Победа ислама над национальными предрассудками



Удивительно то, что исламские народы зачастую следовали предписаниям ученых, которые с точки зрения национальности отличались от них. Например, в древности иранцы преимущественно исполняли повеления Шафаи, который был арабом. Некоторые иранские ученые такие, как имам Альхармин Джавини и Газали Туси испытывали сильную неприязнь по отношению к Шафеи и иранцу Абу Ханифа. В последующие эпохи иранцы стали шиитами и принял имамат праведных халифов, которые являются курайшитами и хашемитами.

В предписаниях религиозных деятелей иногда можно увидеть положения, которые с точки зрения национальных предрассудков являются удивительными, так как выше этих предрассудков они ставят могущество, господство и победу ислама.

В исламском праве в разделе, касающемся брака, существует вопрос относительно «равенства»; то есть имеется в виду, все ли национальности равны друг другу с точки зрения брака? Здесь заслуживает внимания предписание Абу Ханифа, иранца по происхождению. Абу Ханифа, высказывает свое мнение, подобное мнению человека, исповедующего арабский национализм, он утверждает, что иранец не пара арабу, и мужчина иранец не может взять в жены арабку. Однако другие правоведы (такие, как Малек ибн Онс, хотя он сам является арабом) говорят так: нет, с этой точки зрения иранцы и арабы не имеют различий. Сафиан Сури также, являясь арабом, выносит такое же решение. Алламе Халли, один из крупнейших шиитских факихов, также араб по происхождению, приводит в книге «Наставления факихам» решение Абу Ханифа и говорит: «Слова Абу Ханифы неверны. В исламе одинаково равны знатный аристократ и эфиопская невольница». Далее он говорит: «Причиной этого является то, что великий пророк устроил брак своей двоюродной сестры Дабаат и Мекдада Ибн Асвада Канди, который был чернокожим, а когда ему возразили, он ответил так: «для того, чтобы супруги были на одном уровне»[70].

Предписание Абу Ханифы вызывает удивление, а причиной его, как признают сами сунниты, является недостаточная осведомленность Абу Ханифы о жизни и практике пророка. Однако отсюда можно понять, что в ту эпоху среди мусульманских ученых не существовало национальных предрассудков.

С одной стороны занимательная история в по этому поводу, которая упоминается в книгах по исламскому праву, свидетельствует о сильном чувстве превосходства арабов по отношению к неарабам, а с другой стороны –  является примером удивительной победы ислама над национальным фанатизмом. Можно прочитать следующее: «Салман Фарси посватался к дочери Омара. Омар, хотя и не был полностью свободен от некоторых предрассудков, в силу того, что ислам запретил подобные предубеждения, дал свое согласие. Абдулла, сын Омара, по причине своих предрассудков пришел в ярость, однако ничего не мог поделать против воли отца. Тогда он прибег к помощи Омара ибн Альаса. Тот сказал: «я решу этот вопрос». Как-то Омар встретил Салмана и сказал так: «поздравляю, я слышал, ты хочешь удостоиться чести стать зятем халифа. Салман ответил: «если это считается честью для меня, то я не поступлю так» и отказался от своего намерения».

Иранский шиизм

Большинство иранского народа, начиная с эпохи Сефевидов, стали шиитами. Безусловно, в этом отношении невозможно сомневаться в том, что Иран в большей степени, чем какая-либо другая страна, был подходящей почвой для семени шиизма. Ни на одну другую страну шиизм не оказал такого глубокого воздействия, как на Иран, и с течением времени готовность Ирана к принятию шиизму постоянно возрастала. Если бы в духе иранского народа не существовало бы основания для этого, Сефевидам не удалось бы, взяв власть в свои руки, сделать иранский народ шиитами и последователями семьи Пророка.

Истинно, что как причиной того, что Иран стал шиитским, так и причиной того, что Иран стал мусульманским, является одно: иранцы видели, что их дух соответствует духу ислама, они обрели в исламе все то, что было ими утрачено. Иранский народ, который естественно был разумным народом, и, кроме того, обладал культурой и цивилизацией, в большей степени, чем другие народы, выказывал зачарованность исламом и преданно служил ему. Народ Ирана в большей степени, чем другие народы, уделял внимание духу и значению ислама. По этой причине внимание иранцев к семье Пророка было большим, чем у других народов, и шиизм получил среди иранцев большее распространение. То есть иранцы обрели дух и смысл ислама в семье Пророка, только лишь члены семьи Пророка отвечали на вопросы и реальные потребности духа иранцев.

Справедливость и равенство было тем, что более всего влекло жаждущий дух иранцев к исламу. Веками иранцы были лишены этого и жили в ожидании этого. Иранцы видели людей, которые без малейших предрассудков соблюдали принципы справедливости и равенства ислама, и испытывали по отношению к ним бесконечно теплые чувства. Этими людьми были члены семьи Пророка. Семья пророка – убежище исламской справедливости, особенно с точки зрения мусульман неарабского происхождения.

