Организация маркетинга на кинопредприятии 5 страница
• организовывать прокат;
• анализировать законченный производством фильм;
• оценивать вторичные рынки.
ГЛАВА
3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДЮСЕРСТВА
Правовое положение продюсера сегодня регулируется многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в первую очередь гражданским законодательством, поскольку в подавляющем большинстве случаев деятельность продюсера является предпринимательской, т.е. в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации «самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли...».
Особенность этой деятельности в аудиовизуальной сфере определена в двух основных актах — Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ (далее — ЗоГПК) и Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 5351-1 (далее - ЗоАП).
Необходимо напомнить, что вопросы правового статуса продюсера возникли в российской практике сравнительно недавно. Законодательство советского периода однозначно определяло, что авторское право на кинофильм принадлежало предприятию, осуществившему его съемку (ч. 1 ст. 486 Гражданского кодекса РСФСР). Из этого следует, что до 1992 г. производителем кинофильма могло быть только юридическое лицо, которое организовывало кинопроцесс. Кроме того, на практике все студии были государственными предприятиями. В условиях плановой государственной экономики иная ситуация была невозможна. Но с развитием рынка государство утратило необъявленную монополию на кинопроизводство и наряду с государственными студиями появились частные предприятия, занимающиеся производством экранной продукции. Кроме юридических лиц в кинобизнесе появились и индивидуальные предприятия. В Союзе кинематографистов России была создана Гильдия организаторов кинопроизводства. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. ввели понятие «изготовитель кино-,
|
|
теле- и видеофильма», не указывая на его организационно-правовую форму и тем самым предполагая, что изготовителем аудиовизуального произведения может быть любой субъект гражданского права, т.е. как физическое лицо (гражданин), так и юридическое лицо (организация).
Принятый двумя годами позже Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» раскрывает термин «изготовитель аудиовизуального произведения» как «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения» (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству аудиовизуальных произведений не является лицензируемой, т.е. для ее осуществления не требуется специального разрешения или предварительного соблюдения каких-либо формальностей, любой может взять на себя инициативу по созданию фильма. По поводу второй части формулировки возникает справедливый вопрос, какого рода ответственность возникает у изготовителя в связи,с принятием решения о начале съемок и перед кем? Надо сказать, что аналогичные нормы в законодательствах других стран сформулированы не более корректно. В законодательстве Франции, например, говорится о лице, взявшем на себя инициативу и гарантирующем завершение съемок.
|
|
Наконец, принятый в 1996 г. Закон о государственной поддержке вводит понятие «продюсер фильма». Впервые этот термин, уже давно употреблявшийся на практике (студии объявляли себя коллективными продюсерами, их руководители — индивидуальными, за это звание боролись директора картин...), был установлен законом. Статья 3 Закона определяет продюсера как «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование, производство и прокат фильма».
|
|
Попробуем сравнить два определения: изготовитель аудиовизуального произведения, трактуемый законом об авторском праве и из закона о государственной поддержке.
В самих понятиях даны два различных определения объекта: «фильм» и «аудиовизуальное произведение». Аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 4 ЗоАП это — «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематогра-
фические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд фильмы и тому подобные произведения), независимо от опособа их первоначальной или последующей фиксации». Фильм в соответствии со ст. 3 ЗоГПК это — «аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия при помощи соответствующих технических устройств». Несмотря на различные акценты, содержащиеся в этих двух определениях, вполне можно допустить, что фильм и аудиовизуальное произведение соотносятся как часть и целое, а значит, их правовой режим во многом одинаков.
|
|
Оба закона допускают, что и изготовителем, и продюсером могут быть как физические, так и юридические лица. В связи с появлением возможности у физических лиц становиться изготовителя-Яи аудиовизуальных произведений и тем самым осуществлять предпринимательскую деятельность встает вопрос, считал ли законодатель самим собой разумеющимся, что под термином «физическое лицо» имеется в виду индивидуальный предприниматель, поскольку только такое физическое лицо по закону может осуществлять предпринимательскую деятельность, либо же речь идет о гражданине, нанятом на работу соответствующим юридическим ИШцоы, которое фактически обеспечивает производство фильма? Но при таком подходе непонятен правовой статус такого лица в связи с определением в законах круга его полномочий и обязательств, связанных, в первую очередь, с основной частью определения.
