Слово «народ» и его современное понимание в персидском языке



В современном персидском языке это слово в целом приобрело другое значение, противоположное первоначальному смыслу. Сегодня словом «народ» называется социальная единица, которая обладает общим историческим прошлым, единым законодательством и единой властью, а в некоторых случаях, общими надеждами и чаяниями. Сегодня мы говорим «немецкий народ», «английский народ», «французский народ» вместо «немцы», «англичане», «французы» и т.д.. В некоторых случаях мы не употребляем это слово по отношению ко всем людям данной социальной единицы; то есть, мы сначала разделяем его на правящий и подчиненный классы, а затем называем правящий класс «государством», а подчиненный класс – «народом».

Это персидское слово появилось в языке совсем недавно и является неологизмом, а в действительности представляет пример неправильного употребления. Сто, двести и тысячу лет назад это слово никогда не употреблялось в персидском языке в этом ошибочном значении. Я предполагаю, что это новый термин появился в недавнее время, начиная с эпохи конституционного режима. Очевидно, в основе этой ошибки лежит то, что его употребляли в качестве определения к другому существительному, например «последователи народа Ибрахима», «последователи народа Мухаммада», «последователи народа Иисуса» и так далее. Постепенно это привело к тому, что стали говорить: народ Ирана, народ Турции, арабский народ, английский народ. Так или иначе, этот термин имеет недавнее происхождение.

В тех случаях, когда мы употребляем слово «меллят» «народ», «нация», современные арабы используют слово «шу’уб» «народность» или «народ», например, «иранская народность», «египетская народность» и т.д. Когда мы в настоящей дискуссии употребляем слово «народ» или «национальность» мы подразумеваем то его значение, в котором оно употребляется в современном персидском языке, вне зависимости от того, верно оно ли нет.

Народ с точки зрения социологии

От рассмотрения буквального значения слова «народ» мы переходим к рассмотрению его значения в социологии. Наименьшей единицей в социологии является семья. Совместная жизнь людей, охватывающая супругов, их детей, внуков, а также в отдельных случаях супругов детей, называется «семейной жизнью».

Семейная жизнь – очень древняя форма коллективной жизни людей. Она возникла одновременно с появлением человека. По мнению некоторых исследователей, животным предкам человека также в большей или меньшей степени была свойственна семейная жизнь.

Единицей более крупной, чем семья, является племя. Племенная жизнь включала в себя совокупность семей, которые были в высшей степени близки друг с другом. Племенная жизнь является более прогрессивной формой жизни по отношению к семейной жизни. Говорят, что в семейной и индивидуальной жизни первобытного человека в сфере имущества и экономики преобладало совместное, а не частное владение, частная собственность возникла позже.

Социальная единица более высокого уровня, превосходящая эту единицу по размерам и степени развития и включающая в себя совокупность людей, которые подчиняются единой власти и единому закону, в языке современных носителей персидского языка называется нацией. «Национальная» единица может складываться из совокупности племен, которые связаны единством происхождения, корней и крови. Возможно также, что племена, образующие нацию, не имеют ничего общего ни с точки зрения крови, ни с точки зрения происхождения, а возможно, у них вообще отсутствует племенная и клановая жизнь, а если и существует, то лишь у некоторых членов этой нации, а не у всех.

В книге «Основы политологии», т.1, с.327 можно прочитать следующее:

«Согласно размежеванию, которое происходит в двадцатом веке между понятиями «нации» и «народа», слово «народ» употребляется преимущественно для определения социальной группы, тогда, как «нация» в правовом и политическом отношении представляет собой единицу населения, которое проживает на определенной территории, объединенной единой властью. Это проживание является следствием общности истории, языка, религии, экономики, общих устремлений и наличия желания продолжать совместную жизнь. Слово «народ» имеет преимущественно социологический характер тогда, как «нация» является преимущественно объектом внимания права и внутренней либо международной политики. Кроме того, употребление этого слова различается в марксистской и либеральной традиции, поэтому следует учитывать, какой идеологии придерживается говорящий или пишущий человек».

 

В современном мире существует множество различных народов. Факторами, сплотившими их в одно целое, являются совместная жизнь, единая власть и единое законодательство, а не что-либо иное, как например, происхождение, кровное родство и т.д. Фактором, объединяющим эти социальные единицы, является то, что они подчиняются единой власти. Некоторые нации не имеют общей истории, а являются порождением какого-либо исторического события, как например, многие нации Ближнего Востока, которые были порождены первой мировой войной и поражением османской империи.

