Поражение иранцев от мусульман



Столкновение мусульман с иранским государством, и, наконец, победа, одержанная ими над властью Сасанидов, является одним из тех событий, которое наилучшим образом явило иранцам величие и истинность ислама.

В эпоху, когда мусульмане вели войны с государством Сасанидов, Иран, несмотря на все внутренние смуты и расколы, с военной точки зрения представлял собой грозную силу. Иран той эпохи невозможно было сопоставить с мусульманами того времени. В те времена в мире существовали две могущественных империи – Иран и Византия. Остальные страны либо находились под их протекторатом, либо были их вассалами. Иранцы того времени во много раз превосходили мусульман, как с точки зрения военного искусства, оружия и военного оснащения, так и с точки зрения количества войска, провианта и других возможностей. Мусульмане арабы даже не были знакомы с военной техникой той эпохи на том уровне, на котором с ней были знакомы иранцы и византийцы. Их уровень владения военной техникой был далек от совершенства, поэтому никто в то время не мог предсказать то грандиозное поражение Ирана, которое нанесут ему мусульмане.

Здесь вероятно следует сказать, что причиной победы, одержанной мусульманами, было их воодушевление, приданное им верой, ясные цели, вера, убежденность в своей исторической миссии, полная уверенность в победе, и, наконец, их непоколебимая вера в Господа и Судный день.

Конечно, значительная роль этого фактора в одержанной победе не подлежит сомнению. Самоотверженность и бесстрашие мусульман, их слова, которые сохранились для истории, свидетельствуют о том, что их вера в Господа, воскрешение и истинность посланнической миссии пророка и свою историческую миссию была абсолютной. Они верили, что лишь Аллах достоин поклонения, что они должны принести спасение народам, поклоняющимся идолам в любой форме и любом виде, они полагали, что их долг – принести людям веру в единого Бога, утвердить социальную справедливость и освободить угнетенных от оков притеснителей.

Слова, произнесенные ими в разные времена для объяснения своих целей, свидетельствуют о том, что они поступали абсолютно сознательно и руководствовались ясной и определенной целью. Они действительно в полном смысле этого слова возглавляли движение, и  действительно, были тем, о чем говорил Али: «несомненно, на остриях своих сабель они несли свои светлые идеи»[50]. Однако, люди, питающиеся подачками со стола эксплуататоров, недостойно ставят движение ислама в один ряд с нападением Александра Македонского или нашествием монголов.

Все это так, однако, одной силы духа и веры мусульман все же было недостаточно для того, чтобы они смогли одержать такую победу. Как бы там ни было, не представляется возможным, чтобы они, имея такое небольшое количество войска и находясь в тех условиях, о которых мы уже говорили, могли вступить в сражение с такой силой, как государство Сасанидов, и полностью его уничтожить[51].

Численность населения Ирана того времени приблизительно определяют как сто сорок миллионов человек[52], бесчисленное количество из которых были солдатами, тогда, как общее количество воинов ислама, принимавших участие в войне с Ираном и Византией, не достигало и шестидесяти тысяч. Ситуация была такова, что если бы например, иранцы отступали, это количество людей затерялось бы среди иранского народа. Однако, несмотря на это, как мы уже сказали, власть Сасанидов пала и была уничтожена навсегда от руки именно этого количества мусульман.  

Поэтому, основную причину поражения Ирана следует искать в ином месте.

Недовольство иранского народа

Истиной является то, что важнейшим фактором поражения власти Сасанидов следует считать недовольство иранцев произволом и притеснением, которые были присущи обстановке в государстве, идеологии и традициям того времени.

С точки зрения как восточных, так и западных историков является неоспоримым то обстоятельство, что состояние власти, а также социальная и религиозная обстановка в стране находились в стадии такого упадка, что ею был недоволен почти весь народ.

