стихотворение - горькое признание крушения просветительских и романтических иллюзий, прощание с ними. Поэт подчеркнул, что его проповедь свободы была несвоевременной, а потому и бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию "живительного семени" свободы, поэтому оно и не дало всходов в их сердцах.

 

? Как Пушкин переосмыслил притчу о сеятеле? В чем смысл эпиграфа?

 

В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории "Узник" (1822) свобода - это вольная жизнь за пределами "темницы сырой", в которой томится "вскормленный в неволе орел молодой". На воле есть все, что ассоциируется у поэта с личной свободой, - тучи, гора, "морские края", ветер. К этой жизни зовет узника его "грустный товарищ, махая крылом". Узник - это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. В стихотворении содержится намек на задуманный побег из ссылки. Как "вольная птица", Пушкин рвался к друзьям, в большой мир.

Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с ней, стало стихотворение "К морю" (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. Море не раз становилось прозрачной аллегорией свободы политической или личной. Но в этом стихотворении "свободная стихия" - не аллегория, а емкий символ свободы, не поддающийся какой-либо однозначной трактовке. С морем связан многоцветный поток ассоциаций, буквально прокатывающийся по всему тексту.

Море - символ любой природной и человеческой стихии. В его своенравии явлены неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека. Оно вызывает ассоциации и со "стихиями" общественной жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная "свободная стихия", близкая душе поэта-романтика и почитаемых им "гениев": Байрона и Наполеона.

Но море - это и символ человеческой жизни, которая может "вынести" куда угодно, к любой "земле". Для того чтобы подчеркнуть безграничность моря-жизни, Пушкин называет его "океаном", огромной водной пустыней. Поэта может поразить в ней только "одна скала, гробница славы" - остров Св. Елены, где "угасал Наполеон".

 

 ? Подумайте над смыслом "эпитафий" Наполеону и Байрону. Какие черты "свободной стихии" видит Пушкин в этих людях? Как характеристики Наполеона и Байрона помогают понять глубину символа моря?

Образ "свободной стихии" - психологический символ, тонко передающий внутренний мир поэта. Он размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море - "друг", своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться. Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: убедившись, что свобода - благо, неугодное тиранам, суженное просвещением ("Судьба земли повсюду та же: / Где капля блага, там на страже / Уж просвещенье иль тиран"), он жаждет стихийной свободы - ее идеал всегда живет в человеческом сердце.

Стихотворение "Во глубине сибирских руд...", посланное в 1827 г. декабристам, - гражданский поступок Пушкина, считавшего своим долгом поддержать друзей в трудную пору их жизни. Оно перекликается с рядом ранних произведений Пушкина, созданных в годы изгнания, особенно со стихотворением "Узник" (образы "темницы сырой" и узника, обращение "вольного" орла к узнику). Послание написано языком политических аллегорий, близким и понятным декабристам. Но смысл этих образов изменился. "Мрачные подземелья", "мрачные затворы", "каторжные норы", "оковы тяжкие" и "темницы" - не абстрактные иносказания. Это образы с вполне конкретным, "предметным" содержанием - они создают картину "несчастья", постигшего декабристов. Свобода, которая "примет радостно у входа" узников-декабристов, - это их освобождение, за ним последуют встреча с "братьями", друзьями и возвращение гражданских прав.

В конце 1820-х-1830-е гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, "достоинства личного". Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. В одной из заметок он подчеркнул: "...есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное". Любое нарушение прав личности, какими бы обстоятельствами оно ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его "самостоянье", стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина - это свобода иметь свое мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать "громкие права, от коих не одна кружится голова".

С личной независимостью поэт связывал и неприкосновенность "пенатов", то есть семьи, дома, творческого труда. Это та "обитель дальняя трудов и чистых нег", в которую устремлен поэт ("усталый раб") в стихотворении "Пора, мой друг, пора!.." (1834). Именно там он надеется найти избавление от суетной погони за счастьем, обрести "покой и волю". Ради них, по его мнению, и стоит жить на свете, сожалея о каждой утраченной "частичке бытия".

В стихотворении "Из Пиндемонти" (1836) Пушкин подчеркнул, что человеку необходима "иная, лучшая" свобода взамен той, которая неизбежно оборачивается обычной словесной трескотней или зависимостью от двух главных социальных сил:

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!