Первая корзина. «Виная-питака»



«Виная-питака» (дисциплинарные правила для монахов) включает 3 раздела: «Суттавибханга», «Кхандхака», «Паривара».

«Суттавибханга» содержит 227 правил поведения для монахов («Патимоккха») и свыше 300 для монахинь.

Раздел «Кхандхака» состоит из двух подразделов – «Махавагга» и «Чуллавагга».

В «Махавагге» перечисляются правила вхождения в буддийскую общину, последовательность ритуала упосатхи (исповеди) и чтения «Патимоккха», правила монашеской жизни во время сезона дождей, порядок распределения одежды среди монахов на церемонии катхина, способы наказания, в том числе за ересь.

«Чуллавагга» содержит перечень проступков перед сангхой, ведущих к исключению из нее, а также условия восстановления в статусе монаха; правила омовения, одевания, пользования предметами обихода; перечисляются типы ересей, степени учености. Здесь же излагается история 1-го собора в Раджагрихе и 2-го – в Вайшали.

Раздел «Паривара» является катехизисом для монахов, в нем классифицируются дисциплинарные правила.

 

Вторая корзина. «Сутта-питака»

«Сутта-питака» – изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. Поэтому любая сутта начинается со слов: «Так я слышал, однажды...», затем называется место, где произносилась сутта, и нередко перечисляются присутствующие (архаты, цари, Боги и т. д.).

В «Сутта-питаке» пять разделов (никая) – «Дигха» (собрание пространных поучений), «Мадджхима» (собрание средних поучений), «Самъютта» (собрание связанных поучений), «Ангуттара» (собрание поучений, большее на один член). «Кхуддака» (собрание малых сочинений).

«Дигха-никая» состоит из 34 сутт, разделенных на три раздела (вагга): «Силаккхандха», «Маха», «Патика». В разделе «Силаккхандха» рассказывается, каким образом выявляются ложные рассуждения о природе бытия и самости; об истинных путях к просветлению; о бесполезности знания Вед и брахманских методов спасения; о вреде демонстрации сверхъестественных способностей; о сущности морали, самадхи, мудрости.

Раздел «Маха» посвящен главным образом медитации как способу познания; в нем же находится знаменитая сутра «Махапариниббана», повествующая о смерти Будды и переходе его в состояние нирваны.

В разделе «Патика» осуждается аскетизм; излагается история чакравартина (всемирного правителя); обсуждается вопрос о происхождении веры; дается классификация типов людей и нормы поведения для мирянина; излагается учение Будды в понимании его учеником Сарипуттой.

«Мадждхиманикая» состоит из 152 сутт, разделенных на 15 вагг. В них Будда поучает своих учеников, монахов, мирян, знатных и незнатных, земные и небесные существа каким образом отличать добрые дела от недостойных, как контролировать свои мысли, слова и поступки; к чему приводит гнев и ненависть; что такое дхарма, невежественное и просветленное сознание; объясняет сущность 5 скандх, дуккхи, татхагаты, бодхисаттвы, нирваны. Несколько сутт посвящены спорам Будды с джайнами, изложению учения Будды в толковании Сарипутты, Пунны, Моггалланы и других его учеников.

«Самъюттаникая» состоит из 2889 сутр, объединенных в 56 групп (самъютта), которые разделены на 5 вагг: «Сагатха», «Нидана», «Кхандха», «Салаятана», «Маха».

В разделе «Сагатха» повествуется о трудностях, которые приходится преодолевать тем, кто становится на восьмеричный путь.

В разделе «Нидана» объясняется сущность закона зависимого происхождения.

Раздел «Кхандха» посвящен изложению сущности скандх, составляющих самость человека и способы освобождения от этих скандх, привязывающих личность к «колесу жизни».

Раздел «Салаятана» объясняет характер функционирования шести органов (глаза, уши, язык, нос, тело, мысль), порождающих желания, и способы преодоления таких желаний, вызывающих неудовлетворенность и страдания.

В разделе «Маха» описываются последние шаги по восьмеричному пути, ведущие к освобождению, просветлению, нирване.

«Ангуттараникая» включает 2308 сутт, разделенных на 11 групп (нипата), каждая нипата делится на вагги, содержащие по 10 или более сутт.

