Третья корзина. «Абхидхамма-питака»



«Абхидхамма-питака» (букв. «корзина, содержащая буддийскую доктрину») состоит из 7 трактатов, в которых систематизированы все положения учения, изложенного в «Сутта-питаке».

Первый трактат, «Дхаммасангани», содержит классификацию элементов бытия (дхамм), определяемых как этические факторы, присущие физическому телу, психологическому и умственному состоянию, и проявляющиеся в процессе медитации.

«Вибханга» делится на 18 глав, каждая из них связана с определенной темой, которой Будда уделял особенное внимание в своих проповедях: четыре истины, пять скандх, дхату, аятаны, индрии и пр.

«Катхаваттху» – полемический трактат, составленный с целью пресечь и опровергнуть еретические учения. Не все школы тхеровады признают «Катхаваттху» частью канона.

«Пуггалапаннати» – трактат посвященный понятию «личности» и анализу личностей, подверженных вожделениям, ненависти и заблуждениям, и их классификации.

«Дхатукатха» объясняет расположение дхарм, зависимых от скандх и шести органов чувств (аятана).

«Ямака» устанавливает бинарные группы и анализирует соответствующие дхаммы с точки зрения возможности или невозможности приписывания им того или иного свойства.

«Паттхана» содержит обсуждение закона зависимого происхождения. 

 

Предварительные замечания

 

В предыдущем параграфе мы чрезвычайно конспективно, не вникая в содержание, описали канон буддизма, являющийся не только скрижалью закона и нравственности этого вне сомнения великого учения, но и космологией, философией и психологией.

Вне сомнения, любой элемент буддизма мы можем интерпретировать на современном психологическом языке, анализируя культурный и личностный контекст феноменов, начиная от скандх и заканчивая вселенским буддой Махавайрочаной.

Но это привело бы, с одной стороны, к дурной бесконечности словотворчества по буддийской тематике, с другой – к воспроизводству тех смысловых пространств, которых в буддизме никогда не существовало и которые касаются не буддизма, а скорее способа нашего мышления, опредмечивающего различные аспекты буддийского канона.

С третьей стороны, канон Трипитака в основном представляет собой совокупность текстов о том, что думали ученики по поводу проповедей, Будды или как они представляли личность Будды. Можно сказать, часто эти тексты – представление целой вереницы монахов, множества выдающихся учеников Будды разных поколений, их понимание учения Будды.

То есть мы будем сталкиваться с текстами, являющимися продуктом множества рефлексий, пониманий понимания буддийского учения.

По этой причине мы обязаны предельно сузить предмет наших рассуждений до проповедей, которые по традиции приписываются самому Будде. Тем более что именно ему и принадлежит истинный буддизм. Одновременно с этим, мы будем рассматривать только те категории буддийского учения, которые непосредственно касаются предмета психологии, если не как науки, то как способа теоретического и практического мышления.

В содержательном отношении нам ближе всего «простой» буддизм Тхеравады. Само название переводится с пали как «проповедующие со слов старейшин». Если перевести «Тхеравада» на близкое по содержанию словосочетание в христианской традиции, это будет «проповедующие со слов апостолов». Напомним, что им приписывалось знание буддизма самим пробужденным Буддой. Перед смертью именно им, 12 старейшинам, апостолам нового учения, он и делегировал прямую передачу учения.

Чтобы разобраться в первом понимании учения Будды, мы познакомимся с самыми важными персонами в сангхе. Это был узкий круг учеников, с которыми Татхагата общался в течение многих десятилетий.

Из 12 апостолов в тхераваде популярны восемь знаменитых учеников Будды: Конданна, Сарипутта, Моггаллана, Махакассапа, Упали, Ананда, Сивали и сын Готамы Рахула.

Подробной биографии ученики не оставили, но буддийские легенды рассказывают о них различные истории.

