Послание ислама, предназначенное всему миру



Некоторые европейцы утверждают, что целью Пророка в начале своей пророческой миссии было лишь стремление направить племя курайшитов на путь истинный, однако, увидев успех своего дела, он решил обратить свой призыв ко всем арабам, а также другим народам.

Это утверждение не является ничем иным, как низкой клеветой, так как, помимо того, что оно не подтверждается ни одним историческим свидетельством, оно противоречит принципам и смыслу, которые можно извлечь из первых аятов Корана, ниспосланного великому пророку.

В священном Коране есть аяты, которые были ниспосланы пророку в Мекке в самом начале его пророческой миссии, тем не менее, они адресованы всем людям.

Одним из таких аятов, является аят из суры «Скручивание», одной из небольших по объему сур Корана. Эта сура входит в число мекканских, то есть тех, которые были ниспосланы пророку в начале его пророческой миссии. Вот этот аят: «Это ведь только увещевание мирам»[29]. Разве это напоминание и предупреждение о бодрствовании не относится ко всем жителям мира?

В другом аяте из суры «Саба» сказано: «И мы послали тебя только ко всем людям вестником и увещателем, но большая часть людей не знает»[30].

В суре «Пророки» также сказано: «И написали Мы уже в Псалтыри после напоминания, что землю наследуют рабы мои праведные»[31].

В суре «Преграды» также говорится: «Скажи: о люди! Я – посланник Аллаха к вам всем»[32].

В Коране вы нигде не встретите обращения: «О арабы!», или же: «О курайшиты!». Верно, что в Коране иногда встречается обращение: «О вы, которые уверовали!». Данное обращение относится именно к верующим людям, которые приняли учение пророка (в этом отношении это обращение также универсально; оно относится к каждому верующему, к какой нации или народности он бы ни принадлежал). В других же случаях, где речь идет о всех людях, употребляется обращение «О люди!».

Здесь присутствует еще один момент, который подтверждает мировой характер учения ислама, а также широту взглядов этой религии. В Коране можно встретить и другие аяты, из содержания которых можно сделать вывод о выражении определенного рода безразличия к арабскому народу с точки зрения принятия ислама. Смысл этих аятов можно передать следующим образом: ислам не нуждается в вас, если вы не примете ислам, в мире существуют другие народы, которые примут ислам всем сердцем и душой. Из этих аятов можно даже сделать тот вывод, что, согласно священному Корану, дух этих других народов является более подготовленным к принятию ислама и более соответствующим этой религии, нежели дух арабов. Эти аяты хорошо передают всемирную сущность ислама, ибо в суре «Скот» сказано так: «Это – те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество; если не уверуют в них эти, то Мы поручим это людям, которые в это будут веровать»[33].В суре «Женщины» также говорится: «Если Он пожелает, то уведет вас, о люди, и приведет других. Поистине, Аллах – мощен на это!»[34]И в суре «Мухаммад» говорится следующее: «А если вы отвернетесь от Корана, то Он заменит вас другим народом, которые не будут вам подобны»[35]. Комментируя этот аят, имам Бакир говорит: «Под другим народом подразумеваются моули (иранцы)».

Имам Садек также говорит: «Сбылось предупреждение, данное Кораном, о том, что арабы отвернутся от слова Аллаха, и Господь послал вместо них моули (иранцев), которые приняли ислам всем сердцем и душой»[36].

Одним словом, в наши задачи не входит сейчас утверждение, что этим другим народом были иранцы или какой-либо другой народ. Мы хотим подчеркнуть, что с точки зрения ислама арабский или какой-либо другой народ были равны перед ним в отношении принятия или отказа от этой религии. Сами же арабы неоднократно становились объектом порицания вследствие того безразличия, которое они проявляли к исламу. Ислам стремится объяснить арабам, что, вне зависимости от того, примут они эту веру или нет, эта религия добьется успеха, так как ислам не является религией, предназначенной лишь для какого-либо определенного народа.