Причиной этого недовольства не были события последних нескольких лет после правления Хосрова Парвиза, так как, если бы дух народа основывался на каком-либо жизнеутверждающем режиме или идеологии, временное недовольство не стало бы причиной отказа народа от борьбы перед лицом общего врага. Напротив, если национальный дух жив, пусть даже внешне ситуация выглядит безнадежной, в такие времена народ сплачивается, откладывает внутренние разногласия и сообща начинает отражать нападение общего врага, примеров чего мы неоднократно наблюдали в истории.

Как правило, нападение врага способствует большему единению и ликвидации внутренних противоречий, но это только при условии, что в этой стране существует живой дух, который берет истоки из ее религии или власти.

В наше время мы видим, что арабы, невзирая на противоречия и разобщенность, которые существуют между ними, а также факт колонизации, от которой они страдают, появление общего врага, то есть Израиля, стало фактором их единства, ибо это постепенно объединяет их силы и сознание. Само по себе это является доказательством существования живого духа у этого народа.

Общество Ирана того времени представляло собой удивительное сословное общество, и этому обществу были присущи все отличительные особенности, которые обычно существуют в подобных обществах. Сословные различия были развиты до такой степени, что отличались даже храмы огня, предназначенные для различных сословий. Только представьте себе, что мечети для богатых отделены от мечетей для бедноты; какой дух может присутствовать у народа?! Сословия общества были закрытыми, никто не имел права перейти из одного сословия в другое, традиция и законы того времени никогда не позволили бы ребенку сапожника или рабочего обучиться грамоте; обучение и образование было доступно лишь детям знати и жрецов.

Каким бы ни было изначально зороастрийское учение, оно было до такой степени искажено жрецами, что разумный иранский народ никогда не мог искренне, все сердцем верить в него. Более того, по мнению исследователей, если бы в то время на иранскую землю не пришел ислам, эта страна была бы постепенно завоевано христианством, которое вытеснило бы учение зороастризма. Христиане, а не зороастрийцы составляли интеллигенцию и класс образованных людей Ирана того времени, а также его научные и культурные центры. Зороастрийцы до такой степени погрязли в высокомерии, предрассудках и ложных традициях, что утратили возможность размышлять о науке, культуре, справедливости и свободе. В действительности приход ислама в Иран нанес больший урон христианству, нежели зороастризму, так как в Иране оно утратило весьма подходящую почву для своего учения.

Безразличие иранского народа по отношению к власти, религиозному аппарату и духовенству, стало причиной того, что иранские воины неохотно сражались с мусульманами, а во многих случаях даже помогали им[53].

Эдуард Браун в первом томе «Истории иранской литературы», с.299 пишет:

«Данный вопрос (был ли навязан ислам иранцам силой, или же он был принят ими добровольно?) прекрасно освещает профессор Арнольд, преподаватель университета Алигарха в своем уникальном труде, посвященном учению ислама. Указывая на нетерпимость и бескомпромиссность зороастрийских жрецов, он пишет: «Жрецы демонстрировали враждебность не только по отношению к ученым других религий, но также и по отношению ко всем другим религиозным течениям Ирана – манихейству, маздакизму, христианским мистикам (гностикам) и т.д. По этой причине они были объектом сильной неприязни и ненависти со стороны значительной части общества. Поведение притеснителей жрецов по отношению к последователям других религий и учений стало причиной того, что в сердцах многих подданных Ирана пробудилась сильная ненависть и отвращение к зороастрийской религии и падишахам, которые поддерживали жрецов-угнетателей, а завоевание арабов рассматривалось как спасение и освобождение Ирана из лап угнетателей.

Затем Эдуард Браун так продолжает свои слова:

«…а также несомненно, что огромная часть людей, принявших новую веру, сделала это по доброй воле, как и то, что это было делом их выбора и желания. Например, после поражения Ирана при Кадисии четыре тысячи солдат Дейлама (возле Каспийского моря) посоветовавшись, приняли решение добровольно принять ислам и присоединиться к арабскому народу. Эта группа оказала помощь арабам в захвате Джалула, а затем вместе с мусульманами осела в Куфе. Другие также, один за одним, принимали ислам добровольно и по собственному желанию».