Среди его учеников особо выделяется один, который был явно старше его и во многих смыслах мог бы быть скорее учителем Будды. Его звали Конданна. На седьмой день после рождения его пригласили во дворец вместе с семью предсказателями, чтобы они угадали будущее принца Сиддхаттхи.

Только Конданна смог предсказать, что Сиддхаттха станет Чаккаваттином или Буддой.

Именно в его уста традицией вкладываются слова о том, что если принц не увидит болезни, старости и смерти, то станет императором Вселенной, но если увидит, то уйдет из арийского клана, обескровив царство и оставив его без наследника, но станет Пробужденным, Буддой. Именно это предсказание обеспечило безоблачное и беззаботное существование принца в богатстве, в силе и здоровье за пределами феноменов болезни, старости и смерти. Его отцу, королю клана шакьев, Шуддходане, не хотелось ухода сына в саманы, он хотел преумножения силы клана через реализацию императора Вселенной.

Конданна, судя по мифу, был одним из пятерых лесных братьев-отшельников, с которыми вместе постигал сущностью духовного поиска Готама. 

Когда Готама достиг пробуждения, нирваны и прочитал первую проповедь, Конданна стал его учеником, положив начало существования сангхи. Через пять дней после присоединения к Будде он достиг архатства.

Во многих смыслах, Конданну можно считать единственным человеком на Земле, который был спутником жизни Татхагаты, начиная от рождения до реализации его буддовости. Конданна считался первым толкователем доктрин и первым миссионером буддизма.

Состарившись, Конданна стал отшельником и поселился в джунглях, где обитали дикие слоны. Его жизнь является примером для монахов араннаваси (лесные монахи).

В некоторых монастырях тхеравады рядом со скульптурным изображением Будды можно увидеть статуи, а на традиционных живописных иконах (сюжетных образах) двух монахов – справа от Будды находится изображение Сарипутты, слева – изображение Маудгальяяны (пали: Маха Моггалланы).

Согласно палийским традициям, они были наиболее способными учениками Готамы. Эти два монаха – самые уважаемые архаты после Будды в странах тхеравады, и наиболее ревностные буддисты кладут к их ногам лепестки лотоса в знак уважения их заслуг перед буддизмом.

Сарипутте принадлежит выдающаяся роль в концептуализации буддизма. Если Будда Шакьямуни указал путь к спасению, то Сарипутта разработал это учение и дал ему теоретическое объяснение, которое легло в основу «Абхидхамма-питаки».

Он родился неподалеку от Раджагаха и происходил из семьи брахмана и был назван Упатиссой. Получил прекрасное образование, был богат и жизнерадостен.

В молодости он дружил с Колитой (в будущем Маха Могалланой). Но однажды на празднике им пришла одна и та же мысль, что все эти веселящиеся люди умрут, не дожив до 100 лет, и что следует искать путь к избавлению от страха смерти. Они присоединились к секте странников, но не найдя ответа на мучивший их вопрос, как достичь бессмертия, отправились бродить по Индии. В конце концов, они встретили учеников Будды, которые привели их к Пробужденному.

Упатисса вошел в общину под именем Сарипутта, а Колита – под именем Маха Моггаллана. Сарипутта, слушая проповеди Готамы, достиг ниббаны через две недели после вступления в сангху.

Сарипутта сопровождал Будду в течение всей жизни и принадлежал к ближнему кругу носителей Дхармы, к апостолам буддизма. Одновременно, он является автором философского учения буддизма («сверх-Дхармы» «Абхидхамма-питаки»). Во многих смыслах эта корзина является вершиной интеллектуальной рефлексии буддизма, которая и по сей день непосильна для людей среднего ума и способностей.

Маха Моггаллана также родился неподалеку от Раджагаха и происходил из семьи брахмана и был назван Колита. Он был хорошо образованным молодым человеком, богатым и жизнерадостным.

На седьмой день после вступления в сангху, когда Маха Моггаллана погрузился в медитацию, на него нашла усталость и апатия ко всему окружающему. Будда, заметив это, объяснил Моггаллане цель медитации, и тот, преодолев усталость, довел до конца свое упражнение. Таким образом, уже на седьмой день Моггаллана постиг сущность трех верхних ступеней и достиг нирваны.