В современном мире не существует народа, который был бы изолирован от других народов с точки зрения крови и происхождения. Например, мы иранцы, обладая собственной историей и особым положением с точки зрения власти и законодательства, разве мы отличаемся от других, соседних с нами народов в этом отношении? Например, мы полагаем, что с точки зрения происхождения мы относимся к арийцам, а арабы – к семитам, но так ли это на самом деле, или же, в результате всех этих смешений и соединений от первоначальных рас не осталось и следа?  

На самом же деле, идея о различии народов с точки зрения крови и расы не более чем предрассудок. Семитская, арийская и другие расы в своем чистом, изолированном виде, существовали лишь в далеком прошлом, в настоящее же время процессы смешения, соединения, перемешивания получили такое распространение, что от чистых наций не осталось и следа.

Сегодня в Иране многие иранские граждане, которые говорят на персидском языке и являются патриотами своей страны, имеют арабское, турецкое, либо монгольское происхождение, так же, как и многие арабы, которые с большим рвением рассуждают об арабском патриотизме, имеют иранское, турецкое или монгольское происхождение. Если вы прямо сейчас отправитесь в Мекку или Медину, вы увидите, что большинство людей, проживающих там, родом из Индии, Ирана, Балха, Бухары и т.д. Возможно, многие люди, ведущие свое происхождение от Кира и Дария, проживают в настоящее время в арабских странах и являются ярыми патриотами своих стран, и наоборот, многие потомки рода Абу Сафиана испытывают горячую любовь к Ирану.

Несколько лет назад один из профессоров Тегеранского университета пытался с помощью аргументов доказать, что Язид Ибн Муавия был чистокровным иранцем по происхождению, что уж говорить о его потомках, если они проживают сейчас на этой земле.

Следовательно, та общность людей, что существует сейчас под названием «народа», это мы – народ, который в настоящее время проживает на одной территории под одним флагом, обладает одним господствующим режимом и особым законодательством, однако, были ли наши предки непременно иранцами, греками, арабами или монголами, мы не знаем.  Если мы, иранцы, хотим учитывать в первую очередь происхождение человека и считать иранцами тех, кто имеет арийское происхождение, то нам придется признать, что большая часть иранской нации отнюдь не иранцы по происхождению, и, следовательно, мы утратим многое из того, что составляет гордость нашего народа. То есть, тем самым мы нанесем самый большой удар по иранскому народу. Сейчас в Иране проживают многие племена и народности, язык которых не является персидским, а сами они не считают свое происхождение арийским.

Как бы там ни было, разговоры о кровной и национальной независимости в наше время являются не более чем мифом.

Национальные предрассудки

Любая социальная единица, будь то семья, племя или нация (в их современном понимании), неразрывно связана с определенными эмоциями и предрассудками, ведь в человеке живет некое чувство, характеризующееся приверженностью своей семье, своему племени или народу. Возможно, это чувство приверженности может проявиться и в гораздо более значительном масштабе, например, региональном или континентальном. Например, европейцы по отношению к народам Азии ощущают некое чувство общности между собой, то же чувство присуще и народам Азии – по отношению к европейцам. Возможно также, что люди одной национальности также испытывают подобное чувство приверженности по отношению друг к другу.

Истоки национальных предрассудков кроются в «эгоизме», который, выйдя за пределы индивидуума и племени, охватил людей, принадлежащих определенному народу. Волею судьбы эти предрассудки неразрывно связаны с неизменными спутниками эгоизма, к которым относятся: фанатизм, высокомерие, игнорирование своих недостатков (недостатков в масштабе нации), преувеличение своих достоинств, надменность и тому подобные проявления.

Национализм

Тенденция к преувеличению роли племенных и национальных особенностей называется в европейских языках «национализмом». Некоторые иранские ученые перевели этот термин, как «поклонение своей нации».

Национализм в том значении, в котором он понимался в прошлом, опирается на национальные чувства и эмоции, а не разум и логику. Не следует осуждать национализм в целом. Когда национализм обладает позитивными качествами, а именно, он способствует большей взаимосвязи, более благоприятным отношениям между людьми, большему количеству добрых дел и большему служению на благо людей, с которыми мы живем в одной стране, тогда он не противоречит разуму и логике и не осуждается исламом. Однако исламом предусмотрено большее количество законных прав для  людей, которые естественным образом наделены большими правами, например, для соседей и родственников. Национализм осуждается тогда, когда он приобретает отрицательный характер; то есть в случае, когда он, навешивая различные ярлыки, делит людей на различные нации, сеет вражду между ними и игнорирует естественные права других.

Явлением, противоположным национализму, является «интернационализм», в сферу действия которого включается весь мир, и который осуждает националистические чувства. Однако, как мы уже сказали, ислам осуждает не все националистические чувства, он осуждает лишь отрицательные проявления националистических чувств, но не положительные.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!