Архитектура и искусство русского модерна.



Основная идея нового художественного движения - преобразование окружающей жизни красотой.Архитектурные объекты этого стиля отличает наличие оригинального фасада и высокой декоративности деталей, больших «магазинных» окон. Наиболее часто в этом стиле проектировались доходные дома, торговые ряды, заводы, вокзалы, выставочные залы. Внешний вид зданий, все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, и внутренний интерьер тщательно прорабатывались в едином эстетическом ключе. Сложность линий крыши, фасадов, окон определили потребность в использовании новых материалов: стали, бетона, стекла.В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник Бенуа и меценат Дягилев. В объединение входили очень многие художники: Бакст, Лансере, Сомов, Врубель, Серов и др. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна.Наиболее полно и ярко модерн проявился в сооружениях Шехтеля. Его лучшие архитектурные произведения в Москве - особняки Морозовой на Спиридоновке, Дерожинской в Кропоткинском переулке, Рябушинского на Малой Никитской улице, а также здания Ярославского вокзала и Московского Художественного театра.Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в целом пришелся на 1900—1903 гг. Cтиль модерн в работах Кекушева: особняк И. А. Миндовского, дом О. Листа, особняк Кекушевой, дом Носова.Одним из характерных представителей русского модерна в живописи был Врубель. Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон», «Царевна-лебедь»).«Мир искусства», одним из ярчайших представителей которого был Бакст – разносторонний художник, прославленный театральный декоратор, один из самых интересных деятелей модерна. Бакст выполняет рисунки для циклов костюмов в «восточном», «индийском», «античном» стилях, часто варьируя собственные находки из балетных постановок.Бенуа художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна. (Карнавал-на-Фонтанке, Летний сад при Петре Великом., Петергоф. Большой каскад).Сомов - один из художников прошлого века, кто в своем творчестве много внимания уделял воскрешению в живописи мира балов и маскарадов. Современный взгляд сочетается с картинками прошлого, романтически-причудливыми. (Вариации на тему "Арлекин и Смерть", Дама и Пьеро, Серия "Арлекин и дама"... разные варианты, разные маскарадные ситуации)

Русская скульптура первой четверти ХХ в.

Для скульптурных работ начала ХХ века характеры: необычайно острая и выразительная художественная форма, цельность объема, выразительность композиции основанная на строгом рисунке и безупречном конструктивном построении формы.Трубецкой – русский скульптор, близкий принципам импрессионизма в своем творчестве. Характерной особенностью его творчества является динамичная, текучая форма, насыщенная игрой света и тени. Поверхность его работ напоминает мазки на полотнах импрессионистов. Не случайно Трубецкой так любил бронзу, которая позволяет воспроизводить любые, самые тонкие нюансы пластики. Все эти черты с особой яркостью проявились в работе "Сидящая дама. Госпожа Хернхеймер". Другие известные произведения: Портрет И.И. Левитана; Портрет Л.Н. Толстого.Коненкову по праву принадлежит титул реформатора русской пластики. Из-под его резца вышли фантастические образы русского фольклора – знаменитая «лесная серия», поразившая современников необычной для того времени острой пластической гиперболой и смелой фантазией. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства, среди которых знаменитый «Бах», реалистические портреты друзей – Ф.И.Шаляпина, С.В.Рахманинова, Н.А.Павлова, С.А.Есенина, русских писателей – Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, учёных, в том числе знаменитый портрет А.Эйнштейна.Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. (Женский портрет (Спокойствие), Узник (Революция освободила), Парижанка в шляпке).Голубкиной были свойственны черты импрессионизма. В её работах очевидны глубокий психологизм и социальная окраска, драматизм, внутренняя динамика, эскизность и черты символизма. (Скульптуры:Кочка (бронза), Нина (мрамор), Пленники (мрамор))

60. Модернистские течения в европейском искусстве начала XX в.: фовизм, экспрессионизм, абстракционизм.Изобразительное искусство XX века характеризуется качественным разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве и обновлением художественных форм. В этот период в искусстве возникло множество новых художественных течений: модерн, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт и многие другие. В совокупности все эти художественные течения в искусстве составляют направление «модернизм».Фовизм - направление французского изобразительного искусства рубежа XIX-XX веков.Название закрепилось за группой художников, представивших свои полотна на парижской выставке 1905-го года. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям без светотеневой моделировки и линейной перспективы, стремление к эмоциональной силе, яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Яркими представителями фовизма можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена.Экспрессионизм — направление европейского искусства, получившее развитие в 1905-1920-х годах, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Яркие представители экспрессионизма – Эдвард Мунк, Эгон Шиле, Ф. Марк.Абстракционизм — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, для создания у зрителя разнообразных ассоциаций. Яркие представители абстрактного искусства - Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!