И продюсер, и изготовитель по определению обоих законов берут на себя инициативу и ответственность, но первый — за финансирование, производство и прокат, а второй — за изготовление произведения. Абсолютно ли совпадают эти части определений? Наиболее часто на практике встречаются случаи, когда в создании аудиовизуального произведения участвуют не один, а несколько продюсеров с четким разграничением функций. Один отвечает за привлечение финансовых средств, второй занимается подбором творческого и технического состава съемочной группы, а также коллектива исполнителей ролей (во многих странах именно он называется исполнительным продюсером), третий обеспечивает
42________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные предпосылки развития
всю хозяйственную сторону кинопроцесса — закупает пленку, арендует павильоны, съемочное и осветительное оборудование, договаривается с лабораториями по обработке пленки. Не любое физическое лицо может заниматься указанной в первом и третьем случаях деятельностью, поскольку именно она является предпринимательской, тогда как заключать авторские договоры и принимать авторские права может любой субъект гражданского права, во всяком случае авторское законодательство не устанавливает никаких ограничений в этом смысле. Таким образом, именно определение, данное в законе о государственной поддержке кинематографии, некорректно в отношении физических лиц. Связь между продюсерами не организационная, а договорная. Формально следуя определению ЗоАП, можно заключить, что не любой продюсер может считаться изготовителем аудиовизуального произведения. Это может иметь достаточно серьезные последствия.
Во многих странах продюсер наделяется смежными правами, т.е. признается субъектом не только предпринимательской, но и творческой деятельности, наряду с изготовителями фонограмм и вещательными организациями. Однако в нашей стране такой статус продюсеры имели только один год — с 1992 по 1993 г. — в период действия раздела IV последних Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Ныне действующий ЗоАП не относит изготовителей аудиовизуальных произведений к субъектам смежных прав.
3.1. Особенности правового режима деятельности продюсера
Главной проблемой правового положения продюсера является то, что действующее законодательство не устанавливает никаких функций этого субъекта правоотношений. Как уже говорилось, определяющим признаком продюсера установлены инициатива и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма, а не круг его правомочий и обязанностей. Из действующих нормативных актов с определенными допущениями можно воспользоваться квалификационной характеристикой профессии продюсера телевизионных и радиопрограмм, установленной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 67.
В соответствии с указанным документом в должностные обязанности продюсера входит следующее:
• организация финансирования проектов с привлечением собственных средств или средств спонсоров и их продвижение;
• обоснование целесообразности осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также их окупаемость и прибыльность;
• организация разработки планов реализации проектов, определение путей и методов их выполнения;
• участие в подборе кадров для осуществления проектов и обеспечение их рациональной расстановки;
• координация деятельности всех заинтересованных в проекте сторон;
• организация выполнения комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечение их необходимыми средствами;
• принятие мер по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима их экономии, осуществление контроля за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов;
• изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов;
• организация работы по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов, выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления.
Продюсер должен знать: специальное законодательство в аудиовизуальной сфере; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие коммерческую и рекламную деятельность; менеджмент и маркетинг; организацию творческого процесса и технологию создания аудиовизуальных произведений; технические средства в своей сфере; экономику, организацию производства, Йруда и управления; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; формы и методы проведения рекламньгх кампаний; передовой отечественный и зарубежный опыт производства рудиовизуальных произведений; основы законодательства о тру-fre; правила и нормы по охране труда.
Из квалификационной характеристики видно, что она регулирует только основы деятельности продюсера — физического лица, индивидуального предпринимателя или ответственного работника продюсерской компании, однако ее требования не могут быть применены к юридическим лицам. Именно положение ЗоАП и %>ГПК, допускающее, что продюсером фильма может быть не только гражданин, но и организация, является основной причи-
ной, по которой до сих пор нормативно не установлена квалификационная характеристика кинопродюсера.
Продюсер в кинематографе выполняет сложную и многозначную роль. С одной стороны, это предприниматель, организующий всю финансовую и техническую сторону производства фильма и берущий на себя инициативу начала и ответственность за благополучное окончание съемок. Продюсер занимается непосредственно производством как хозяйственной деятельностью, ищет источники финансирования проекта, затем обеспечивает (к сожалению, не всегда успешно) возврат полученных средств, организуя максимально выгодную реализацию готового аудиовизуального произведения.
