Ислам с точки зрения иранского народа




Во имя Всевышнего!

Мы и ислам

Как свидетельствует летопись прошлого, на протяжении истории иранского народа, которая составляет несколько тысяч лет, наши отношения с различными народами и нациями мира в силу исторических факторов были иногда дружественными, а иногда враждебными. Вследствие этих контактов мы восприняли некоторые идеи и убеждения, а также, в свою очередь, оказали воздействие на идеи и убеждения других народов. Когда бы на нашу землю ни вторгались завоеватели, мы оказывали сопротивление и не растворились в других нациях. Мы любили свой народ, и в тоже время эта любовь не была фанатичной и слепой, она не затмевала наш разум и не мешала нам приблизиться к истине, она не лишала нас силы и не вселяла в нас упрямство и вражду по отношению к истине.

Начиная с эпохи Ахеменидов, когда весь современный Иран, включая провинции соседних стран, был объединен под одной властью, прошло почти две с половиной тысячи лет. Из этих двадцати пяти веков около четырнадцати веков мы прожили с исламом, эта религия вошла в нашу жизнь и стала ее частью. Благодаря обычаям этой религии мы добивались исполнения желаний своих детей, с этими обычаями мы жили, с этими обычаями мы поклонялись единому Богу и с этими обычаями мы предавали земле тела наших умерших. Наша история, наша литература, наша политика, наше правосудие и юстиция, наша культура и цивилизация, наши социальные достижения, и, наконец, все то, что мы имеем, связано с этой религией. По признанию всех исследователей, мы также на протяжении этого времени оказали исламской цивилизации чрезвычайно ценные услуги, важность которых трудно переоценить. Для развития и возвышения этой религии, а также для ее распространения среди других людей мира мы приложили больше усилий, чем другие мусульманские народы, в том числе, сами арабы. Ни один другой народ не принимал такого участия в распространении учения этой религии, как мы.

По этой причине мы имеем право, изучив отношения ислама и Ирана с различных сторон, очень тщательно и с опорой на авторитетные исторические источники прояснить свой вклад в распространение учений ислама, а также – вклад ислама в свой материальный и духовный прогресс.

Патриотизм в современную эпоху

Одним из вопросов, являющихся объектом полемики и дискуссии, является вопрос о «нации». В наши дни многие народы мира, в том числе мусульмане, как в Иране, так и за его пределами, уделяют этому вопросу особое внимание. Некоторые из них настолько углубились в этот вопрос, что стало невозможным обозначить его границы и определить его место среди других понятий.

В действительности вопрос о патриотизме в настоящее время создает большие трудности для исламского мира. Помимо того, что идея патриотизма не согласуется с принципами исламского учения (так как с точки зрения ислама все народы равны), эта идея является большим препятствием на пути к объединению мусульман.

Как известно, исламская община складывается из различных народов, а в прошлом ислам создал из различных и непохожих друг на друга народов единое целое, которое носит название исламского общества. Это единое целое существует в действительности и поныне; то есть в современном мире существует большое единое общество, численность которого составляет семьсот миллионов человек[22], обладающее единым образом мыслей, едиными устремлениями и чувствами и объединенное прочной взаимной связью. Как бы ни была велика разобщенность между ними, причина ее заключена не в них, а в системе власти, государственных аппаратах и политике их стран, а в Новое время в качестве основного фактора этой разобщенности выступают государства Европы и Америки. Несмотря на все это, ни один из этих факторов не смог уничтожить основу этого единства, которое заключено в духе народа. Как говорит Икбаль Лахури:

Слова Аллаха и его призыв – для всех!

Разобщены наши шатры, сердца – едины  

Будь то Аравия, Китай или Иран –  

Как многолика капля утренней росы!

Почти полтора миллиона человек, принадлежащих этой общине, каждый год посещают Мекку для совершения обряда хаджа.

Однако в определенном отношении идея патриотизма и возвеличивания определенного народа является идеей, которая стремится противопоставить различные народы друг другу. Эта волна поднялась в Европе в Новое время. Возможно, это было естественно, ибо там не существовало учения, которое сумело бы сплотить европейские народы в единое общество высшего порядка. Эта волна была принесена народам Востока вследствие колонизации. Для осуществления принципа «разделяй и властвуй», колонизаторы не видели лучшего способа, чем привлечь внимание исламских народов к своему происхождению и национальным особенностям и дать им мнимые поводы для гордости, например, сказать индусу: твое прошлое такое-то и такое-то; сказать турку: создай движение турецкой молодежи, создай «пантуркизм»; сказать арабу, который более, чем представитель любой другой нации восприимчив к этим предрассудкам: панарабизм – твоя опора, а иранцу сказать так: ты ариец по происхождению и ты должен отделять себя от араба, который является семитом.