Законодательство, традиции и власть в Иране в эпоху, когда появился ислам, были таковы, что они вынудили весь иранский народ быть готовыми к пришествию новой власти и новой религии. Именно по этой причине, когда Иран был завоеван мусульманами, иранский народ не только не проявлял враждебности по отношению к ним, но и сам приложил много усилий к процветанию ислама.

Доктор Сахиб Аз-Замани в книге «Дибачеи бар рахбари» пишет:

«основная масса народа не только не ощущала в себе желания сопротивляться притягательной силе мировоззрения и идеологии ислама, носящей антиклассовый характер, но и обрела в ее лозунгах то, к чему она ценой стонов, слез и крови стремилась на протяжении веков,  чего она жаждала и ради чего жертвовала своими жизнями[54].

«В начале эпохи ислама первому поколению иранцев не пришлось столкнуться вместо освободительных лозунгов новой религии с обманчивыми лозунгами пропаганды, привлекательными снаружи и пустыми внутри. Пророк ислама неоднократно повторял: «Я человек, такой же, как и вы» и «Между чернокожим абиссинцем и знатным курайшитом не существует другой разницы, как в воздержании и благочестии». Кроме того, в лице праведных халифов, в особенности Али, они легко обрели реальный пример праведного правления, который скорее напоминал сон и сказочную мечту, и которое было настолько лишено роскоши и пышности, что сами они не могли и мечтать об этом. Один из наиболее волнующих моментов столкновения этих двух мировоззрений (столкновение упаднической идеологии Сасанидов и новой идеологии ислама) мы можем наблюдать на берегу Евфрата, когда Али, повелитель правоверных, собирал силы для похода на Сирию, в котором принимали участие и освобожденные иранские крестьяне города Анбара. Благодаря этому случаю была произнесена одна из наиболее прекрасных и волнующих речей Али, этого несравненного полководца, которая навсегда вошла в историю мировой политики в назидание будущим руководителям мира. Силы Ирака готовились к походу на Сирию; крестьяне прекрасного города Анбара по обычаю древнего Ирана выстроились на берегу Евфрата, чтобы встретить благословенный кортеж повелителя правоверных. Когда пришло время, они выбежали вперед. Они встретили Али, который ничем не выделялся среди других солдат, криками радости и возгласами ликования. Этот великий полководец так осудил обычай иранцев возвеличивания и прославления своего руководителя: «…Всевышний Господь не одобряет таких действий, по мнению повелителя правоверных это достойно осуждения, свободомыслящие и благородные люди также никогда не запятнают себя таким позором… Подумайте, станет ли разумный навлекать на себя гнев божий?..»[55]

Доктор Сахиб Аз-Замани затем пишет так:

«Ислам принес абсолютно новую философию управления народом; он рассматривал «пастуха» как охранника «стада», но не «стадо» – как средство насыщения кровопийцы пастуха, походящего нравом на волка. Ислам считался певцом народной свободы. Правитель для народа или народ для правителя? Это был тот новый вопрос, который противопоставил ислам и философию политики древнего мира, в том числе и Сасанидского Ирана. Подобный вопрос никогда не возникал перед народом на протяжении семисотлетнего периода, во время которого велись войны между Ираном и Византией. Эгоистическая политика обеих империй ничем не отличалась друг от друга: народ для правителя, народ – жертва привилегированных классов… Простой, лишенный роскоши шатер Али находился в Куфе, а представители простого народа, в том числе и иранцы, могли беспрепятственно общаться с ним. Они не только были наслышаны о простоте его образа жизни, но и имели возможность убедиться в этом воочию. Поэтому, если угнетенный иранский народ откликнулся на этот призыв, в этом нет ничего удивительного»[56].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!