Моггаллана обладал сиддхи – сверхспособностями (по-тайски – иттхи, на санскрите – риддхи). Сам Будда был наделен властью сиддхи и не отрицал, что с их помощью можно летать по воздуху, стать невидимым, быть ясновидцем, читать мысли других людей. Однако Будда считал демонстрации сиддхи ненужным тщеславием и запрещал своим ученикам, постигшим силу этой власти, демонстрировать ее перед другими монахами.

Моггаллана считался крупнейшим знатоком сиддхи (конечно после Будды). Его ненавидели противники буддизма и сторонники секты Девадатты. Однажды, когда Моггаллана посетил район Каласила, на него напала группа наемных бандитов. При первом и втором их нападении он поднимался в воздух, но затем осознал, что это нападение предопределено его предшествующей каммой. Поэтому он позволил бандитам зверски побить себя. Думая, что он мертв, бандиты бросили его в кусты и убежали. Моггаллана с помощью сиддхи срастил поломанные кости и полетел к учителю, чтобы отдать тому последнюю дань уважения. Затем он вернулся в Каласилу, где и умер в соответствии с его каммой (кармой).

Махакассапа (Махакашьяпа, Кашьяпа) был сыном губернатора. В жизни его звали Пипапхали. В возрасте 20 лет он женился на красивой девушке по имени Бхадда, равной ему по знатности и богатству. Они договорились после свадьбы воздерживаться от половых сношений. После смерти своих родителей они, раздав все имущество, стали аскетами и разошлись в разные стороны. Кассапа вступил в буддийскую общину, где следовал трем строгим практикам. Он председательствовал на первом буддийском соборе, собранном через три месяца после ниббаны Будды, как старейший архат того времени.

Упали был сыном парикмахера, служившего царской семье в Капиллавасту. Он уговорил принцев из рода Шакьев – Бхадда, Ануруддху, Ананду, Бхаггу, Кимилу и Девадатту – присоединиться к Будде и по просьбе этих принцев считался старейшиной буддийской общины. Упали был специалистом Винаи и декламировал ее положения на первом соборе.

Ананда – один из главных учеников Будды Шакьямуни, часто называемый Хранителем Дхармы.

Согласно преданию, он пришел на землю из мира Тушита и был рожден в один день с Буддой Шакьямуни. Его отцом был Амритодхана, брат Шуддходаны. Таким образом, Ананда был двоюродным братом Сиддхартхи.

Ананда вступил в сангху на второй год после начала Буддой проповеди Дхармы вместе с другими принцами из рода шакьев, такими как Бхаддия, Ануруддха, Бхагу, Кимбила и Девадатта.

Первые двенадцать лет после Пробуждения Татхагата не имел постоянного помощника, но на двенадцатый год на собрании монахов объявил, что приближается к старости и нуждается в постоянном слуге и помощнике, который будет во всем следовать его воле. Таким слугой стал досточтимый Ананда, и он оставался в этом качестве до самой Паринирваны Будды.

Имя Ананды часто произносится на религиозных церемониях и упоминается в канонической литературе. Ближайший ученик Будды, он 33 года неразлучно сопровождал своего Учителя, а впоследствии пересказал все слышанное им от Будды. Рассказы Ананды, которые он излагал от имени Будды, составили наиболее объемную часть Типитаки – «Сутта-питаку».

Ананда своей неразговорчивостью и исполнительностью завоевал симпатии всей буддийской общины. Он повсюду следовал за Буддой, разделяя с ним радости и заботы. Ночью, когда Будда спал, Ананда девять раз обходил это место с палкой и свечой, оберегая сон своего Учителя от всяких неожиданностей. Именно Ананда посадил священное дерево Бодхи перед постоянным местом пребывания Будды – монастырем Джетавана, и это дерево многие столетия было объектом поклонения всех буддистов.

