Зависеть от царя, зависеть от народа -



Не все ли нам равно? Бог с ними.

 

Что же представляет собой эта "иная, лучшая" свобода, которая является синонимом истинного счастья, истинных прав? К какому выводу приходит Пушкин, назвавший в итоговом стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." в качестве одной из своих особых заслуг прославление Свободы?

Стихотворение "Из Пиндемонти" завершается манифестом личной свободы. Он состоит из нескольких положений-императивов. Во-первых, "никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать", во-вторых, "для власти, для ливреи / Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи". Наконец, самое главное и заветное, целая программа жизни:

 

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья. -

Вот счастье! вот права...

 

Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведения искусства, созданные художниками - людьми, вдохновленными Богом.

 

Заветная область лирической поэзии Пушкина - дружеская и любовная лирика. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники юности, они возникают в "вихре жизни молодой" и сопровождают человека всю жизнь.

Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам ("первому другу" И.И. Пущину, "муз возвышенному пророку" и "парнасскому брату" А.А. Дельвигу, "брату родному по музе, по судьбам" В.К. Кюхельбекеру), "неизменному другу" П.Я. Чаадаеву, поэтам П.А. Вяземскому, Н.М. Языкову, Е.А. Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. "Дружество" для него - это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - седьмая строфа стихотворения "19 октября", написанного в 1825 г. в Михайловском:

 

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз...

 

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, "беспечность", лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей "судьбины", ни от переменчивого счастья, "Родина" лицейского братства - Царское Село, место, где "под сенью дружных муз" лицеистов свела сама судьба.

 

>? Обратите внимание, что в стихотворении созданы романтические портреты умершего в Италии Н.А. Корсакова и Ф.Ф. Матюшкина, говорится об И.И. Пущине, A.M. Горчакове и А.А. Дельвиге, с которыми поэт встречался в михайловской ссылке, о В.К. Кюхельбекере. Что связывало поэта с этими лицеистами? Какие качества он подчеркивает в каждом из них? В чем смысл образа "несчастного друга", о котором говорится в финале стихотворения? Кто оказался этим "несчастным другом"?

 

Дружбу Пушкин понимал и как "сладостный союз", связывающий между собой поэтов. В послании "К Языкову" (1824) указана основа этого союза - творчество, вдохновение:

 

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью

 

В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В "19 октября" размышления о дружбе и друзьях сопровождаются симфонией образов, в основе которых - представления поэта о судьбе. Это "блуждающая судьба" моряка Ф.Ф. Матюшкина (тот же образ возникал и тогда, когда Пушкин думал о своей жизни изгнанника и скитальца), "сети судьбы суровой", "судьбины гнев", "фортуны блеск холодный", "строгая судьба", "тайный рок". Жизнь друзей определяется судьбой: "судьба глядит, мы вянем; дни бегут". Судьба может быть гневной или милостивой, но, по мысли Пушкина, она всегда держит человека в своей власти, препятствует осуществлению его заветных желаний. Именно в дружбе поэт находит опору в своем противостоянии "рока самовластью". В стихотворении "Была пора: наш праздник молодой...", прочитанном 19 октября 1836 г., поэт вновь подчеркнул общий закон жизни друзей-лицеистов - закон судьбы:

 

Недаром - нет! - промчалась четверть века!


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!