Другим вопросом, о котором было бы уместно здесь напомнить, является то обстоятельство, что выход определенной идеи, веры, идеологии за определенные границы и завоевание ими других далеких стран и народов свойственно не только исламу. Все великие религии, а также великие учения мира не обрели такого принятия на своей родине, из которой вышли, какое получили в других странах. Например, Христос родился в Палестине (в одной из стран Востока), а в настоящее время на Западе христиан проживает больше, чем на Востоке. Подавляющее большинство европейцев и американцев являются христианами; с точки зрения географии, они не имеют с Христом ничего общего. В то же время сами палестинцы являются мусульманами, либо иудеями; если и есть среди них христиане, их количество крайне незначительно. Разве европейцы и американцы ощущают какую-либо отчужденность по отношению к христианству?

Мне неизвестно, отчего сами европейцы, которые распространяют эти сеющие раскол идеи, никогда не рассуждают подобным образом в отношении самих себя, и распространяют эти идет только в качестве средства осуществления своей колониальной политики. Если ислам для иранца является чужеродным явлением, таким же чужеродным явлением является и христианство для европейца.Причина ясна; они почувствовали, что в мусульманских странах Востока лишь ислам, являющийся независимой жизненной философией, дает народу этих стран дух независимости и сопротивления. Если не будет ислама, ничто другое не сможет бороться с черными замыслами колонизаторов.

Как известно, Будда был рожден в Индии, однако последователями его учения стали миллионы людей в Китае и других странах.Хотя учение Заратуштры не получило широкого распространения и не вышло за пределы Ирана, тем не менее, наибольшее распространение зороастризм получил не в Азербайджане, который, как говорят, был родиной Заратуштры, а в Балхе.И Мекка, родной город пророка, не приняла сначала его религию, тогда, как Медина, находящаяся на расстоянии многих километров от Мекки, встретила его с радостью.

От рассмотрения различных религий мы переходим к рассмотрению идеологий и мировоззренческих систем. Самой известной и могущественной идеологией в современном мире является коммунизм. Где появился коммунизм, порождением чьего мышления он был, и какие народы приняли его? Карл Маркс и Фридрих Энгельс, заложившие основы коммунизма, были немцами. Карл Маркс провел последние годы своей жизни в Англии. По прогнозам самого Маркса, английский народ должен был принять коммунизм ранее других народов, однако ни английский, ни немецкий народ не оказались под властью этой идеологии, а народ Советской России воспринял его. Маркс никогда не предсказывал, что его учение вместо Англии и Германии получит распространение в далеком Советском Союзе или Китае.Здесь снова следует задать вопрос ярым националистам: отчего народы Советского Союза и Китая не проявляют свои националистические чувства и не отвергают коммунизм по причине того, что он пришел из-за рубежа, и противоречит их национальным чувствам? Если вы спросите это у них, они рассмеются и скажут:

Не прибегай к защите от  демонов, когда пред тобой  человек

Ибо не властны надо мной  традиции и обычаи

Данное обстоятельство, когда учение покидает свою родину и получает большую важность и влияние за ее пределами, не является чем-то новым. Ислам в начале своего пути предвидел это развитие событий и, порицая арабов, отвернувшихся от Корана, принес всем людям благую весть о блестящем будущем своей общины среди других народов[37].

Критерии ислама

Когда возник ислам, среди арабов были широко распространены почитание родственных связей, а также гордость за свое племя и происхождение. Арабы того времени не слишком гордились своей принадлежностью к арабской нации, так как еще не существовало арабского народа в той форме, в какой арабы могли бы противопоставить себя другим народам. Той формой общности между людьми, которая была предметом гордости арабов, было племя и клан. Арабы гордились своими племенами и кланами. Однако ислам не только не только не покровительствовал этим предрассудкам, но и вел с ними активную борьбу. В священном Коране ясно и прямо сказано: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый»[38]. Этот аят, разъяснения, подтверждение великого пророка и образ его поведения по отношению к людям другой национальности и других арабских племен полностью определил путь ислама.