Возможно, в определенный период времени идея национальности, как и волнение национальных чувств, могут иметь положительные результаты с точки зрения обретения независимости некоторыми государствами, однако в исламских странах они чаще становятся причиной разъединенности и раскола, нежели приносят положительные результаты. Миновали века с той поры, как эти народы прошли данный этап и перешли на более высокий уровень. Пролетели столетия с той поры, как ислам создал единство, основанное на общности идеологии, взглядов, убеждений. И в двадцатом веке ислам продемонстрировал, что способен сыграть решительную роль в борьбе против эксплуатации.

В двадцатом веке в борьбе мусульман против колонизаторов, которая окончилась их освобождением из лап эксплуатации, фактор ислама сыграл большую роль, нежели фактор патриотизма. Речь идет, например, о борьбе в Алжире, Индонезии, арабских странах и Пакистане.

Эти народы на протяжении веков доказывали, что способны объединиться на основании образа мыслей, общих убеждений и единой идеологии, способны подняться на борьбу и освободиться из лап угнетателей. Попытку апеллировать к фактору чувства патриотизма таких людей поистине можно назвать не иначе, как «реакционной».  

Так или иначе, волна национализма и шовинизма, вдохновителями которой являются европейцы, создает большие трудности для исламского мира. Говорят, причиной того, что покойный Саид Джамалиддин Асадабади скрывал свою национальную принадлежность, было его нежелание позиционировать себя как представителя определенного народа, чтобы случайно не сыграть тем самым на руку эксплуататорам и не вызвать неприязнь со стороны других людей.

Мы, являясь последователями мировоззренческой системы, пути и идеологии, называемой исламом, в которой нет места элементу национализма, не можем оставаться безразличными по отношению к течению, противоречащему данной идеологии и носящему название национализма.

Всем нам известно, что в недавнем прошлом многие люди под эгидой защиты иранского народа и иранской идентичности начали широкую борьбу против ислама[23], и, прикрываясь борьбой против арабов и панарабизма, проявляли неуважение по отношению к святыням ислама.

Последствия этой борьбы с исламом, которые мы наблюдаем в Иране благодаря книгам, газетам, еженедельным журналам и так далее, показывают, что этот процесс носит не случайный характер, а представляет собой хорошо рассчитанный план, определенный механизм, приведенный в действие.

Пропаганда зороастрийского учения, поднявшаяся и активизировавшаяся в наши дни, представляет собой запланированную политическую деятельность. Всем хорошо известно, что современный иранец никогда не вернется в лоно зороастрийской религии, а учение зороастризма не заменит учения ислама. Известные личности эпохи маздакизма, манихейства и зороастризма, а также те люди, которые сегодня, прикрываясь национальными чувствами и провозглашая отход от ислама, открыто ведут борьбу с исламом, или же прикрываются борьбой с арабским национализмом, никогда не заменят в сердце иранцев героев ислама. Никогда Аль-Муканна, Синдбад, Бабак Хоррамдин и Мазйар не заменят в сердце иранцев Али Ибн Абиталеба, Хусейна Ибн Али, и тем более Салмана Фарси. Это общеизвестный факт.

Однако, вместе с тем, путем разжигания патриотических и националистических чувств и предрассудков можно настроить незрелую и неразумную молодежь против ислама и разорвать их связь с этой религией. Это значит, что, хотя заменить ислам другой религией невозможно, однако можно превратить любовь к исламу в неприязнь к нему, и оказать этим ценную услугу эксплуататорам. Поэтому, мы видим, как люди, которые в целом являются противниками веры, религии и Бога, в своих пустых и бессодержательных произведениях поддерживают зороастризм и положение доисламского Ирана. Их цель ясна и очевидна.

Мы хотим принять участие в рассмотрении данного вопроса, используя ту же логику, которую используют эти люди, то есть логику национализма и национальных чувств. Да, мы хотим применить именно эту логику, несмотря на то, что мы принимаем во внимание высказывание Икбаля Пакестани: «национализм – это своего рода варварство». Мы также помним о том, что национальные чувства в той мере, в какой они носят положительный характер и преследуют цель служения своим соотечественникам, заслуживают внимания. Однако, в случае, если они влекут за собой негативные последствия, вызывают предубеждение в оценке и суждении, а также становятся помехой при разграничении плохого и хорошего, тогда они вступают в противоречие с принципами нравственности и гуманности. Мы помним, что существует логика более высокого уровня, нежели логика национальных  и националистических чувств, и согласно ей, наука, философия и религия находятся на более высокой ступени, нежели чувства. Национальные чувства и чувства национальной гордости приветствуются во всех сферах человеческой деятельности, но только не в научных, философских и религиозных поисках. Ни один научный вопрос, ни  одну философскую концепцию или религиозную истину невозможно принять только по той причине, что они носят национальный или отечественный характер, так же как нельзя не заметить и отвергнуть их только по причине того, что они являются «пришельцами извне». Прав был тот человек, который сказал, что «наука, философия и религия не имеют родины, они принадлежат всем странам и являются достоянием всех людей». Подобно этому, деятели науки, религии и философии также не имеют родины, ибо являются всемирным достоянием, их родина – весь мир, а их соотечественники – люди всего мира. Да, нам все это известно.

