Реалистические тенденции в искусстве Франции середины 19 века.



Важную роль в искусстве Франции в период между революциями 1830 г. и 1848 г. сыграло реалистическое направление в пейзажной живописи — т. н. барбизонская школа. Этот термин идет от названия маленькой живописной деревушки Барбизон недалеко от Парижа, куда в 1830-1840-х гг. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Не удовлетворенные традициями академического искусства, лишенного живой конкретности и национального своеобразия, они стремились в Барбизон, где, внимательно исследуя все изменения, происходящие в природе, писали картины с изображением скромных уголков французской природы. Известным мастером барбизонской школы был Жюль Дюпре, в пейзажах которого присутствуют черты романтического искусства («Большой дуб», 1844-1855; «Пейзаж с коровами», 1850). Подлинным главой французского реализма является Жан Дезире Гюстав Курбе. Курбе работал с такой же основательностью и добросовестностью, как виртуоз ремесленник, и любил, когда его называли просто мастером из Орнана. Помимо тематических картин Курбе оставил многочисленные пейзажи, сцены охоты, натюрморты. Художник предпочитал писать горы, море, сильных животных, спелые плоды — все, что давало ему возможность передать бьющие через край стихийные силы природы. Третий ведущий представитель французского реализма — Жан Франсуа Милле (1814 — 1875) посвятил свое творчество разработке крестьянской темы. Труд крестьянина нелегок — художник показывает и преждевременно согнувшиеся спины, и загрубевшие руки, и усталые лица. Но в неторопливых движениях крестьян Милле, в их фигурах, господствующих над окружающим пейзажем, есть подлинное благородство и величие. Приглушенная гамма голубовато-серых, розово-красных тонов как нельзя лучше помогает передать неброскую красоту сельских тружеников и сельской природы. Милле был крупным пейзажистом. Домье активно вторгается своим искусством в гущу социальных и политических проблем, ему чужды созерцательность и покой. Домье выявляет внутреннюю сущность образов парламентариев, их тупое безразличие, апатию, духовное убожество. Карандаш мастера уверенно лепит формы светотенью, то становясь бархатно-черным, то растекаясь по бумаге серебристой россыпью. Домье клеймил в своих рисунках зверскую расправу правительства с народом («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», 1834), одним из первых в западноевропейском искусстве он создал образ борющегося пролетария («Свобода печати», 1834). За прошедшие десятилетия стиль художника заметно изменился. Домье стал работать темпераментной, подвижной линией, словно испытывающей воздействие окружающей световой среды. Изменившийся почерк графика свидетельствовал об усилении живописного начала в творчестве Домье. В своих живописных полотнах он отходит от карикатурных персонажей, заполнявших его графические листы, и с чувством живейшей симпатии изображает прачек, бурлаков, в образах которых подчеркивает естественную красоту и силу. Этими же чертами художник наделял и героев революционных боев.

Реалистические тенденции в русском искусстве середины 19 века. Творчество передвижников.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова ("Тройка", "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы"). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию. В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы. Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный и сын его Иван", замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи. Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов"Грачи прилетели", Ф.А.Васильев "Оттепель", Н.Н.Шишкин "Рожь"), лирического и задушевного (И.И.Левитан"Март", "Золотая осень", "Весна. Большая вода"), социально - философского (Левитан "Владимирка", "Над вечным покоем").


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 550; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!