Советская архитектура 1930 – 1950 –х гг.



В начале 1930-х гг. резко усиливается воздействие государства на все сферы жизни общества. На фоне интенсивной индустриализации, свёртывания НЭПа, становления культа личности И.В. Сталина начинается формирование тоталитарной архитектуры. Расформировываются все свободные творческие группировки, идеологически опасными объявляются новаторские течения в архитектуре и искусстве, власть навязывает художникам конкретные требования к художественной форме творчества, выразившиеся сначала в частичном, а затем и в полном возврате к традиционализму. Централизация отечественного искусства воплотилась в форме творческих союзов, которые отражали иерархию работников искусства в СССР. Большой интерес представляет архитектура первой половины 1930-х гг., в которой неожиданным образом сплелись настроения современного движения и традиционалистской романтики первых послереволюционных лет. На этом относительно коротком этапе в советской архитектуре вновь проявляются тенденции модернизации и преобразования форм классики, возникшие в Европе в 1910-х гг., ведется разработка упрощённых ордерных построений. Начинают формироваться новые самобытные тенденции, близкие в формальном плане к европейскому и американскому ар-деко. В середине-конце 1930-х гг. - эпохе, отмеченной страшной печатью массовых репрессий, наметился первый затяжной кризис советской архитектуры. Продлился он до конца 1950-х гг. Этот период характеризуется полным возвратом к традиционным формам в русле прямого заимствования исторического наследия. Это фактически свело архитектурное проектирование к увражной и стилизаторской работе.

Огромная работа была проделана советскими архитекторами и реставраторами в процессе восстановления городов нашей страны после Великой Отечественной Войны. Реставрация важнейших памятников отечественной архитектуры, героически начатая военным поколением зодчих, не завершена и по сей день - настолько сильны были последствия той страшной войны.

После смерти Сталина и проведения известного кремлевского съезда строителей начинается новая насильственная смена направления развития архитектуры СССР. Крупномасштабная кампания по борьбе с излишествами, призванная вывести советскую архитектуру из глубокого кризиса, оборачивается резким возвратом к утилитаризму и низведением архитектуры до статуса инженерного дела. Вместе с тем, нельзя не отметить, что такие преобразования позволили найти решения ряда функциональных проблем, которые игнорировались в сталинской архитектуре: обеспечение государства массовым жильем, функционально качественными учреждениями обслуживания, переход на индустриальное производство строительных конструкций и т.д. В формальном плане архитектура возвращается к универсальной эстетике модернизма. В этот период начинается реабилитация теоретиков и практиков конструктивизма, изучается и переосмысливается их творческое наследие.

Искусство России послевоенного времени. Скульптурный комплекс в Волгограде, живопись «Сурового стиля».

Искусство России послевоенного времени. Скульптурный комплекс в Волгограде, живопись «Сурового стиля».Суровый стиль - одно из течений живописи, возникшее в СССР, конце 1950-х - начале 1960-х годов. Сюжеты работ, выполненных в «суровом стиле», как правило, брались художниками из трудовой жизни простых людей.Термин «суровый стиль» был введён критиками (в частности, А. А. Каменским) прежде всего по отношению к работам художников-шестидесятников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников.К предпосылкам и источникам возникновения «сурового стиля» относят изобразительное искусство СССР 1920-х годов, то есть досталинского периода. Сюда можно отнести творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др.Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, например Ренато Гуттузо.! К основным, наиболее известным, художникам «сурового стиля» можно отнести следующих мастеров советской и российской живописи:Оссовский Петр Павлович, Андронов Николай Иванович, Коржев Гелий Михайлович, Никонов Павел Фёдорович, Попков Виктор Ефимович, Салахов Таир Теймуроглы, Александр и Пётр Смолины, Обросов Игорь Павлович, Иванов Виктор Иванович.Суровый стиль в живописи! Художники сурового стиля наиболее последовательно отразили смысл перемен, происшедших в советской живописи 1960-х годов. Суровый стиль у разных художников получал свою оригинальную окраску.Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины - Александр и Пётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм человеческого характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений.Картина «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерна. «Истинный героизм полярников, романтический характер их профессии участвуют в произведении в качестве его глубокого смыслового подтекста.Полярники изображены в состоянии предельной усталости после долгой и изнуряющей работы в бесконечную полярную ночь. Однако по мере «рассмотрения» картины все в большей мере ощущается значительность, необычность этих людей, ведущих героическую жизнь в труднейших условиях, причем этот героизм - их профессиональная повседневность».

Скульптурный комплекс в Волгограде. Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11-е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Памятник «Родина-мать зовет!» выполнен по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом. Этот монумент – аллегорический образ Родины, призывающей всех людей объединиться, чтобы разбить врага. Проводя аналогию, можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывает своих детей дать отпор захватчикам. Силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» изображен на флаге и гербе Волгоградской области....

Изобразительное искусство первого послевоенного пятилетия теснейшим образом связано с предшествующим периодом — периодом Великой Отечественной войны. Художники стремились запечатлеть важнейшие события исторической битвы за свободу, раскрыть глубокие причины, обеспечившие победу СССР, — высокие моральные качества советских людей. В эти годы проводилась масса всесоюзных, республиканских и прочих выставок, приуроченных, как правило, к определенным датам. Важным событием стало учреждение Академии художеств СССР в 1947 г. Создавалось огромное количество работ, в большинстве своем продолжавших довоенные традиции социалистического реализма в живописи. Главные герои полотен – рабочие и колхозники (у доменной печи, у штурвала комбайна), партийные вожди, герои революции («Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» Б. Иогансона, «Зимний взят» Вл. Серова).В тоже время, из общего «хора» выбивались художники, затрагивающие тему Великой Отечественной войны. Здесь широко использовались традиции русского искусства, передвижников. Это картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин»), В. Костецкого «Возвращение». Левитановское начало чувствуется в послевоенных полотнах пейзажистов (Н. Ромадин «Времена года», «Северная серия»). Прекрасные портреты создали П. Корин, М. Сарьян, И. Грабарь.В связи с интенсивным строительством развивается монументально-прикладное искусство, где были заняты лучшие советские художники. Образы великих русских полководцев на плафонных мозаиках станции Московского метро «Комсомольская» принадлежат П. Корину. Советский павильон в Брюсселе на Международной выставке оформлял А. Дейнека.Первое послевоенное десятилетие оказалось самым бесцветным в истории советской культуры. Пожалуй, прав был У. Черчилль, что демократия – это плохо, но ничего лучшего человечество еще не придумало.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1661; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!