Впоследствии, когда господство Омейядов и их политика, противоречащая исламу, привели к тому, что некоторые арабы выдвинули на первый план арабское происхождение и разожгли тем самым огонь межплеменной и межнациональной розни, другие мусульманские народы, в особенности некоторые иранцы, поднялись на борьбу с ними. Избрав своим девизом упомянутый аят, они стали называть себя «сторонниками равенства», и нарекли себя «шу’убитами», от арабского слова «шу’убан» - «народы», которое упоминается в вышеприведенном аяте. Согласно мнению некоторых толкователей Корана и повествованиям имама Садека, под словом «кабаиль» «племена» подразумевались общества, которые, подобно арабам, вели племенной образ жизни, а под словом «шу’уб» «народы» - национальные единицы, чей образ жизни соответствовал более крупному общественному формированию. Поэтому, причина самоназвания «шу’убитов» ясна, данное название свидетельствует о том, что движение шу’убитов было движением, направленным против арабского национализма и защищающим принципы ислама; таковой, по крайней мере, была основа этого движения. Если случайным образом борьба немногочисленной группы людей привела к их антагонизму с исламом, это не говорит о том, что движение шу’убитов носило антиисламский характер[39]

По признанию всех историков, великий Пророк ислама часто повторял следующую фразу: «Все вы – дети Адама, который был сотворен из земли, араб не может превосходить человека другой национальности, разве только в благочестии»[40].

По преданиям великий Пророк считал недостойным гордиться ушедшими поколениями, а людей, занимающихся подобными делами, он сравнивал с навозными жуками. Само предание выглядит так: «Гордящиеся своим происхождением пусть оставят это и знают, что исток этой гордости – не что иное, как адский пепел. Если они не прекратят это, в глазах Бога они будут ниже, чем навозные жуки, которые переносят нечистоты на своих носах»[41].

Салман Ирани и Белал Хабши пользовались у пророка таким же почетом и уважением, как и например, Абузар Гуффари, Мекдад Ибн Асвад Кинди и Омар Яср, а так как Салман Фарси смог превзойти других в благочестии, он удостоился титула «сподвижник пророка»[42].

Великий пророк всегда следил за тем, чтобы среди мусульман не вспыхивали межнациональные распри, которые вызвали бы ответные действия со стороны других мусульман. На войне среди воинов мусульман был Ахад, молодой иранец. Этот иранский юноша, нанеся удар одному из врагов, с гордостью сказал: «Этот удар нанес тебе я, молодой иранец». Пророк почувствовал, что эти слова могут вызвать неприязнь других; он немедленно задал юноше вопрос: «отчего ты не сказал так: я, молодой воин пророка[43], отчего предметом твоей гордости стало не то, что относится к твоей религии и убеждениям, а с то, что связано с твоим происхождением?»

В другом случае пророк сказал: «является ли отец человека арабом или нет, не имеет никакого значения, это лишь вопрос языка. Если поступки человека не могут способствовать его возвышению, ему не помогут в этом ни его знатность, ни его происхождение»[44].

В книге «Рузе-йе кафи» можно прочитать следующее: «Однажды Салман Фарси находился в мечети пророка, где присутствовали также и другие известные и знатные сподвижники посланника Аллаха. Разговор зашел о происхождении присутствующих людей. Каждый рассказывал о своем происхождении и превозносил свой род. Дошла очередь и до Салмана. Ему сказали:  «поведай нам о своем происхождении». Этот мудрый мусульманин вместо того, чтобы начать превозносить славу своего рода, сказал следующее: «Мое имя Салман, я сын одного из рабов Аллаха. Я был заблудшим, и Господь с помощью пророка направил меня на верный путь. Я был беден, и Господь с помощью пророка сделал меня ни в чем не нуждающимся. Я был невольником, и Господь с помощью пророка освободил меня. Вот рассказ о моей жизни и моем происхождении».