Ананда первым попросил Будду принять в сангху женщин. Он повторял свою просьбу несколько раз, и после долгих колебаний Будда согласился и основал буддийскую общину для женщин. После паринирваны Будды Ананда принял участие в первом соборе архатов, а затем вел строгую аскетическую жизнь. Он был единственным учеником Будды, который достиг архатства ни сидя, ни лежа, ни стоя, ни при ходьбе (а в момент, когда начал ложиться на кровать).

В комментариях к «Дхаммападе» рассказывается, что жители долины реки Рохини ходили слушать его проповеди Дхармы. Ананда висел в воздухе со скрещенными ногами над рекой и предавался самоуглубленному созерцанию. Однажды, когда ему было 120 лет, он созерцал элемент огня. Внезапно из его тела вырвалось пламя, тело распалось на две половины, одна половина упала на одном берегу, вторая – на другом. Таковым способом он решил вступить в Паринирвану.

Рассказ о жизни тхеро Сивали является весьма фантастичным. В предыдущей жизни был царем, армия которого осаждала город, обрекая жителей на голод. Это ухудшило камму Сивали, и при рождении он пробыл в животе матери 7 лет, 7 месяцев и 7 дней. Страдая от этого, его мать однажды сосредоточила свои мысли на учении Будды и родила сына без всякой боли.

Когда Сивали подрос, он стал учеником Сарипутты. Во время посвящения в монахи Сивали вспомнил свои страдания в животе матери и осознал истину Дхармы, так он стал архатом. Сивали пользовался большим уважением у мирян, которые несли ему подарки, где бы он ни был.

Единственный сын Гаутамы Рахула в семь лет так же стал учеником Сарипутты. Это опечалило царя Шуддходану, так как царская семья осталась без наследников, и царь попросил Гаутаму не посвящать юношей в монахи без согласия их родителей. Будда уважил эту просьбу и установил правило, согласно которому для посвящения детей в монахи требуется согласие родителей. Рахула достиг Нирваны вскоре после получения высшего монашеского посвящения в возрасте 20 лет (упасампады).

Эти восемь архатов часто представлены в виде изображений бхикшу, сидящих на коленях – в позе почитания – вокруг Будды. Эти архаты занимают следующие позиции по отношению к Будде: восток – Конданна, юго-восток – Махакассапа, юг – Сарипутта, юго-запад – Упали, запад – Ананда, северо-запад – Сивали, север – Моггаллана, северо-восток – Рахула.

Тхеравада – самая древняя из 18 буддийских школ. Она сохранила наиболее близкие к первоисточнику элементы учения Будды.

Согласно палийскому канону, Тхеравада возникла в результате великого раскола сангхи около 350 лет до н. э. Тем не менее, можно сказать, что Тхеравада возникла еще при жизни Будды. Она сопровождала его в осмыслении проповедей, которые читал Будда своим ближайшим ученикам. В некотором смысле, Тхеравада – первый уровень и первый отклик понимания буддизма в ближайшем социальном окружении Будды.

Именно поэтому в данной традиции Будда представляется реальной личностью, наделенной как слабыми, так и сильными, а в иной момент и сверхчеловеческими, качествами.

Будда призывал воздерживаться от всех видов зла, накапливать в себе лишь добро и очищать свои мысли от пагубных желаний. Тхеравада включает в себя понимание четырех благородных истин, восьмеричного благородного пути и закона зависимого происхождения, провозглашенного Буддой.

Все жизненные явления в Тхераваде объясняются опосредованно, через взаимосвязь прошлых и будущих поступков, кармы и випаки, а мирские феномены понимаются как субъекты трех категорий (трилакшана): анитья (непостоянство), дуккха (неудовлетворительность) и анатман (бессамостность).

В классическом буддизме тхеравады випакой (плод, результат) садханы (духовной практики) является возможность стать Буддой в этом рождении и в этом теле, которая обосновывается примером самого Татхагаты, а также положением о том, что в каждом существе наличествует «естество» будды.