Если мы уделим немного внимания арабскому национализму и фанатизму, который осуществлялся при поддержке некоторых халифов в отношении мусульман неарабского происхождения, а также защите равенства между мусульманами и отсутствие дискриминации между арабами и неарабами, которую предоставляет Али Ибн Аби-Талиб, эта истина полностью проясняется.

В «Бахар», т.9, глава 124 со ссылкой на «Кафи» передается следующее:

«Однажды к повелителю правоверных пришла группа иранцев, они жаловались на арабов и говорили: пророк не признавал никакой дискриминации в отношении мусульман неарабского происхождения в отношении раздела казны или брака, казну он делил поровну, а Салман, Белаль и Сахиб во времена пророка брали в жены арабских женщин. Однако сегодня арабы считают, что между ними и нами есть разница». Али пошел и поговорил об этом с арабами, однако безуспешно. Они закричали: «Это невозможно, невозможно». Али, разгневавшись из-за этого, пришел к иранцам и сказал: «Как ни жаль, они не готовы обращаться с вами как с равными и вести себя как мусульмане, обладающие равными правами. Я советую вам избрать своим уделом торговлю, и Господь благословит вас».

Муавия в известном письме, которое он отправил Зияду Ибн Абия, правителю Ирака, писал так: «следи за иранцами мусульманами, никогда не относись к ним, как к равным арабам, арабы имеют право брать их жен, а они не имеют права брать жен у арабов, арабы наследуют их имущество, а они не наследуют имущества арабов, им предоставляется меньше прав, им поручаются низкие работы, при выборе имама арабам отдается предпочтение, неарабы не становятся в первый ряд при молитве, не поручай им охрану и суд».

Однако когда между иранской и арабской женщиной случаются разногласия и дело доходит до ведома Али, Али никогда не делает различия между ними. Когда это вызывает протест со стороны арабки, Али протягивает руку, берет с земли две пригоршни земли, бросает взгляд на эту землю и тогда говорит: «Сколько я ни размышляю, не вижу разницы между этой землей». 

Этим благородным примером Али указывает на известное изречение пророка, который говорил: «Все люди от Адама, а Адам из земли, арабы не имеют превосходства над персами, превосходство заключается в благочестии, не в происхождении, не в положении, не в принадлежности к какой-либо народности или нации. Когда все происходят от Адама, а Адам происходит из земли, к чему же утверждение о превосходстве одного народа над другим?[71]

В «Сафинат-аль-бахар», глава «Правитель» говорится:

«Однажды в пятницу Али произносил речь, стоя на минбаре, сделанном из кирпича. Ашас Ибн Кайс Кинди, который был известным арабским полководцем, сказал: «О, повелитель правоверных, ты приблизил к себе этих краснолицых (то есть иранцев), и они стали угоднее тебе, чем мы. Затем, разгневавшись, он сказал: «Сегодня я покажу, как поступают арабы». Али сказал:

«Эти сластолюбцы целыми днями отдыхают в своих мягких постелях, а они (моули) жаркими днями работают во имя Бога. А теперь просят меня, чтобы я их удалил от себя и проявил несправедливость. Клянусь Богом, который расколол зерно и создал Адама, что я слышал слова Пророка: «Клянусь Богом, как сначала вы будете предавать мечу иранцев во имя ислама, так иранцы во имя ислама будут потом предавать мечу вас».

Также в «Сафинат аль-бахар» говорится:

«Макире, сравнивая Али и Омара между собой, всегда говорил: доброта и склонность Али к иранцам всегда была большей, а Омар напротив не любил их».

«Однажды некто сказал Имаму Садеку:

«Люди говорят, что всякий, кто не является чистокровным арабом или рабом, низок». Имам спросил: «Что значит чистокровный раб?» Тот ответил: «Тот, чьи родители были рабами». Имам спросил: Каким же преимуществом обладает чистокровный раб»? Тот ответил: ведь пророк сказал так: рабы каждого народа – от них самих, значит, раб, чистокровного арабского происхождения подобен самим арабам. Значит, выше других тот, кто является или чистокровным арабом, или чистым рабом, который происходит из арабов».

Имам сказал: разве ты не слышал, что пророк сказал: «Я повелитель тех людей, у которых нет повелителя, я повелитель всех мусульман, будь они арабами или неарабами. Разве тот, чей повелитель пророк, не от него?

Затем Имам добавил: «Кто из них благороднее? Тот ли, кто от пророка и соединен с пророком или тот, кто происходит от неотесанного араба, мочащегося на собственную пятку?»

Затем он сказал так: тот, кто принимает ислам по своей воле и желанию, гораздо благороднее того, кто принимает ислам из страха. Эти лицемерные арабы стали мусульманами из страха, а иранцы приняли ислам по доброй воле и стремлению».

Подобных примеров, свидетельствующих о том, что политика дискриминации и различения между арабами и неарабами имела место в мусульманском мире, а праведные имамы, как правило, сопротивлялись этой политике, можно найти множество в истории ислама. Одного этого было достаточно для того, чтобы иранцы, которые с одной стороны более других уделяли внимания духу и истине ислама, а с другой стороны в большей степени, чем другие народы, страдали от этой дискриминации, стали приверженцами семьи пророка.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!