В это время вошел пророк и услышал слова Салмана. Пророк обратился к этой группе людей, состоявшей из курайшитов, и сказал: «О курайшиты, что значит кровь? Что значит происхождение? Почет и знатность каждого человека – это его религия, благородство человека зиждется на его нравственности, поведении, личности и характере, а происхождение каждого человека составляют разум, понимание и разумение. Может ли происхождение быть превыше разума? Вместо того, чтобы гордиться истлевшими костями, гордитесь своей религией, нравственностью, разумом и пониманием»[45]. Подумайте, можно ли произнести слова более высокие и более логичные?!

Напоминания пророка о беспочвенности национальных предрассудков оставили глубокий след в сердцах мусульман, в особенности, мусульман неарабского происхождения. Благодаря этому для мусульман (арабского и неарабского происхождения), ислам был своим и близким, а угнетение, национальный фанатизм и дискриминация со стороны халифов династии Омейядов не смогли заставить мусульман неарабского происхождения разочароваться в исламе. Хорошо известно, что политика халифов резко противоречила принципам ислама, а протесты простых мусульман против халифата были вызваны ее расхождением с законами ислама.

Ислам иранцев

Благодаря всему вышесказанному, был прояснен вопрос о критерии того, насколько какой-либо феномен является для определенного народа своим или чуждым. Также мы выяснили, что ислам удовлетворяет первому условию, он не чужд иранскому народу, ибо ему присущи универсальность, гуманность и отсутствие национальной специфики.Стало ясно, что критерии ислама есть критерии всеобщие, универсальные и общечеловеческие, а не племенные, национальные или расовые. Ислам ни в коем случае не ограничивает себя рамками национальных, расовых или племенных предрассудков, а наоборот ведет с ними борьбу.

Теперь же мы хотим узнать, отвечает ли ислам второму условию или нет? То есть, получил ли ислам в Иране всеобщее признание или нет? Другими словами, был ли успех ислама в Иране обусловлен его высоким и гуманным содержанием, предназначенным для всех людей на земле, и иранцы приняли его добровольно, или же, как полагают некоторые, данная религия была навязана иранскому народу вопреки его желанию.

Конечно, мы не стремимся утверждать, что единственным фактором притягательности ислама для людей неарабского происхождения было универсальный и всемирный характер его учения, или другими словами, принцип равенства всех мусульман. Склонность народов к исламу обусловлена целым рядом преимуществ данной религии, некоторые из которых относятся к идеологии и мировоззрению, другие же – к нравственности, социальной и политической сферам. Вероучение ислама с одной стороны разумно и рационально, а с другой – естественно и понятно. Учение ислама обладает особым влечением и особой притягательной силой, и в силу этого притяжения оно привлекло к себе различные народы. Всеобщие, всемирные и универсальные критерии ислама являются одним из его достоинств и входят в число тех черт, которые придают этой религии особую силу и притягательность. Мы сейчас не будем говорить о других преимуществах ислама. В связи с темой «народа» мы рассмотрим здесь именно данный фактор.

Прошло приблизительно четырнадцать веков с тех пор, как иранцы оставили свои прежние верования и приняли мусульманское вероучение. В течение этих веков сотни миллионов иранцев рождались с мусульманской религией, и, пройдя свой жизненный путь, вручали свои души Творцу.Среди мусульманских стран, кроме, возможно, Саудовской Аравии, нет другой страны, в которой проживало бы такое количество мусульман, как в Иране. Даже в Египте, считающем себя столпом ислама, не проживает такое количество мусульман, как Иране (конечно, при условии сохранения пропорции). Поэтому следует прояснить, был ли ислам иранцев на протяжении четырнадцати веков принудительным, или же, они приняли его всем сердцем?

К счастью, история Ирана и ислама, несмотря на все происки, которые хотят осуществить колонизаторы, полностью ясна, и для того, чтобы лучше ознакомить уважаемых читателей с истиной, мы вынуждены кратко рассмотреть основные вехи истории Ирана и вернуться к самому началу прихода ислама на эту землю.