В таком случае, вроде бы, зачем изучать психологию буддизма, если намного эффективнее просто вступить в сангху, буддийскую общину.

Становясь монахом или монахиней каждый из наших читателей может проявить свою «буддовость», без всякой психологии, просто живя по единым правилам «Виная-питаки».

Но тут возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, для женщин буддийский монашеский путь либо невозможен, либо труден. Женских буддийских общин очень мало. Даже в Шри-Ланке, где около 7000 монастырей, женских всего 20. А если совсем честно, за три недели жизни в Шри-Ланке автор этой книги не встретил ни одной монахини-буддистки.

Во-вторых, современному человеку трудно стать бхикшу в изначальном понимании этого слова, то есть нищенствующим монахом, живущим на подаяния мирян. Ассоциации, которые подобный образ жизни вызывает у современного человека, не самые перспективные и радужные: он видит и знаком с нищенствующими, но относит их к социальному дну. И даже если мужчине одеть желтые или оранжевые одеяния, а женщине белые одежды, картина не поменяет своего основного содержания, а станет только более театральной и бутафорской.

В-третьих, даже если стать монахом в монастыре и не связываться с подаяниями, ты обязан будешь соблюдать 227 правил для бхикшу или 311 для бхикшуни, изложенных в «Пратимокше».

Эти предписания разделяются на 7 групп.

Первая группа – это наиболее тяжелые проступки (их 4), за которые монах должен быть немедленно изгнан из сангхи: любое занятие сексом, воровство, преднамеренное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен сверхъестественными способностями.

Вторая группа – это 13 тяжелых проступков, за которые провинившийся должен нести покаяние перед общиной; в их числе: соприкосновение с женщиной в сладострастных целях, оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество.

Третья группа – серьезные проступки, связанные с имуществом (их 32).

Четвертая группа – проступки, требующие искупления (их 92).

Пятая группа – проступки, требующие покаяния.

Шестая группа – проступки во время обучения, ведущие к ложным делам (их 75).

Седьмая группа – проступки, связанные с ложью.

Соблюдение всех 227 правил «Пратимокши» для европейского человека означало бы не жить: в основном он только тем и занимается, что нарушает эти правила, а для многих людей эти нарушения являются или целью, или смыслом жизни. 

Вне сомнения, гений буддийского монашеского пути доступен. Любой человек земли может стать буддистом.

Но даже становление послушником предполагает соблюдение 10 предписаний-запретов: 1) не убивать живых существ, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и «Виная-питаку» и готовиться к высшему посвящению (упасампада – посвящения в монахи). Как уже упоминалось выше, послушничество для иноверцев по наказу Будды продолжается не менее 4 месяцев.

Посвящение в монахи весьма демократично и просто даже для среднего европейца: нужно трижды произносить несколько общеизвестных формул типа «я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в сангхе».

Также у человека, который посвящается в монахи, спрашивают, не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монашеского одеяния, как его имя и, наконец, как имя его наставника.

Как видно из процедуры, основная масса европейцев и россиян вполне могли бы стать буддийскими монахами.

Но монашеская жизнь предполагает особый жизненный уклад, который имеет мало общего с мирскими чувствами, отношениями и поведением, привычным для светского человека.

Распорядок дня буддийской общины обусловлен правилами «Виная-питаки»: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать пищу можно только в первой половине дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня.

Все свободное время монахи должны учиться, читать священные тексты, заниматься буддийскими психотехниками, разнящимися от школы к школе и от монастыря к монастырю. Помимо того, монахи принимают участие в многочисленных церемониях, беседуют с верующими, в некоторых монастырях выполняют хозяйственные работы.

Логика продвижения по службе в буддийской духовной иерархии вряд ли понравится современному европейцу.

Монахи изучают санскрит и пали и запоминают дословно священные тексты. Монах старается запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним.

