Модернистские течения первой трети XX века.



Сюрреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения —Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали — художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм — это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро — «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.

Дадаизм (произошло от фр. dadaisme, dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - модернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны сознательный иррационализм и демонстративный антиэстетизм. Зародился во время Первой мировой войны в Цюрихе (Швейцария), как реакция на последствия войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства. Самые известные дадаисты: ХансАрп (1886-1966), Марсель Дюшан (1887-1968), Макс Эрнст (1891-1976), Филипп Супо (1897-1990), Тристан Тцара (1896-1963).

Кубизм и футуризм в европейском искусстве начала века.

Кубизм — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, ФернанЛежеРобер Делоне, Хуан Грис, ГлезМетценже. Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oтcube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвeпepвoйчeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмaocнoвывaлcянaдeфopмaции и paзлoжeниипpeдмeтoвнaгeoмeтpичecкиeплocкocти, плacтичecкoмcдвигeфopмы. Mнoгиepyccкиexyдoжникипpoшличepeзyвлeчeниeкyбизмoм, чacтocoeдиняяeгoпpинципы c пpиeмaмидpyгиxcoвpeмeнныxxyдoжecтвeнныxнaпpaвлeний — фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecкимвapиaнтoминтepпpeтaциикyбизмaнapyccкoйпoчвecтaлкyбoфyтypизм.

 

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoeтeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдяceбepoльпpooбpaзaиcкyccтвaбyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвeocнoвнoйпpoгpaммывыдвигaлидeюpaзpyшeниякyльтypныxcтepeoтипoв и пpeдлaгaлвзaмeнaпoлoгиютexники и ypбaнизмaкaкглaвныxпpизнaкoвнacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoйxyдoжecтвeннoйидeeйфyтypизмacтaлпoиcкплacтичecкoгoвыpaжeнияcтpeмитeльнocтидвижeниякaкocнoвнoгoпpизнaкaтeмпacoвpeмeннoй жизни. Pyccкaявepcияфyтypизмaнocилaнaзвaниeкyбoфyтypизм и былaocнoвaнaнacoeдинeнииплacтичecкиxпpинципoвфpaнцyзcкoгoкyбизмa и eвpoпeйcкиxoбщeэcтeтичecкиxycтaнoвoкфyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюсямножественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

Русские художественные объединения начала XX в.

«Мир искусства» — творческое объединение художников, существовавшее с конца 1890-х гг. до 1924 (с перерывами). В основное ядро объединения входили А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин. К «Миру искусства» примыкали К. А. Коровин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, С. Ю. Судейкин, Б. И. Анисфельд и др. Программа «Мира искусства» была противоречивой. Противопоставляя свою деятельность передвижникам и Академии художеств, «Мир искусства» был сторонником «чистого искусства». Вместе с тем художники объединения не порывали с реализмом, многие из них откликнулись на Революцию 1905, а в 1910-х гг. Наиболее сильные стороны деятельности «Мира искусства» — книжная графика и театральная декорацияДекорационным работам художников «Мира искусства» свойственны высокая культура, обогащение театра достижениями современной живописи, художественная целостность решений, тонкий вкус и глубина истолкования сценических произведений, в т. ч. балетных.

Союх русских художников (1903 23). Создан бывшими передвижниками и членами «Мираискусства», объединившимися в 1901 на «Выставке 36 художников». Первоначально включал московских (А.Е. Архипов, A.M.Васнецов, С.А. Виноградов и др.Стилистическое единство «Союз русскиххудожников» приобрел после выхода из него в 1910 изза творческих разногласий группы петербургскиххудожников. Для творчества основного ядра «Союза русских художников»(преимущественно пейзаж ибытовой жанр) характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах световоздушной среды, иногда тяготение кимпрессионизму.Союз русских художников» организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.

"Голубая роза" - объединение художников символистской направленности, возникшее в 1907 г. в Москве. В объединение входили живописцы и графики П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов и др. Для работ "голуборозовцев" характерно выраженное декоративное начало; создание своеобразных живописных произведений, сочетающих принципы станковизма и монументальности (картина-гобелен, картина-панно) с преобладанием элегической, мистико-иносказательной тематики.Работы художников "Голубой розы" отличает изысканность линейного ритма, тяготение к плоскостному решению, к мягкому, приглушенному колориту, часто - к тональной живописной организации композиции.Объединение прекратило свою деятельность в 1910 г. В 1925 г. в Москве состоялась ретроспективная выставка "Мастера "Голубой розы"".


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 565; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!