Начало ислама в Иране

Как свидетельствует история, великий Пророк спустя несколько лет после своего переселения (хиджры) направил правителям различных стран письма, в которых он сообщал им о своей пророческой миссии и призывал их примкнуть к исламской религии. Одно из этих писем было адресовано и Хосрову Парвизу, падишаху Ирана, в котором пророк призывал его принять ислам. Однако, как всем нам известно, Хосров Парвиз был единственным, кто проявил неуважение к письму пророка, разорвав его. Сам по себе, этот поступок свидетельствовал о глубоком разрушении нравственных устоев, имевшем место в правящем аппарате Ирана. Ни один другой падишах, правитель или император не позволили себе того, что сделал иранский правитель. Некоторые из них направили пророку ответное письмо, сопроводив его дарами. Хосров повелел падишаху Йемена, который был наместником иранской власти, навести справки о человеке, который объявил себя пророком, и имел смелость написать ему письмо, упомянув свое имя перед именем падишаха, а в случае необходимости доставить его ко двору Хосрова. Однако же, «они хотят затушить свет Аллаха своими устами, а Аллах завершает свой свет, хотя бы и ненавистно это было неверным»[46]. Посланники падишаха Йемена еще находились в Медине, когда власть Хосрова пала, а он был зарезан рукой своего собственного сына. Великий пророк сообщил об этом посланникам йеменского падишаха. Они в изумлении принесли вести падишаху Йемена, а спустя некоторое время выяснилось, что все было именно так, как и говорил пророк. После этих событий сам падишах Йемена и многие жители этой страны стали мусульманами, а вместе с ними ислам приняли и многие иранцы, живущие в Йемене. В то время в силу определенных исторических причин, изложенных в книгах по истории, в Йемене проживало много иранцев, а власть в Йемене была полностью иранской. Также при жизни великого пророка вследствие распространения учения ислама, мусульманами стали многие жители Бахрейна, который в то время был местом проживания иранцев, как исповедующих зороастризм, так и принадлежащих другим религиям. Мусульманином стал даже правитель Бахрейна, который назначался иранским падишахом. Поэтому, ислам приняли те иранцы, которые проживали на территории Йемена и Бахрейна.

Конечно, если принимать во внимание личности отдельных людей, то вероятно первым иранцем, принявшим ислам, был Салман Фарси. Как известно, вера этого великого сына Ирана была так велика, что его называли почетным титулом «Салман, сподвижник пророка». Салман пользуется почетом не только у шиитов, сунниты также считают его одним из наиболее выдающихся мусульманских сподвижников. Те, кто побывал в Медине, знают, что вокруг Мечети пророка написаны имена великих сподвижников пророка – исламских имамов. Среди имен великих сподвижников, запечатленных там, присутствует и имя Салмана Фарси.

Этого уровня взаимоотношений иранцев с исламом при жизни пророка было достаточно, чтобы многие из них познакомились с истинами ислама. Естественно, само по себе это способствовало тому, чтобы весть ислама достигла Ирана, а его народ в большей или меньшей степени познакомился с ним. Особенно, следует принять во внимание то обстоятельство, что, как еще будет сказано, состояние религии и власти в Иране было таково, что люди жаждали нового слова, жили в ожидании спасения. Любая весть такого рода быстро зажигала огонь в глазах людей. Люди естественно задавались вопросом: что есть основные принципы этой новой религии? Что есть другие ее вопросы?  

Так было, пока не пришло время правления Абу Бакра и Омара. В конце периода правления Абу Бакра и на протяжении всего периода правления Омара, в результате войн, которые велись между Ираном и мусульманами, почти вся территория страны оказалась в руках мусульман, а миллионы иранцев, проживающих в этой стране, близко узнали мусульман и постепенно приняли ислам.

Здесь мы включаем раздел, который был подготовлен господином Азизолла Аттарди по вопросу, касающемуся истории служения иранцев исламу. Этот раздел носит название «Когда началось служение иранцев исламу?» и посвящен периоду, предшествующему военным завоеваниям[47].

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!