Однако речь сейчас идет не об этой высшей, разумной и гуманной логике. Мы хотим принять участие в рассуждении, применив логику, базирующуюся на эмоциях, которая свойственна людям, не обладающим высоким уровнем развития.

С помощью логики, основанной на национальных чувствах, мы хотим выяснить, следует ли нам рассматривать ислам, как нечто свое, или же он является для нас явлением чуждым и посторонним? С точки зрения национальности, является ли ислам частью иранского народа и националистических чувств иранцев, или же он выходит за их рамки? 

Поэтому, мы продолжим нашу дискуссию, разделив ее на две части. Первая часть будет касаться критерия «принадлежности к народу», то есть, на какие критерии мы опираемся, когда помещаем какое-либо явление в рамки принадлежности к данному народу или же, напротив, выносим это явление за его пределы? Вторая часть должна прояснить, является ли согласно этому критерию «своим» или «чужим» ислам для иранского народа. Поистине, наша дискуссия включает в себя и общие и частные вопросы; первая ее часть представляет вопрос общего характера, а вторая – вопрос частного характера.

Одновременно с этой точки зрения будет проведено сравнение между исламом и зороастризмом; и в соответствии с национальными мерками и критериями станет ясно, что имеет больше прав на принадлежность к иранскому народу – ислам или зороастризм?

Слово «народ»

Слово «народ» является арабским словом и означает «путь, способ». В священном Коране это слово также упоминается в этом значении[24]. Это слово встречается в священном Коране [пятнадцать][25] раз (в пятнадцати аятах). Однако значение, в котором употребляется это слово в священном Коране, отличается от значения, в котором употребляют это слово современные носители персидского языка, и которое является синонимом слова «национальность».

В Коране слово «народ» означает путь, способ и направление, которые были представлены людям божественным руководителем. Например, в Коране говорится:  «община отца вашего, Ибрахима»[26], что означает «путь жизни и образ действий отца вашего Ибрахима», или же говорится так: «община Ибрахима, ханифа»[27].

Ракиб Исфахани в книге «Некоторые слова Корана» пишет: «слова «меллят» «нация», «народ» (араб.) и «эмляль» или «эмля» «диктовать» (араб.) образованы от одного корня». Фраза из Корана فلیمللی ولیه بالعدل [28] означает следующее: «пусть диктует его близкий по справедливости». Ракиб пишет: «Причиной того, что божественный путь назван «народом» является то, что он указан и продиктован Богом».

Следовательно, согласно Корану, народом называется общество, в основе объединения которого лежит определенный образ мыслей, система знаний и действий, которым должны следовать люди. По этой причине народ означает то же, что религия, с той лишь  разницей, что иногда одно явление в одних случаях называют религией, а в других – народом. Народом называется то, что диктуется Богом пророку, что он должен сообщить людям, и в соответствии с чем, он должен руководить ими.

По мнению лингвистов, единственная разница между словами «народ» и «религия» состоит в том, что слово «религия» можно поставить рядом со словом «Бог» и например, сказать «религия Аллаха», то есть «религия Бога». Также это слово можно употребить рядом с именем последователя, например «религия Зейда», «религия Омара». Однако слово «народ» нельзя сочетать ни со словом «Бог», ни с именем последователя, так как не говорят: «народ Бога» или «народ Зейда» или «народ Омара». Тем не менее, это слово сочетается с именем пророка, который был послан Богом руководить людьми в соответствии с определенными принципами, например, можно сказать «народ Ибрахима», «народ Иисуса» или «народ Мухаммада». Можно сказать, что понятие этого слова включает в себя понятие «руководства».

Учитывая это, можно сказать, что слово «народ» близко к слову «учение, школа» в его современном понимании. Слово «школа» также обычно сочетается с именем пророка, проповедующим какой-либо образ действий, путь, идеологию. Если мы подробнее рассмотрим тот аспект, который в слове «народ», как и в слове «школа», включает в себя понятие «диктовки», сходство и близость этих двух слов станут более очевидными.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!