Реализм в русском искусстве конца 19-начала 20 вв.



В 1883 году в журнале «Вестник Европы» началась публикация работы В.В. Стасова «25 лет русского искусства». Из названия этого труда следует, что начало истории русского искусства отнесено Стасовым к концу 50-х годов XIX века. Он утверждал ,что только пройдя середину 19 века , искусство послепетровской России стало достойно названия русского. Мы не можем во всем согласиться со Стасовым, но безусловно верно,что конец 50-х годов это начало новой главы истории русского реализма. Начало этой главы Стасов связывает с поражением русского царизма в крымской войне 1853-1856. «Бунтом 14-ти» началась борьба художников за право на отражение в искусстве их интересов, общественных идеалов, оценки действительности с их позиций. Новое, разночинное демократическое искусство получило мощную поддержку в деятельности создателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова. Приступив в 1856 году к собиранию русского искусства, он единственный среди других собирателей художественных коллекций видел в этом не свое частное дело, но форму служения общему делу демократизации русской художественной культуры. Третьяков своей собирательской деятельностью поддерживал русское искусство в его стремлении к освобождению от оков академической риторики. Третьяков называл началом своей галереи картину художника Н.Г. Шильдера «Искушение». Написанная на сюжет федотовской сепии «Мышеловка», картина Шильдера риторичностью образа связана с академическими традициями. В ней нет ни глубины федотовского реализма, ни замечательного федотовского юмора. Но Третьяков оценил в картине Шильдера само стремление ее автора продолжить федотовскую традицию. Третьяков не ошибся, связав грядущий расцвет русского искусства с поворотом его интереса к реальному, к русской жизни. Поворот этот осуществился в творчестве поколения русских художников, вступивших на поприще искусства в начале 60-х годов. Крупнейшим из них был В.Г. Перов (1833—1882). В 1861 году появилась его картина «Сельский крестный ход на Пасху». В этой остро-сатирической картине с наибольшей определенностью проявился просветительский пафос русского реализма начала 60-х годов. Перов выступает в этой своей картине как обвинитель «темного царства» крепостнической России и видит главное зло русской жизни в ее подавлении темными силами средневекового невежества. Русский реализм XVIII и начала XIX века с его стремлением раскрыть прекрасное в человеке и мире его окружающем получил название реализма поэтического. В творчестве художников-шестидесятников развитие русского реализма пошло по пути обличения и критики. На смену поэтическому реализму пришел реализм, названный критическим. Это не значит, что искусство критического реализма было чуждо стремления к поэзии. (Перов)Поэтическое начало присутствовало в произведениях критического реализма, как отраженное в них негодующее чувство художника, «душа и страсть», вкладываемые им в образ. Если в начале 60-х годов, когда в русском искусстве жива была вера в реформу, Перов выступал по преимуществу как обличитель представителей «темного царства», то к середине 60-х годов в картинах художника начинают появляться образы угнетенных. Он создает замечательные произведения, рисующие народное горе, в центре которых стоят образы крестьян. Но в этих своих произведениях Перов далек от либерально-сострадательного отношения к страдающему народу. Так же как и великие русские писатели, он ищет в образах народа истинной человечности, возвышенной красоты и благородства чувств. В ряду лучших из этих произведений Перова - картина «Проводы покойника» (1865). Новый этап в развитии жанрового русского искусства начался в 1870 году. В этом году по инициативе московских художников, поддержанной петербуржцами, было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок и принят его устав. В Товариществе, в котором, в отличие от артели, личные интересы каждого члена объединения не ущемлялись интересами общины, русское демократическое искусство нашло жизнестойкую форму самоорганизации. Товарищество дожило до советской эпохи. В 1871 году состоялась первая выставка произведений художников, вошедших в Товарищество. Эти художники получили название «передвижники». С образованием Товарищества передовое направление русского искусства 2-й половины XIX века стало называться передвижничеством. В состав Товарищества входили художники, весьма различавшиеся между собой в характере творчества. К числу передвижников принадлежали такие резко противоположные художественные индивидуальности, как Мясоедов и Ге, Саврасов и Шишкин, Репин и Суриков, и т.д. Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа. Классическим временем в истории передвижничества были 70-е и 80-е годы. Во главе Товарищества на протяжении почти всего этого срока стоял Крамской (1837-1887). Роль Крамского в истории русского искусства не исчерпывается его личным творчеством. Она заключается и в организаторской деятельности самого Крамского, и в его направляющем, идейном влиянии на деятельность Товарищества. Начало 1880-х годов внесло серьезные перемены в жизнь русского искусства. Если передвижничество 70-х годов в поисках положительного идеала сосредоточило свое внимание на человеке, печалящемся о народе, то в 80-е годы оно перенесло свое внимание на самый народ. 80-е годы стали временем расцвета таланта И.Е. Репина (1844-1930), художника, еще в 70-е годы начавшего в русской живописи тему силы и мощи народа. Первым самостоятельным произведением Репина, написанным еще до окончания Академии, явилась картина «Бурлаки на Волге» (1872).В самом конце 90-х годов небольшая группа художников и любителей искусства образовала объединение «Мир искусства». Одной из особенностей, определявшей характер творчества художников «Мира искусства», составляла его камерность. Ограничение творчества камерными масштабами превращало мир собственно искусства в игрушечный мир, что иной раз вызывало ироническое отношение самих художников к своему творчеству. Художники основного ядра «Мира искусства» были убежденными западниками, хотя высоко ценили народно-национальную традицию русского искусства. Им был присущ интерес к русской культуре «петербургской» эпохи. Художники «Мира искусства» сыграли большую роль в развитии многих видов графики, искусства книжной иллюстрации, театрально-декорационного искусства. Самым значительным деятелем «Мира искусства» был А.Н. Бенуа начале XX века образовано другое объединение - «Союз русских художников». Оно возникло в Москве и собрало художников, тяготившихся «диктатурой вкуса». «диктатурой музея», которую олицетворял «Мир искусства». «Союз русских художников» хотел уйти от власти традиции, стать, ближе к современной теме, современной живописи, обновить свой художественный язык. Большое влияние оказал на этих художников импрессионизм. Они стремились оживить русскую живопись с помощью импрессионистических принципов. Важную роль в этом объединении играл К. Коровин. Художники, объединившиеся в направление под названием «Голубая роза», выступили против художников «Мира искусства». Они критиковали их приверженность к классической традиции, сюжетность произведений, определенность их образов. Искусство, по мнению представителей «Голубой розы», должно было выражать неясные ощущения, «внутреннюю музыку души». Предшественником «Голубой розы» был Борисов-Мусатов с бесплотностью его образов, с его блеклой живописью, с его призраками и видениями. Однако скоро сами голуборозовцы почувствовали тупик, в который они завели живопись, и стали искать возобновления ее жизненной силы путем усиления энергии формы. Одним из самых талантливых среди них был Н.Н. Сапунов (1880-1912). Он писал декорации к спектаклям символистского направления и картины, в которых стремился к повышенной красочности.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!