В настоящее время правовое положение продюсера как предпринимателя в российском законодательстве находится в стадии становления. Еще одним свидетельством тому является тот факт, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг деятельность продюсеров классифицирована в подгруппе «Коммерческая и техническая деятельность, прочая деятельность, не включенная в другие группировки».
С другой стороны, деятельность продюсера не ограничивается только хозяйственными проблемами — именно продюсер выбирает или, в крайнем случае, утверждает автора сценария, режиссера, композитора, членов исполнительской группы, заключает с ними договоры на создание фильма,
Этот аспект является еще одной особенностью правового положения продюсера, ведь в силу закона он не получает никаких прав на созданное под его руководством аудиовизуальное произведение, эти права он, как правило, приобретает по договору с его авторами.
3.2. Правовые отношения продюсера с авторами фильма
Как уже говорилось, авторское законодательство в аудиовизуальной сфере кардинальным образом изменилось в 1992 г. С момента вступления в силу последних Основ гражданского закбно-дательства Союза ССР и республик авторское право в силу закона стало принадлежать не предприятию, осуществившему съемку фильма, а его авторам — автору сценария (сценаристу), режиссеру-постановщику и автору музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для данного аудиовизуального произведения (композитору). Естественно, фильм явля-
Дгся результатом творческой деятельности не только указанных Авторов, поэтому ЗоАП устанавливает еще одну категорию автолов, участвующих в создании аудиовизуального произведения — £то авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и др.), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.). Эти авторы не обладают правомочиями в отношении фильма в целом, но пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
I Поскольку в силу закона права на результат творческой деятельности, в том числе права использовать и разрешать его использование, возникают только у самих авторов, т.е. граждан, чьим творческим трудом произведения созданы, единственная возмож-носгь^щюдюееру щщййре.с„ти права распоряжаться произведенным •""подего руководством Фильмом ^^^заключение^рторского д5Г5Во"" ' "*р"а с созда^дями аудиовизуального произведения.
Модель договора продюсера с авторами фильма, закрепленная вч. 2 ст. 13 ЗоАП, -Заключениедог^воранасоздаййгаудиовизуального произведения — влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Отношения между продюсером и авторами отдельных вкладов в аудиовизуальное произведение регулируются также авторскими договорами, однако описанная модель к этим договорам неприменима, поэтому продюсерам необходимо быть особенно внимательными к соглашениям с этой категорией творцов1.
По ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме дор-
' Более подробно о договорных отношениях в аудиовизуальной сфере см.: Чуковская Е. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: Роскон-сульт, 1999.
тигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В этой общей норме названо только одно условие, о котором стороны должны обязательно договориться в соглашении — пред! мет договора. Остальные же существенные условия или прямо| указаны в специальных нормах, регулирующих отдельные группы гражданско-правовых договоров, или признаны таковыми по усмотрению сторон.
Ст. 32 ЗоАП требует, чтобы авторские договоры были заключены в простой письменной форме. Исключение (допущение заключения авторского договора в устной форме) сделано только для использования произведения в периодической печати и не относится к аудиовизуальной сфере.
В ч. 1 ст. 31 ЗоАП прямо указывается, что необходимо огово-~\ рить при заключении авторского договора. Авторский договор 1 должен предусматривать: способы использования произведения I (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. В ч. 2 ст. 13 ЗоАП, как уже говорилось, даны рекомендации по предмету и сроку авторского договора в аудиовизуальной сфере.
Особое внимание продюсер должен обратить на то, что при заключении договора с авторами фильма фактически речь идет о двух объектах авторского права — самом фильме, а также непосредственном вкладе авторов — литературном или режиссерском сценарии, музыкальном произведении. Режим использования результата коллективной и индивидуальной творческой деятельности может быть оговорен в одном соглашении, однако условия (способы использования, срок, территория и т.д.) могут и должны быть разными.
Иная ситуация возникает, когда автор и продюсер состоят не в авторско-правовых, а в трудовых отношениях. Режим аудиовизуального произведения или вклада в него (для авторов из ч. 4 ст. 13 ЗоАП), имеющего статус служебного произведения, в этом случае принципиально отличается от вышеописанного. В соответствии со ст. 14 ЗоАП авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит ав-
тору служебного произведения, однако исключительные права 1га использование служебного произведения принадлежат лицу, Зс которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено {иное. В отличии от авторских отношений, расторжение трудо-Ього договора между автором и продюсером не имеет для продюсера столь серьезных последствий, как лишение возможности использования произведения.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!