Первая группа – описание единичных явлений: мысль, любовь, добро, Будда, Сарипутта, Махакашьяпа и др.

Вторая группа содержит рассуждения о парных явлениях: два вида кармы, обученный – необученный, правильный – ложный.

Третья – о тройственных характеристиках и т.д. и т.п.

В 11-й группе излагаются 11 видов счастья, путей, ведущих к нирване и добру; 11 негативных характеристик пастуха и монаха.

«Кхуддаканикая» состоит из более чем 2200 историй, поучений, афоризмов, разделенных на 15 сборников.

Первый сборник, «Кхуддака-патха» («Собрание кратких положений»), включает три раза повторяемую формулу «Я ищу убежище в Будде, я ищу убежище в дхарме, я ищу убежище в сангхе»; пять повседневных заповедей буддиста: «не убей, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй одурманивающих веществ»; 10 вопросов к послушнику; знаменитую сутту – благословение (мангала); поэму о трех драгоценностях: Будде, дхарме, сангхе; формулы передачи религиозных заслуг (пунья) духам умерших родственников; поэму об истинной дружбе и др.

Следующее сочинение – «Дхаммапада», в которой собраны 423 наиболее важных изречения из различных текстов палийского канона. Считается, что «Дхаммапада» содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. «Дхаммапада» – настольная книга буддистов.

«Удана» содержит 80 важных изречений Будды, изложенных в стихах и прозе.

«Ити-вуттака» включает 112 сутт, посвященных объяснению сущности гнева, страсти, гордости, похоти и других негативных состояний, которым противопоставляются дружелюбие, милосердие, скромность, справедливость и т.д.

«Сутта-нипата», содержащая 71 поучение, описывает эпизоды жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти, заблуждений, ведущих к созданию неблагоприятной кармы. Поучения обращены к монахам, мирянам, королям, божествам. В этих суттах отражена общественная и религиозная жизнь Древней Индии, споры по морально-нравственным вопросам между представителями различных религиозных учений. Имеются сведения о рождении царевича Гаутамы, о его уходе из мирской жизни, о царе Магадхи Бимбисаре, принявшем буддизм, и т.п.

«Вимана-ваттху» и «Пета-ваттху» посвящены описанию 11 уровней существования камалоки (Сферы Страстей буддийской космологии).

«Вимана-ваттху», содержащая 85 поэм, рассказывает о том, как происходит накопление религиозных заслуг, улучшающих карму, что ведет к возрождению на верхних небесных уровнях. Затем описывается жизнь на небесных уровнях существования.

«Пета-ваттху», включающая 51 поэму, повествует о жизни на низших уровнях, где существа лишены разума и страдают до тех пор, пока не иссякнет негативное действие кармы.

Затем следуют два собрания сутт: «Тхера-гатха» и «Тхери-гатха», воспевающие подвиг монахов и монахинь, отказавшихся от мирской суеты ради достижения просветления.

«Тхера-гатха» содержит 264 поэмы, «Тхери-гатха» – 73 поэмы. Назначение этих поэм – вдохновить мирян на религиозные подвиги.

«Джатака» – рассказы о 550 жизнях царевича Гаутамы, предшествующих его последнему рождению на земле. По существу, это собрание сказок и легенд народов Азии, положительный герой которых отождествляется с бодхисатвой, т. е. Буддой в прошлых воплощениях.

«Ниддеса» – сборник комментариев на некоторые из разделов «Сутта-нипаты», приписываемые ученику Будды Сарипутте.

В суттах «Патисамбхидамагга» анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д.

«Aпaдана» – стихотворные рассказы о различных перерождениях известных монахов и монахинь.

«Буддхаванса» – поэтическое изложение жизни 24 будд, которые пред­шествовали Будде Шакьямуни. Традиция приписывает их самому Будде. Они связаны общей фабулой жизни Будды: от его предшествующей жизни при будде Дипанкаре, жизни на небе Тушита до просветления под деревом бодхи.

«Чария-питака» (последнее собрание «Кхуддаканикаи») содержит 35 историй из «Джатаки». Эти истории в стихах иллюстрируют 7 из 10 совер­шенств Будды.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!