Автоматическое запоминание или «зубрежка», подвергающаяся жесткой критике в современных педагогических системах, в буддийской традиции является приоритетной.

После 10 лет пребывания в сангхе и приобретения определенной суммы знаний прилежный монах получает соответствующую степень, которая в разных странах буддийского мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень.

В соответствии с традицией, монахи не имеют право участвовать в социальной, экономической и политической жизни общества.

Эта установка является ведущей уже в течение более чем 2500 лет. В отличие от других религиозных систем, где власть и религия, политика и духовенство часто интегрированы в единое целое, а иногда духовная власть является более решающей и могущественной (вспомним христианское средневековье), в буддизме основной долг монаха – это духовная жизнь и практика. На наш взгляд, это совершенно справедливо, т.к. парамита (санскр. «переправа», «средство спасения»), совершенно невозможна в реальной социальной жизни. Достижение состояния архата предполагает восхождение по многим ступеням совершенства. Это 10 элементов парамиты: милостыня (дана), обеты (шила), терпение (кшанти), старание (вирья), медитация (дхьяна), мудрость (праджня), помощь другим (упая), глубокое желание давать просветление другим (пранидхана), совершенствование десяти сил (бала), применение трансцендентного знания (джняна).

Таким образом, изучение буддизма традиционными методами погружения в социокультурную среду (сангху) безусловно связано с проблемами выполнения монастырских предписаний, в том числе затрагивающих уклад жизни, и влечет за собой большое количество организационных трудностей.

Также стоит отметить когнитивные и мотивационные трудности. Непонятность смысла изучения пали и санскрита, когда уже все переведено на мировые языки, непонятность цели запоминания огромного количества текстов, когда существуют множество других способов фиксации и передачи знания, все это делает монастырское служение во многом абсурдным.

Но самое тяжелое в этом смысле – это необходимость полностью закласть свое Эго, свою уникальную личность и жизнь с привычными для себя способами адаптации и самореализации, полностью ограничить свою личность как минимум 227 правилами ради достаточно эфемерного состояния самадхи или нирваны.

К сожалению, в силу множества определенных и важных обстоятельств современный человек не может воспользоваться стратегией «слабого Эго». Стратегия «слабого Эго» – «отдаться» традиции, делегировать свою волю, способ мышления, свободу, выбор, ценности, экзистенциональные смыслы на предусмотрение традиции.

Это делается для

-   возникновения смыслов, интроецированных из традиции,

-   возможности использовать ценности и картину мира традиции,

-   обретение силы через сопричастность к общине.

Если мы не готовы отдать свою волю, осознание и уникальный способ чувствования, понимания реальности и взаимодействия с жизнью прокрустову ложу традиции, мы должны сделать другой выбор.

Выбор по-своему понимать традицию и жить в ней со своим осмыслением, из своей силы, из своих решений и представлений.

В этой ситуации, не надевая белые или оранжевые одежды, мы позволяем себе понимать буддизм, так же, как своим умом понимали Нагарджуна, Ананда, Сарипутта, Махакашьяпа, Падмасамбхава, Асанга, Бодхидхарма или современный Далай-лама – из точки критической и самостоятельной рефлексии:

-   Что думал Будда, когда говорил…

В дальнейшем мы будем исходить из того, что нам дана свобода мыслить буддизм. В этом контексте мы опять возвращаемся к идее Четвертого Колеса Знания.

Более того, мы настаиваем на той идее, что современный буддизм реально существует ТОЛЬКО как Четвертое Колесо Знания – в мышлении, рефлексии, чувствовании, понимании, представлении, осознании, критическом дискурсе мыслящего буддизм человека и реализации в поведении, деятельности.

Текст, который будет излагаться далее, должен раскрывать это мышление с опорой на современный уровень развития психологии.

В конце концов, вся история буддизма и весь современный буддизм – это попытка понять, о чем же говорил Будда.

И еще нам хочется понять, о чем молчал Пробужденный.

И почему молчал.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 372; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!